Проблематика хлеб для собаки


Статья по литературе (6 класс) на тему: Анализ рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки"

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком,

постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…»

 А.П. Чехов.

Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.

Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.

 Автор ясно и непредвзято описывает события, которые происходят в небольшом посёлке при станции. В этот маленький сибирский поселок были сосланы раскулаченные «зажиточные» крестьяне, которые не  добрались до места ссылки. Они были брошены умирать голодной смертью на глазах у жителей посёлка. «Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль»».

Взрослые старались обходить это ужасное пристанище брошенных на произвол судьбы людей стороной.  Дети же с любопытством и скрытым ужасом наблюдали за страданиями этих изможденных людей. «Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз».

Владимир Тендряков  прибегает в своем произведении к антитезе, которая усиливает впечатление от происходящего. Он  описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть ( ) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и ( ) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы.

В уста начальника станции, который следил за порядком, автор вкладывает вопрос, несущий философский смысл: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир? ».

Тендряков в этом произведении предстает  перед нами как мастер новеллы. Характер его героя проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические  события жизни. Автора интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы.

Тендряков рассказывает, как впечатлительный мальчик наблюдает за разрушительной картиной голода, заставлял «опрятных» людей идти на унижения. «Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно».

Но душа ребенка не очерствела. Наоборот, он старался помочь людям.  Он знал, что быть сытым – это стыдно,  но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Но, как говорится, «весь ми не обогреешь». С каждым днем все больше и больше людей собиралось у дома мальчика, на всех еды, конечно, не хватало. И у ребёнка происходит нервный срыв. «Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос:  - Ухо-ди-те! Уходи-тс!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!» Автор на протяжении всего рассказа показывает внутренние переживания своего героя. Это прослеживается в его размышлениях, беседах с отцом. Тендряков эмоционально описывает простыми словами страх и протест ребенка. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Мальчик не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!» Ребенка постоянно мучила совесть, не давала спокойно жить.

И вот в рассказе появляется собака. «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака». У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть».  Она и оказалась самым голодным существом в посёлке. Мальчик видит в этой собаке свое спасение. Володя кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».

 Рассказ заканчивается трагически. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Владимир Тендряков сумел не только передать свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей и истинным, живым человеческим участием. Человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку.

Тендряков ставит читателя пред выбором: жить по нравственным законам, по совести, сострадая и сопереживая, или заботиться только о своем благополучии.

В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».

 Рассказы Тендрякова не оставляет читателя равнодушным, и такие произведения нужны. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательными по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и собой самим, перед своей совестью.

 

nsportal.ru

Хлеб для собаки тема произведения. Нравственные проблемы рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки. Хлеб для куркулей

Хлеб для собаки тема произведения. Нравственные проблемы рассказа Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки. Хлеб для куркулей

Рассказ «Хлеб для собаки» Владимир Тендряков написал в конце шестидесятых. Опубликовано это произведение было только в 1998 году, уже после смерти писателя. О чём этот рассказ? Какова проблематика произведения «Хлеб для собаки»? Краткое содержание и анализ рассказа можно прочитать в сегодняшней статье.

Об авторе

Владимир Тендряков родился в 1923 году, в Вологодской области. Его отец был народным судьей , затем прокурором. В 1941 году будущего писателя призвали в РККА и направили в школу младших командиров. Уже совсем скоро Тендряков попал на фронт. Впервые ранен был под Сталинградом. После войны он некоторое время работал школьным учителем. В конце сороковых уехал в Москву и поступил в Литературный институт.

О Тендрякове коллеги-писатели неоднократно говорили как о человеке, способном на поступки, которые требуют гражданского мужества. Он выступал в защиту диссидента и учёного Ж. А. Медведева. Содействовал Твардовскому, протестующему против изменения редакторского состава «Нового мира». Владимир Тендряков - автор таких произведений, как «Не ко двору», «Ухабы», «Ненастье», «Расплата», «Хлеб для собаки».

