Пускай же говорят собаки ай моська знать она сильна что лает на слона


Басня Крылова Слон и Моська

Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни, вложенными в них остроумным Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ.

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"

Мораль басни Слон и Моська

Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

Басня Слон и Моська - анализ

В басне Слон и Моська – два главных персонажа. Основное действующее лицо – собака Моська, на это указывает то, что она единственная имеет имя. Слон же имени не имеет, оставаясь на втором плане. Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.

Моська – персонаж, на первый взгляд - отрицательный, символизирующий людей, умеющих себя рекламировать на пустом месте. Разговаривая с простой Шавкой, она выдает забавную истину, что хоть и лает на Слона, но не к нему обращены все её старания. Вся игра, на самом деле, устроена для других собак. Не нужно драк или опасностей, достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на Слона, сильного мира сего. Он даже не обратит на маленькую собачку внимания, а Моська добьется цели: покажет свою смелость и силу простым собакам. Удивительно, но, как и в жизни, такими уловками действительно можно достичь поставленной цели. Крылов же с присущей ему остротой сумел показать, насколько смешны и нелепы усилия маленькой Моськи и в то же время, насколько глупы окружающие её собаки, принимающие хитрость за чистую монету.

deti-online.com

Иван Крылов - Слон и Моська (Басня): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»

Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова

Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».

Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен. Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности.

Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.

rustih.ru

Слон и Моська - басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни.

По улица водили Слона напоказ, за ним ходили толпы зевак. Тут выбежала Маленькая Моська и начала громко лаять на Слона. Она визжала, лезла с ним в драку, но тот не обращал на нее никакого внимания. Другие собаки Моське говорят, что надо перестать лаять, ведь от этого совсем нет толку. Но Моська отвечает, что она это делает, чтобы про нее все думали, что она сильна, раз лает на Слона.

Читать басню Слон и Моська онлайн

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Слон и Моська

Хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.

Пожалуйста, оцените произведение

Подтвердить оценку

Оценка: 4.5 / 5. Количестов оценок: 42

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Прочитано 1774 раз(а)

mishka-knizhka.ru

БАСНЯ Крылова «Слон и Моська» читать онлайн + слушать аудиосказку

Басня «Слон и Моська»: читать текст + слушать аудио

Автор: Иван Крылов

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои:
  1. Моська. Маленькая вздорная собачка. Громко лает, задирается, делает вид, что храбрая. На самом деле большая трусиха.
  2. Шавка. Разумная собака.
  3. Слон. Огромный и невозмутимый. Просто не замечает Моську.

Краткое содержание:

По улицам города водили слона, чтобы показать слона зевакам. Откуда-то появилась маленькая собачка Моська и стала громко лаять на слона. Она лает, а слон на нее внимания не обращает. Уже какая-то другая собака обращается к Моське и говорит, чтобы та перестала лаять, потому что слону от этого ни тепло, ни холодно. Но Моська отвечает, что как раз это ей и нравится, потому что она без всякой драки может прослыть грозной забиякой. И что все вокруг будут с уважением говорить о силе Моськи, которая не боится лаять на слона.

Мораль басни «Слон и Моська». Легко прослыть храбрым, если лаять на тех, кто тебя совсем не замечает.

https://skazkaonline.ru/wp-content/uploads/2019/11/krylov-slon-i-moska.mp3

Слон и моська. Басня И.А. Крылова. Диафильм


По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

skazkaonline.ru

Басня Крылова Слон и Моська читать онлайн бесплатно

Отзыв к басне Ивана Крылова «Слон и Моська»

Удивительно, но одной из самых известных басен поэта баснописца и публициста Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська», в прошлом году исполнилось 210 лет! Впервые читатель познакомился с этой саркастичной историей в журнале «Драматический вестник». Пережив множество переизданий, публикаций, экранизаций и озвучиваний, басня прочно вошла в школьные учебники, полюбившись детям и взрослым. Кроме того, красочные строки шуточного произведения переросли в известные цитаты, такие как «по улицам Слона водили» и «Моська, знать, сильна, раз лает на слона».

Содержание басни

Сюжет басни не оригинален – Крылов явно вдохновился притчей Александра Петровича Суморокова «Мышь и слон».
Однажды по городским улицам стали водить Слона. Ясное дело, диковинное заморское животное вызывало большой интерес у публики. Зеваки-горожане следовали за большим необычным зверем, разглядывая его с интересом. Но вдруг на Слона с громким пронзительным лаем бросилась маленькая собачка Моська. Кличка собаки будто подчёркивает её маленький ничтожный размер.