Тендряков в своем творчестве обращался к острым проблемам советского общества. В его произведениях отражены трагические последствия событий довоенного времени. Рассказ «Хлеб для собаки», краткое содержание которого представлено ниже, посвящен теме голода, охватившего многие регионы Советского Союза в начале тридцатых годов. Страшные события показаны глазами ребёнка.

«Хлеб для собаки»: краткое содержание

Детство писателя прошло в безрадостные послереволюционные годы. Он видел жертв сталинских репрессий, голодающих людей. Сам Тендряков ранние годы провел в относительном достатке. Но то, что он видел, легло тяжелым камнем на его душе, а затем, спустя годы, послужило основой для произведения «Хлеб для собаки». Краткое содержание рассказа изложим по следующему плану:

  • Смерть в березняке.
  • Что за мир будет после нас?
  • Голод повсюду.
  • Хлеб для куркулей.
  • Кровопийцы.
  • Излечи

grippferron.ru

Материалы к написанию сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"на основе анализа рассказа В.Тендрякова "Хлеб для собаки".

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2020
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
      • ВЫПУСКНОЕ 2020
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 - 2013. Презентации
      • 15.2 - сочинение 2018
      • 15.3 - сочинение 2018
      • 15.2 - сочинение 2017
      • 15.3 - сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)

www.xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Тендряков «Хлеб для собаки»: муки человеческой совести

 

В основу рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» легли воспоминания автора о трудном детстве, на который свой мрачный отпечаток отложили все ужасы сталинской эпохи. Вечные нищета и голод, которым сопутствовали идеологические преследования стали неизменным атрибутом жизни простых людей той поры.

Наверное, именно поэтому автор не употребляет в произведении литературных приемов, придающих художественной окраски его рассказу, ведь достаточно просто преподнести сухие достоверные факты, чтобы вызвать у читателя волну глубоких эмоций и переживаний. На примере жителей одного поселка, В. Тендряков показал жизнь всего государства.

Действие рассказа

Действие рассказа разворачивается в одном русском селе, прилегающем к железной дороге. Через село мрачным потоком идут ссыльные раскулаченные люди, которых отправили в Сибирь за неповиновение государственным указам о коллективизации.

На глазах у местных жителей, обездоленные, уставшие от долгой дороги люди умирают прямо на окраине поселка. Жители поселка пытаются обходить это место стороной, ведь даже при огромном желании помочь умирающим, они не могли этого сделать: это могло быть расценено, тогда как оказание помощи врагам государства.

Описание автором смерти одного из куркулей, вызывает не только чувство жалости у читателя, но и понимание того, что человеческая жизнь в сталинском государстве не имела абсолютно никакой ценности.

Умирающий мужчина хватался руками за дерево, словно это была его последняя возможность устоять на земле, и медленно спускаясь вниз, проклинал государство и людей, из-за которых так нечестно лишается жизни.

Маленькие дети с изумлением смотрели на его смерть, позже это поколение через всю свою жизнь пронесет это будоражащее душу чувство несправедливости и жалости.

Образы главных героев - муки человеческой совести

Главный герой рассказа маленький мальчик, которому было стыдно быть сытым, в то время как за его окном умирали от голода ссыльные. Он часто передавал им остатки своей пищи, но когда число нуждающихся и просящих непрерывно возрастало, у маленького ребенка случился эмоциональный срыв: он прогнал от своего двора людей, крича им вслед, чтобы больше не возвращались к нему.

Куркули ушли, а непреодолимое чувство стыда и жалости так и остались в душе маленького человека. Он воспринимал свой поступок как проявление той нечеловечности, которая была присуща людям, отправивших в ссылку невиновных.

Исцелить совесть мальчика, помогла собака, которая случайно забрела в его двор. Ребенок начинает кормить собаку хлебом, чтобы хоть как то загладить чувство вины он не смог помочь людям, то хотя бы заботится о таком же несчастном и потерянном живом существе.

Но на этом рассказ не заканчивается, автор описывает еще одного героя начальника железнодорожной станции, который также не мог вынести страдания людей, ежедневно сотнями в маленьких закрытых вагонах проезжающими мимо поселка.

Этому человеку повезло меньше, нежели мальчику, ему не встретилась собака, которую он смог бы накормить. Единственным выходом исцелить свою совесть для начальника стало самоубийство.

После прочтения рассказа, читателя еще долго не покидает чувство морального и духовного опустошения. Все ужасы того времени, мы словно переживаем вместе с героями. Читая рассказ, трудно поверить в то, что такие события происходили в цивилизованном двадцатом веке, а не на заре средневековья, однако это наша история, помнить которую священный долг каждого.  

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Грин «Алые паруса»: вера в прекрасное и мечта о счастье
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПушкин «Дар напрасный, дар случайный»: размышления о предназначении

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Голос совести в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”;
  • развить умения анализировать художественные произведение;
  • обозначить мотивы действия главного героя рассказа;

Форма урока: урок ситуативного анализа;

Оборудование: документальные фотографии голодных 30-х г.г. XX столетия, толковые словари, тексты рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.

Ход урока

I. Интрига.

Чтение притчи “Совесть”.

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. “Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем - и исчезнут навсегда все неправды и насилия”.

- Почему Совесть взмолилась и попросила Господа растворить ее в маленьком ребенке?

II. Словарная работа.

- Какой рассказ вы прочитали на прошлом уроке? Название часто является ключом к раскрытию содержания. Название имеет не столько прямое значение, сколько переносное. Автор, уже взрослый человек, непросто вспоминает свои детские годы, но и анализирует свои впечатления тех лет. Именно совесть не дает ему возможность забыть те далекие годы.

- Что такое совесть?

Самостоятельная работа с толковыми словарями.

III. Определение ключевой темы рассказа.

- Выберите из предложенных формулировок тем ту, что представляется вам наиболее точной.

А) Голодный год 1933.

Б) Бесчеловечное отношение к ссыльным.

В) Голос человеческой совести.

Г) Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства.

(Все эти темы в той или иной степени отражены в рассказе).

IV. Анализ рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.

1) Выборочное чтение (стр.105).

- Почему рассказ начинается таким страшным описанием голодных ссыльных, которые “недоехали до места”, “выпали из числа людей”?

(Ужасное описание передает страшное впечатление на тех, кто не потерял совести).

Работа с толковыми словарями (значение слов “кулак”, “раскулаченные”, “лишенцы”).

2) Ситуация выбора. Выступления ученика-“психолога”.

- В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразным мерилом нравственности человека. Психологи утверждают, что в каждом человеке живет три “Я”: 1- каким тебя видят люди, 2- каким ты сам себя представляешь, 3- какой ты есть на самом деле. Нам нужно понять причины собственных поступков.

3) Анализ эпизода с разлитым молоком. Комментированное чтение (стр. 107).

- Почему Володю больше, чем смерть потряс эпизод с разлитым молоком?

(Воспитанная женщина черпает “обгрызенной деревянной ложкой” молоко из грязного конского следа и ест. Она не “ссыльная”, “не раскулаченная”. Эта безысходность, горе, покорность судьбе потрясли детское сердце).

4) Анализ эпизода “желание накормить одноклассников”. Чтение по ролям (стр.107-108).

- Испортило ли Володю то, что он был “сытым”?

- Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом “наотрез отказался брать в школу завтраки”?

- Почему одноклассники без благодарности отнеслись к Володиной попытке накормить их?

(Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”. Володя понял отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки).

- Почему Володя мучился угрызениями совести, когда садился за стол, а брат его ел спокойно?

(Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутренне “Я”, голос совести. Брат до этого еще не дорос).

- Как Володя пытался помочь голодным? Почему Володя с криком, “чужим , диким голосом” прогнал от дома голодных людей?

(Не только от испуга, но и от сознания своего абсолютного бессилия).

- Что же делать? Как “накормить” свою голодную, неудовлетворенную совесть?

(Нашелся тот, “самый-самый голодный”, несчастная облезлая собака, которая навсегда утратила доверие к человеку.).

- Володя спас собаку от голодной смерти. А от чего она его спасла?

(Она спасла его нравственно: дала возможность заботиться о ком-то, успокоить мечения совести. Кормя собаку, он “кормил” свою совесть).