Собака лает, больше распаляясь, но Слон остаётся невозмутим. Проходящая собака (автор не даёт ей клички, просто указывая беспородность – шавка) удивляется и интересуется у Моськи, зачем та тратит свои силы, ведь слон даже не реагирует на её лай. На что маленькая собачка бесхитростно отвечает, что хочет слыть забиякой. Ведь для этого ничего не нужно будет делать: все вокруг увидят, что она кидается на Слона, столь огромное необычное животное, что все, наверняка, подумают какая она смелая и сильная.

Поучительный контекст

Маленькая по объёму басня, как обычно, рождает множество поучительных подтекстов, которые открываются и обрастают философскими мыслями, как только начинаешь глубже задумываться над этой милой сказкой.

Мораль №1. Конечно, через героев-зверей Крылов обращался к людям и их порокам. К сожаленью, очень часто никчемные, мелкие душой люди хотят казаться лучше, грознее, значимее, используя для этого внешний шум – нападая на других, развивая бурную, но глупую, не имеющую смысла деятельность. При этом хорошо, если умным гордым людям, которых олицетворяет Слон, хватаем мудрости не обращать на эти потуги никакого внимания.

Мораль №2. Не обладая особыми моральными и человеческими качествами, при этом осознавая собственную малозначимость, иные тяготеют хотя бы к тому, что бы внешне соответствовать избранному имиджу. И способы достижения этой цели не важны, пускай это даже будут пустые нападки на другого оппонента.

Мораль №3. Некоторые исследователи считают, что самым главным здесь является высмеивание того, как часто люди придают значение мнению окружающего общество. Что подумают о тебе, гораздо важнее того, чем ты являешься на самом деле.

Мораль №4. Неожиданная. Встречается и прямо противоположное мнение на этот ироничный рассказ. Этот вариант расшифровки морали не столь популярен, но всё же стоит справедливости ради его упомянуть. Моська выступает не отрицательным героем, а наоборот: смелая собачка не побоялась бросить вызов большому животному. Шансы победить в схватке со Слоном у неё равны нулю, но смело вступив с ним в схватку, она демонстрирует гордость и храбрость.

Как можно заметить, каждый находит в басне то, что хочет найти: кто-то осуждает бахвальство и пустое хвастовство, кто-то видит в героях антагонистов, олицетворяющих мудрость и глупость, а кто-то хвалит Моську за отчаянность.

Вот так в короткой форме, простом сюжете и через довольно милых героев, Крылов смог обличить сразу несколько пороков общества, которые, к сожаленью, будут вечны ибо прочно входят в природу человека.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Слон и Моська» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

 

russkaja-skazka.ru

Крылов Иван - Слон и Моська. Слушать онлайн

СЛОН И МОСЬКА

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"

читает Игорь Ильинский

Игорь Владимирович Ильинский (11 июля 1901—13 января 1987) — советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР.

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

teatr.audio

Моська лает на слона — Posmotre.li

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Bullying a Dragon, Boisterous Weakling. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Вкратце
Персонаж грозится, хотя ему заведомо не справиться с тем, на кого он ополчился (или якобы ополчился).

— Ну чё, пойдём его уроем!

Им не светит — но они об этом ни сном ни духом…

Комический эффект построен на том, что читатель (слушатель, зритель) уже знает, насколько крут тот, о ком речь — но при этом персонаж, всерьёз затеявший «урыть» упомянутое лицо, попросту не ведает, НА КОГО замахивается.

Или вариант: тот, кто грозится — неадекват. Ему есть откуда ведать, что его ждёт, если он попрёт на такую силу… но он всё равно не знает этого, потому что «не хочет знать». Он всё равно внушает себе (как правило — успешно, и, как правило, до поры до времени), что шансы есть — хотя на самом деле шансов нет. Педаль в пол, если он уверовал, будто впереди даже не «шансы», а полная гарантия победы.

И наконец, как в случае басни-тропнеймера, подобные речи персонаж может вести — и грудь при этом выпячивать — чисто ради троллинга, прекрасно при этом осознавая, что ему не светит, если разборка пойдёт всерьёз. Но «надо же себя поддержать против них»(с), или ещё и позлить противника… А то и просто попиариться, без намерения всерьёз конфликтовать.

  • А если противник дурак и/или трус — он может и всерьёз испугаться (существа, которое он мог бы размазать по земле одним ленивым движением). Чего только на свете не бывает.

Общее для всех трёх случаев — разительное несоответствие сил (противник НАСТОЛЬКО сильнее, что…), но при этом словесные угрозы из уст слабейшего, будь они искренними или не очень. Подтекст угроз, как правило — хвастливость или (реже) спокойная уверенность, что всё получится, в данном случае напрасная.

Предания[править]

  • Древнегреческие мифы о состязаниях в искусстве с кем-то из богов Олимпа (обычно с Афиной, Аполлоном или музами). Засветились Арахна, Марсий и Пиериды.
    • И если в случае с противниками Аполлона сабжем была сама мысль о том, что можно превзойти в мастерстве бога, то Арахна-то и в самом деле не уступала Афине. Вот только не стоило ей создавать на богов карикатуры, учитывая, что Афина таких шуток не понимает.

Фольклор[править]

  • Народная потешка (есть во многих культурах) «Комар на бой собирался». В одних версиях комар грозит повалить дуб, в других — победить льва.
    • Есть варианты этой потешки с субверсией тропа: повествование о дубе подаётся как пародия на истории о гигантских катаклизмах или «битвах титанов» (и дуб действительно рушится под комаром — но и комар погибает, упав с дуба), а в рассказе о льве показывают, как лев начал молить о пощаде, оттого что комар закусал его прямо в чувствительный нос (иногда комара, гордого победой, потом съедает лягушка или птица).
      • В басне Эзопа насекомое после того, как оно покусало льва, съел паук.
  • Французский анекдот: «Играет в хоккей команда мышей с командой слонов. Слон-защитник ка-ак припечатал задницей к борту мыша-нападающего! Мыш — лежит на льду без признаков жизни. Судья остановил матч и позвал врача. Слон тем временем в панике склоняется к мышу: „Серенький, серенький, ты жив?.. Я тебя не убил?..“. Мыш возмущенно вскакивает (вернее, пытается, а получилось у него только с постаныванием и не спеша встать на ноги) и гордо говорит: „А почему такая паника, серый? Это хоккей, жёсткая игра. Небось не пинг-понг. Я бы мог применить к тебе тот же самый приём!“»
    • Аналогично (но с некоторыми вариантами) и про футбольный матч слонов с муравьями.
    • В том же духе и иные отечественные анекдоты про муравья (или нескольких), которому слон «мешает».

Литература[править]

Русскоязычная[править]
  • Иван Андреевич Крылов. Классика. Вариант с троллингом ради самопиара. Сама Моська очень откровенно объясняет свои мотивы (наедине с другом):
« Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
»
— «Слон и Моська»
  • А. Аверченко, «Серёжкин рубль» — вариант с неадекватом. Напрасно Серёжка поверил в собственную ложь. Напрасно «моська начала лаять на слона» и даже кинулась на него…
  • Маяковский, шутки и эпатажа ради, грозился самому Богу: «Я думал, ты всесильный БожИще, а ты — недоучка, крохотный божик… Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища достаю сапожный [т. е. боевой засапожный] ножик…».
    • В другом стихотворении «наехал» на солнце. Когда оно сошло к нему на чай, немного струхнул. Впрочем, кончилось все хорошо.
    • Есенин - из окошка - грозился совершить позорное действо с Луной, но рандеву, увы, не состоялось.
  • К. Чуковский, стихотворная сказка «Тараканище». Обычный (даже не гигантский и, по-видимому, не обладающий никакими особыми способностями) таракан просто отыгрывал троп — и так запугал-затроллил огромных могучих зверей, что они готовы были даже приносить ему в виде дани своих детей, которых тот грозился «кушать за ужином»!.. Огромную толпу зверей «спасает» (на самом деле — от их собственной трусости) обычный воробьишка, который взял да склевал таракана-провокатора.
  • Владимир Войнович рассказывал, что его маленькая дочь сочинила короткую сказку-басню. «Шёл слон, навстречу ему волк. Волк говорит: „Слон, а слон, можно я тебя съем?“. „Нельзя“, — строго ответил слон и пошёл дальше целый».
  • «Волкодав» — вариант с неадекватом. Юный дворянин Атталик, нифига толком не умеющий, при этом безнадёжно и глупо влюблённый в кнесинку (княжну), раз за разом отчаянно бросает вызов Волкодаву, мастеру боя и телохранителю той княжны. «Это я должен быть около неё и защищать её, а не ты, безродный! Дерись! Боишься?!!». Мудрый Волкодав не бьёт (и не унижает) парня, от боя уклоняется, остужает пыл Атталика продуманными насмешками.
    • И только когда сопляк попытался зарезать Волкодава из-за угла, терпение у того лопнуло, и венн пустил в ход дедовский метод воспитания — выпорол мальчишку вожжами. Удивительно, но «вогнать ума через задние ворота» вполне получилось.
  • «Хроники странного королевства» — вариант не боевой, а «социальный». Агент земных спецслужб Георгий Бранкевич уверяет, что запросто возьмет под контроль короля Шеллара, потому что «он, конечно, по местным меркам умный, но такой силы, как мы, даже представить не может». Ему в ответ объясняют, что умный он не только по местным меркам. Но не убедило…
    • Пара бандитов, приковавших Элмара к перилам. «Королевские паладины бывают опасны, когда они верхом и в доспехах…» Подсвечено трижды: самим Элмаром, Кантором и Шелларом на разборе дела.
На других языках[править]
  • «Пертская красавица» — Оливер Праудфут, постоянно. Друзья знают об этой его слабости (у него, кажется, с головой не всё ладно) и не судят его строго.
    • Когда его случайно грохнули — друзья развязали самую настоящую вендетту за Оливера, но не потому, что так уж сильно его любили, а потому что нельзя создавать прецедент, когда дворянин безнаказанно убивал бы зажиточного мещанина. Этак дворяне совсем оборзеют, берега потеряют, закон и обычай забудут.
  • Борис Априлов, «Приключения Лиско», четвёртая книга — вся история с «загадочным и грозным существом» Чими[джимичамиджоми]. Кто в курсе деталей — чур без спойлеров!
    • В адаптации для кукольного театра — субверсия: крохотный слабенький Чими под конец оказывается «монстром-инкогнито», способным и вырастать до великанских размеров, и применять против своих врагов псионику, и осквернять округу каким-то проклятьем, и мгновенно высушивать магической силой водоёмы, и чёрт знает что ещё. Но сам автор заявлял, что это неканон («просто кошмарный сон Мокси, и если будет мультфильм, то так и надо подать»), а на деле, дескать, всё произошло как в романе (где, в принципе, повторилась история «как с Тараканищем Чуковского», только в нелетальном варианте).
    • В романе, несколько позже, сам Лиско отыграл троп по отношению к огромному и опасному (но глупому, легковерному и трусоватому) волку — и сумел взять его на понт, грамотно запугать (в том числе с помощью приёма «Неизвестность пугает больше») и изгнать.