5) Определение смысловой нагрузки персонажа начальника станции.

- Какую роль в рассказе играет начальник станции? Почему он, идя вдоль скверика, “глядел себе под ноги и молчал”? Можно ли понять, какие мысли мучили этого человека? Как можно объяснить его самоубийство?

(В рассказе не только Володю мучает “Я”, его совесть. Это второе “Я” живет во многих людях. Начальник не может от стыда за все происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности, скрытое, осознанное недовольство тем, что происходит в стране).

- Что он сказал ребятам, наблюдавшим за людьми в сквере (стр.107)?

Работа с толковыми словарями (слово “жестокость”).

(Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе “несчастной собачонки”. Но вряд ли собачонка помогла бы: перед нами не ребенок, а взрослый).

6) Анализ личностного конфликта отца Володи (стр. 113).

- Почему в конце рассказа отец Володи становится похож на начальника станции?

(Володин отец, воевавший за революцию, должен был с точки зрения сына осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец пытается понять поступки сына. “У страны не хватит на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок”. Отец сомневается в правоте революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы1, чтобы не было голодных, нищих. Чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он ничего не может сделать.

1

Работа с толковыми словарями (слово “счастье”).

- Почему у страны не хватает? Кто ха это должен отвечать?

(Постепенно поведение отца становится подобным поведению начальника станции. Что ждет его впереди? Может быть привязанность к сыну спасет его от страшного финала ).

7) Документальная справка (стр. 117). Выступление ученика-“историка”.

- Как сочетается звучащая вначале рассказа песня “Не спи, вставай, кудрявая” с документальной справкой?

- Почему рядом размещена открытка “Парад физкультурников” и фотография “погибающие от голода дети”?

(У страны тоже два “Я”. Одно внешнее “Я” бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее, драматическое, но реальное - истинное “Я” нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий отца и той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно заграницу).

V. Рефлексия.

- К чему призывает автор?

(Отвечать за свои поступки, действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, особенно к человеку; говорить об ответственности перед людьми и самим собой, перед своей совестью).

Составление синквейна со словами “счастье” и “совесть” .

Счастье Совесть
Долгое

Настоящее

Жить, любить, помогать

счастье просто так не дается

Жизнь

Мучительная,

Острая

Знать, делать, получать

Совесть - шлагбаум поступков

Ум

Д\з: написать мини-сочинение на тему: “Мой взгляд на проблему голода 30-х гг 20 столетия”.

urok.1sept.ru

Сочинение-анализ рассказа Тендрякова `Хлеб для собаки`

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком,
постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные»
А.П. Чехов.

Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.
Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.
Автор ясно и непредвзято описывает события, которые происходят в небольшом посёлке при станции. В этот маленький сибирский поселок были сосланы раскулаченные «зажиточные» крестьяне, которые не добрались до места ссылки. Они были брошены умирать голодной смертью на глазах у жителей посёлка. «Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль»».
Взрослые старались обходить это ужасное пристанище брошенных на произвол судьбы людей стороной. Дети же с любопытством и скрытым ужасом наблюдали за страданиями этих изможденных людей. «Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз».
Владимир Тендряков прибегает в своем произведении к антитезе, которая усиливает впечатление от происходящего. Он описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть ( ) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и ( ) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы.
В уста начальника станции, который следил за порядком, автор вкладывает вопрос, несущий философский смысл: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир? ».
Тендряков в этом произведении предстает перед нами как мастер новеллы. Характер его героя проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические события жизни. Автора интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы.
Тендряков рассказывает, как впечатлительный мальчик наблюдает за разрушительной картиной голода, заставлял «опрятных» людей идти на унижения. «Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из ка

schoolfiles.net

Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"

1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.

Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.

Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".

Слово предоставляется " биографу". (Презентация проекта " В.Ф.Тендряков. Личное дело").

Приложение 1.

2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.

Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.

Над этим работала N, известный в нашем классе, да и, пожалуй, в районе, "литературовед", победитель недавнего конкурса сочинений о Ф.И.Тютчеве.

(Презентация проекта "Смысл названия рассказа").