Кино[править]

  • «Коммандо» с А. Шварценеггером. Полицейские, при поддержке магазинных охранников, собираются задержать в торговом центре какого-то огромного силача, который, по словам хорошенькой мулатки, обижал её. Даже один вид этого качка устрашает полицейских, и они, прежде чем докопаться до мужика, срочно созывают подмогу по рации… В это время один из копов, понтливый чернокожий совсем некрупного сложения, красуется перед двумя девушками и небрежненько этак говорит: «Ну, красавицы, хотите посмотреть, как я сейчас навешаю одному ублюдку?». (Зритель к этому времени в курсе, что протагонист служил в разведывательно-диверсионной части. Да и вообще, Арнольд 1980-х — это сам по себе мем.)
    • За этим следует сцена «избиения младенцев»: силач отлупасил толпу полицейских, как какой-нибудь герой beat 'em up-видеоигры. Задержание не состоялось.
  • «Захват» (Under Siege), фильм первый. Террористы уверены в своей лёгкой победе над протагонистом — корабельным коком (С. Сигал). Один из них, однако, предостерегает: «Да он бывший „зелёный берет“!». Один из главарей в ответ: «Да эти ребята [ударная группа] уроют десяток „зелёных беретов“ и сотню коков!». Сотню коков они, может, и урыли бы, а одного этого ветерана спецназа — не смогли, учитывая, какая у него великолепная подготовка. Да и не один он сражался — сумел мотивировать экипаж корабля на борьбу. Террористы, в своей спеси, матросиков вообще в расчёт не принимали — мол, овцы, заложники, что может пойти не так? Да и танцовщица, которую укрыл один из вожаков, оказалась вполне себе бой-бабой
  • «Мои счастливые звёзды». Большинство «Банды Сиротского Дома» — бойцы не очень, но при виде врага (опасных злодеев) они всё равно встают в грозные и картинные кунфуистские стойки. Мол, знай наших!

Телесериалы[править]

  • «Лесник». Вася Большаев — штатный клоун сериала, деградировавший алкоголик, ничтожный враль, слабак и хвастунишка. Он тяжко переживает свою постоянную униженность, «социальную и моральную опущенность» (недаром в мечтах/бреде постоянно видит сам себя начальником, наставником или вождём!). Порой ему случается на полном серьёзе посулить, что он-де, Вася, кого-то «возьмёт на болевой [приём]», и тот-де «будет ласточкой вдоль всей деревни лететь». Говорится о заведомо могучем противнике, против которого у Васи никаких шансов. Что характерно — говорится только заочно, когда противник гарантированно не услышит. (То есть остатки адекватности у Васи еще сохранились.)
    • Один раз за такую похвальбу Вася получил по роже от своего друга Егора.
    • Вася и протагонисту — качку и супербойцу — пытался в пьяном виде грозиться («Ты зачем увёл мою женщину?! Я тебя сейчас…»). Но — предательски упавшим голосом (опять-таки, соображалку не до конца пропил). Лесник Зубов его жалел, в ответ бил совсем несильно (скорее толкал).
    • Другая ситуация из того же сериала, уже не с Васей. Третий сезон, глава «Каникулы». Бандиты планируют свои действия: «Вы — езжайте за девчонкой [чтобы её похитить], а мы двое — в Иванисовку, лесника трясти [т. е. допрашивать жёстко и с пристрастием, а также требовать денег]!». Нервным смешком давятся те из зрителей, которые смотрели сериал с первого сезона, не пропустив ни одной серии, и потому знают, каков этот лесник и ЧТО он может. Эффект усилен тем, что эти двое, вознамерившиеся «трясти лесника», оба на вид далеко не качки и не гении рукопашного боя, и даже не наделены какой-то особенной харизмой.

Мультфильмы[править]

  • «Тимка и Димка». Жили-были друзья не разлей вода — котёнок и медвежонок. Но однажды они поссорились, и медвежонок, отчего-то завидуя коту, заявил, что сможет «быть котом и ловить мышей не хуже». Крохотная вредная мышка ничуть не испугалась медвежонка — тщетно он мяукал и прилаживал себе вместо кошачьего хвоста веник. Мышь обманом поймала медведика в клетку и, глумясь над ним, сделала вид, что сейчас будет его жрать. Медвежонок поверил — и благим матом принялся звать друга-кота на помощь. От кота мышь рванула впереди своего панического визга.
  • «Бабочка и тигр» (из альманаха «Весёлая карусель»). Тигр в зоопарке привык спать на полосатом матраце. Матрац этот способен оживать — и с грозным рычанием гоняться за большими и сильными зверями, успешно запугивая их (на голом понту) не слабее, чем Тараканище Чуковского. И это при том, что матрац вряд ли способен сделать зверям хоть что-то — у него ни зубов, ни когтей, ни боевой магии (правда, старичка-лося за хвост слегка подёргал и всё). Увидев возвращающегося хозяина-тигра, матрац мигом «сдувается» и возвращается на своё место, где лежит тихо. Тигр, по контрасту со своим холуём, очень сильный и очень добрый — трогательно дружит с красавицей-бабочкой.
  • Tom and Jerry: Jerry and the Lion. Том только что получил оздоровительных люлей от большого грозного льва… И в темноте даже не рассмотрел, кто именно его бил. Видя это, мыш Джерри (находившийся в том же тёмном помещении, где и лев) решает потроллить Тома: выходит оттуда с устрашающим видом, как будто это он только что избил кота. Мол, уж не мало ли тебе, не хочешь ли добавки? Том поверил — и в ужасе убежал.
    • Jerry’s Cousin: к Джерри приехал кузен-борец и набил Тому морду. Неоднократно и сурово. А на прощание подарил мышонку свою одежду… В общем, Том принял Джерри за его двоюродного братца-качка и стал целовать ему ноги… А Джерри с удовольствием подставил для поцелуев еще и другую ногу. И опять прокатило!

Манга и аниме[править]

  • Bleach: получив по голове Аусвейленом и потеряв часть сил (в частности, Фольштендиги), штернриттеры Базз Би, Лильтотто Лэмпард и Жизель Живель решили, что Яхве поступил с ними «не по понятиям», и его за это надо убить. Заметьте — они не объединились ради благого дела с синигами, а пошли мочить Императора втроем. Точнее, пошли Лильтотто и Жизель, а Базз в это время хотел избавиться от Хашвальта — своего друга детства и дракона Яхве, которому главгад отдавал все силы на время сна. Естественно, ничего хорошего из этого не получилось. Яхве своих убийц попросту ваншотнул, а Хашвальт нарезал панка на колбасу, потому как дружба дружбой, а бунтовать против Императора — последнее дело.
  • One Piece — Багги сыграл в такое целых два раза в течение одной арки. Сначала он собирается убить Белоуса, но за мгновение до удара до него доходит, чем обернётся такой подвиг. Затем он быкует на Шанкса, который одного статуса с Белоусом. Кстати, с точки зрения присутствующих тут этого тропа совсем не было.
  • One Punch Man: все, кто сражается с Сайтамой.

Видеоигры[править]

  • Tales of Berseria: когда герои оказались между драконом и самим Безымянным, Завейд, усилившись Зигфридом, попытался одолеть последнего. Эмпирейца. В одиночку. Естественно, Завейда хватило на пару минут, и баффы Зигфрида мало чем помогли. Потом, правда, Безымянного решил задержать Лафицет, и у него получилось гораздо лучше.
  • Стратегии от Paradox. Слабые и не слишком богатые армией страны любят лаять на занимающего половину Европы/Земли/галактики военного монстра. Особенно в Victoria и Stellaris

Музыка[править]

« Что для тысячи гномов МоргОт?! »
— А. Хабаров и В. Потапов, на мотив «Каратэ — это бой…»
«

Будь ты гоблин иль МелькОр —
Разнесёт тебя топор!

»
— А. Плесовских, на мотив «Батька Махно…»
  • Субверсия, ибо по авторским правилам мира такое вполне возможно, если помыслы чисты и боевой дух на максимуме. В итоге ведь Моргота не валар взяли в плен.

Реальная жизнь[править]

  • В 1975 году диктатор Уганды Иди Амин публично объявил войну США. На следующий день объявил о завершении войны и безоговорочной победе, поскольку Штаты даже не решились связываться. Неизвестно, насколько американское руководство было на тот момент в курсе, что находится в состоянии войны.
  • То, как КНДР общается с США — с сильно прикрученным фитильком. Во-первых, ядерное оружие всё же не хлопушки. Во-вторых, КНДР к возможной войне готовится основательно (в меру возможностей), а США оно не особо-то и нужно. В-третьих, принципиально разная готовность нести потери: что для КНДР необходимая жертва, то для США станет национальной катастрофой и, вероятно, крестом на карьере множества должностных лиц. Никто не спорит, что чистой военной мощью американцы чучхейцев задавят, только игра не стоит свеч.
  • Украинский политик Олег Ляшко очень любит драться в Верховной Раде. Любит, но совершенно не умеет.
Штампы
Категории штампов

Аналоги • Армия и военное дело (Рыцари и Ко.)/Загнивающая аристократия/Криминал/Политика (Теория заговора)/Средневековье • Бестиарий (Нежить • Не такие сказочные существа) • Внешность (Одежда) • Вопросы пола/Романтические тропы и штампы/Дела семейные • Высшие силы/Религия/Страны и народы • Добро и зло (Злодеи) • Друзья и напарники • Дураки и сумасшедшие/Ум и глупость/Мудрецы и наставники • Еда и питьё/Алкоголь и наркотики • Космос/Море/Транспорт • Крутые и крутизна • Наука (Медицина) • Не знает матчасти • Предметы • Правда и ложь • Ролевые игры • Сеттинг • Смерть • Сон и пробуждение • Суперспособности и магия • Ужасы • Школьники • Экономика • Язык (типичные фразы)

Игры со штампами • Явления и идеи
Сюжетные элементы Аварийная замена дипломата • Австралия с барского плеча • Ай, молодца! • Ай, молодца, злодей! • Антивосставательная фича • А остальные куда смотрели? (Мама, у нас в подвале партизан) • А родители не знают • Бейсбольный эпизод • Битва за душу • Богатые тоже плачут (Мелкий жемчуг) • Боже, какой пустяк! • Братство распалось • Буллинг • Был никем, стал кошмаром • Варенье на завтра • В жизни всё бывает • Вмешательство Альмсиви • Внутри тонущего автомобиля • Вознестись на высший уровень существования • Война интеллектов (Кто первый разозлится) • Враг мой (Временный союз) • Хронокаша (временной парадокс • темпоральная константа • временное кольцо • якорь реальности) • Всё было розыгрышем • Вся слава досталась не тому • Вторжение в ад • Выдумка не врёт • Выкинули на мороз • Вышел за хлебом • Гейс • Герой и его X • Герой пришел на готовое • Геройская красная кнопка • Грузовик с пушечным мясом • Да ночь продержаться • День сурка • Дискотека (Выпускной • Школьные танцы) • Докопались • Дорогой ценой • Драматическая болезнь • Драматическая немота • Древний заговор • Дружба начинается с поражения • Есть только один способ проверить • Заколдованный круг • Замена золотой рыбки • Звонок мужу на работу • Злой рок • Знакомое лицо под маской • Игра в реальном мире • Игры азартные и не очень • Идея фикс • Избиение младенцев • Изгнание • Инвалид против злодеев • Инстинкт старшего брата • Ироничное эхо • Источник власти • Караул, спасают! (Невероятно отстойная благодарность) • Кнопка сброса • Когда есть только молоток • Кома • Конец карьеры из-за травмы • Конец света, как мы его знаем • Королевская битва • Корона в конце пути • Коронный момент • Красная сельдь • Красота — это проклятие • Ктулху с побитой мордой • Купленный пиар • Ложная тревога • Лох против козла • Люди имеют свою цену • Маленький герой и большая война • Маловато будет! • Манипуляция воспоминаниями • Манчжурский агент • Масштабный взрыв • Метод утёнка • Милый — значит, злодей • Момент характеристики • Моська лает на слона • Мэнгст • На хрена родня такая, лучше буду сиротой vs. Хорошие родители vs. Разобщенная семья • Неизвестность пугает больше • Неожиданный отпор (А где бабуля? • А двести двадцать не хочешь? (Осторожно, двести двадцать!) • Видали мы вашего Х (У тебя нет преимущества) • Они опять убили Кенни • Обознатушки • Целую, Тоска) • Нечаянное проклятие • Никто не верит ребёнку (Взрослые не верят в волшебство) • Одной смерти мало • Они все были плохие • Операция под фальшивым флагом • Папа не пришёл на бейсбол • Первая девушка выигрывает/Второй парень выигрывает • Первый контакт • Перенос личности в чужое тело (Обмен телами) • Плохие люди • Победитель дракона становится драконом • Поворот не туда • Поединок на песнях • Фирменная поза (Герои в позе пьеты • Герой в распятой позе • Герой в гробу • Забросить на плечо • Нести как невесту (Запрыгнуть на руки) • Нести на спине • Поза вознесения • Поза эмбриона • Пора свести счёты • Раскинуть руки как крылья) • Поймай их всех! (Время собирать камни • Головоломка мадам Петуховой) • Помидор в зеркале • Попал — пропал • Посадить в автобус/Вернулся в автобусе • Постельный кастинг • Поступай неправильно • Поцелуй и затемнение • Предсмертное откровение • Проблема доверия • Пробуждение спящего гиганта • Проклятие (Проклятие по эстафете) • Прощай, Алиса • Пуффендуй • Разбитый идол (кризис веры) • Разбудить Ктулху • Раздевание равносильно поражению • Раздевание равносильно унижению • Разум не вынес • Ребёнок в память о нём • Ребёнок один дома • Реинкарнация • Рыльце в пуху • Роковое падение • Сам себя перехитрил • Скованные одной цепью • Скомпрометированность • Скупая мужская слеза • Слив компромата • Слить моральную дилемму • Сломать стоика/Сломать милашку • Служба в награду • Случайное попадание • Сон во сне • Спасти в последний момент • Список болезней • Список врагов • Список проблем • Спрятавшийся ребенок • Спрятано на виду (Спрятаться не на виду • Хранится в дерьме) • Средний палец• Судьба-индейка• Судьбоносный грузовик • Так просто, что уже сложно • Тактическая дразнилка • Тени былого величия (В тени колосса) • Трагическая дружба • Традиционное гостеприимство • Ты лучше, чем думаешь • Умереть может каждый • Усложняю эксперимент • У страха глаза велики (Женщины боятся мышей • Фобия) • Укол в шею • Участь хуже смерти (Но я должен кричать) • Финальная битва • Ходячая мишень • Цель оправдывает средства • Что стало с мышонком?/Помните нового мышонка? • Что-то пошло не так (Фиаско)/Всё пошло слишком так
Типичные действия Адские тренировки vs Идиотские тренировки • А тут будет дверь • Беги или умри • Бессмысленное самопожертвование • Бой на мечах • Бремя лидера • Бросить собаке кость • Взрыв за спиной • Врезать не глядя • Всё бросил и побежал • Вкусить запретный плод • Водит, как псих • Выстрелить в кого-то за спиной • Гамбит (Гамбит Арагорна • Гамбит Бэтмена • Гамбит Ксанатоса • Гамбит Танатоса) • Героическое самопожертвование/Злодейское самопожертвование • Головорезов не считают • Граунд-энд-паунд • Дефенестрация • Диссонирующее спокойствие • Для боя нужно спешиться • Добровольно снять погоны • Дразнить Ктулху • Дуэли (словесная дуэль • Снайперская дуэль) • Желудок — лучший карман • Заболтать до смерти • Забрать домой • Засада • Засадный полк • Засунуть лампочку в рот • Захватить мир • Здесь был Вася • Злобный плевок • Злобный смех • Инициация • Избиение младенцев • Изобразить опоссума • Из пушки по воробьям • Искупление равносильно смерти • Используй голову • Иудин поцелуй • Ищем клады • Коронная смерть • Кошки мешают нечисти • Крик в небеса • Кроссдрессинг • Ласково прикоснуться к ране • Лизать нож • Ловушка для самозванца • Массовый гипноз • Медвежьи объятия • Мексиканское противостояние • Молчание волков • Наблюдать за спящим • На колени перед Зодом vs На колени перед Фродо • Нажать на все кнопки • Название заклинания произносится вслух • Назвать полным именем • Найти лекарство • Нарушить приказ • Нарядили и подставили • Не знаю, в кого стрелять • Ненужное лязганье оружием • Обезвреживание бомбы • Обратный допрос • Одноразовый козырь • Одноразовый план • Оздоровительная порка • Опасный и запретный приём • Остановка времени • Отвлечь с помощью женщины • Отказ от рукопожатия • Оторву твой длинный… • Офигенные герои • Ошибка Ботвинника • Ошибка слепого • Парный бой • Пережить самопожертвование • Перезарядка оружия завершена • Песок в лицо • Пешеход сбил машину • Плохие новости по-хорошему • Пнуть собаку • Пнуть сукиного сына • Побить за 60 секунд • Поговори с кулаком • Поднял уровень доброты • Поднял уровень крутизны • Поднять оппонента (Бил врага вражиною • Бросить в сторону вместо того, чтобы убить • Поднять за горло • Поднять над собой) • Подпустить поближе‎ • Подраться на радостях • Подтянуться на руках • Поединок воли • Поездить на монстре • Покарать гонца • Поплыл, как топор • Поторопить смерть • Поцелуй на удачу • Появление кавалерии (бесполезная кавалерия • запоздалая кавалерия • Невольная кавалерия • предательская кавалерия) • Превращение (Асимметричная метаморфоза) • Прижигание ран • Пришёл с ножом на перестрелку • Проскочить в закрывающуюся дверь • Прятаться за улыбкой • Прямая линия с врагом • Разговор под дулом пистолета • Разминулись • Разрубить Гордиев узел • Рыть себе могилу • Самоубийственно выглядящий прыжок • Сам себе парикмахер • Слонободание • Смерть на публику • Снять обручальное кольцо • Согласиться по инерции • Спасти мир • Спустили на него его же собак • Старый добрый мордобой • Стрельба с двух рук • Стоять насмерть • Супергеройское приземление • Тактика тёмного властелина • Танцы на граблях (Мазохистское танго) • Тащить за шиворот • Тирьямпампация • Трахеостомия • Тупое самопожертвование • Убежать в закат • Убийственный взгляд • Убить всех людей • Убить животное • Удар в спину (героический) • Удар ниже пояса (Шары из стали) • Удушающий захват • Укушен собственной собакой • Уничтожение денег • Упасть в воду • Усердие не по разуму • Фехтуя, запрыгнуть на ‎стол • Фирменный знак • Фэйспалм • Хитрый план• Хорошие сапоги, надо брать • Цыганочка с выходом • Эвтаназия (Добивать раненых • Удар милосердия) • Экзорцизм • Эффект рыжей кошки • Ядерная дезинфекция • …
Охрана Неправильно (Во лошаки! • Полуслепые стражники • Эффект штурмовика) • Правильно (А где бабуля? • Мясные ворота • Стражники-экстрасенсы • Суперстража)
Награды Взятие образца ДНК как награда • Отказаться от награды (расчётливый отказ от награды) • Сам путь — награда • Фальшивая награда
Выбор Друг или золото? • Либо это, либо то • Ложная дихотомия выбора • Садистский выбор • Явно искусственная ловушка
Вероятность Магнит для неприятностей • Нарушитель теории вероятностей • Хроническое невезение • Эффект Пуаро
Прочее Игры со штампами • Списки штампов
Основы

posmotre.li

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона



Ироническое замечание в отношении человека, создающего много шума для того, чтобы его заметили, ничем при этом не рискуя.

Выражение используют и в тех случаях, когда указывают на бесполезность нападок на того, кто превосходит силой.

Эта фраза — цитата из басни Ивана Андреевича Крылова (1769 — 1844) «Слон и Моська» (1808).

По улицам города водили Слона. А за ним вместе с зеваками бежала Моська и громко лаяла.

Моська — это маленькая дворняжка, задирающаяся с огромным слоном, который в упор не замечает её.

На примере этой дворняжки, баснописец высмеял порок некоторых людей, желающих прославиться не конкретными делами или поступками, а пустой болтовнёй, которая кроме шума ничего не несёт.

Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!»

Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська»



АЙ, МО́СЬКА! ЗНАТЬ ОНА СИЛЬНА́, ЧТО ЛА́ЕТ НА СЛОНА́!

Ироническое замечание в отношении человека, создающего много шума для того, чтобы его заметили, ничем при этом не рискуя.

❀ ❀ ❀

fraze.ru


Смотрите также