3. Итак, мы определили, что название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа), сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.

Проанализировать свой собственный духовный мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое "совесть", попытался N, почти профессионал, журналист, внештатный корреспондент газеты "Маяк" и печатного органа Пушкинского Молодёжного центра "Молодое Пушкино".

Он подготовил видеосюжет.

Приложение 2.

(Презентация видеосюжета проекта "Что такое совесть")

4. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразными мерилом нравственности человека.

У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является определяющим в выборе поступка, за который потом не было бы мучительно стыдно

Экспозиция рассказа помогает понять суть выбора, перед которым находится герой Что является экспозицией в рассказе " Хлеб для собаки"? (Автор выносит её в самое первое предложение, с которого начинается повествование; это дата - "лето 1933 года").

Выступление группы историков. (Презентация проекта "1933 год в судьбе страны").

Учитель: Ксения очень правильно определила сущность следующей работы, которая будет новым этапом проектной деятельности. Наша работа будет сосредоточена на анализе текста.

Подумайте, какой основной вопрос мы можем рассмотреть в этой части нашего исследования?

Основной вопрос - проблема выбора.

Основную гипотезу можно представить в виде своебразного "треугольник", где вершиной будет понятие "счастье", а у основания расположатся понятия "государство" (я бы добавила "власть", "насилие", раз речь идёт о 30-х годах) и "человек".

Мне кажется, что главная задача нашей работы с текстом - выявить, какой будет судьба человека, позволившего однажды компромисс с собой.

Ну а цель этой работы?

В любой ситуации человек должен выбрать тот поступок, за который он может заслужить уважение прежде всего в собственных глазах.

Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за собой, если вы не возражаете. Итак, начнём...

Вечная проблема, которую человек ведёт с самим собой - время ли виновато в том, что иногда приходится идти против своей совести или на сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в этом? В своём рассказе всем ходом развития действия Тендряков даёт однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только сам человек, ибо только ему одному даровано знание о самом себе - то знание, которое мы сопоставляем с понятием "совесть". "Это знание может быть интуитивным или организовано в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает совестливого человека вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подаёт человеку. В структуру повествования. Тендряков вводит определённую систему символических обозначений времени". ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Заставляя читателя не просто следить за фабулой, но и задумываться о происходящих событиях и о мучительных размышлениях героя - ребёнка, автор как бы призывает заглянуть в самих себя, проверить, как каждый из нас поступил в подобной ситуации.

Символы времени в рассказе.

С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени?

Послушаем Регину, которая приготовила нам музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)

Приложение 3.

  • Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в рассказе? Расскажите.
  • Какую новую грань мироощущения писателя мы можем назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?

Учитель: Такую сложную ситуацию не смог пережить даже взрослый человек - начальник станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит бездомную собаку, понимая, что накормить всех он не сможет.

Внимательно прослушайте отрывок из рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки" (Выразительное чтение от слов "Как-то под утро я внезапно проснулся:" до слов "Щедра без устали:")

  • Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:
  • Какое внутреннее состояние человека автор считает счастьем?
  • Какова, с точки зрения автора, реальная возможность осуществления счастья в жизни героя?

(Для более точного ответа проследите за композиционным "обрамлением" предложенного отрывка.)

  • Какие новые черты внутреннего мира открываются для нас в ответах на два предыдущих вопроса?

Учитель: Говорят: человек создан для счастья, как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье, стремимся к нему. Государство как бы гарантирует каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает на себя определённые обязательства, издавая законы, выпуская постановления и т.п.

Советское государство, проводя в 30-е годы политику индустриализации и коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над посёлком.

Перечитайте документальные сведения, которые автор вводит в рассказ в качестве заключения. Подумайте, с какой целью писатель обращается к документальным данным, связанным с раскулачиванием?

Обратимся к эпиграфу к уроку: "Разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?"

Учитель: Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нём автор выбирает события, которые носят трагический характер. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Разве можно сравнить его возможности с возможностями государства? Но герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих "взрослых" вопросов. Он подчиняется первому порыву - жалости - и пытается накормить голодных. Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику: "Чайной ложкой море не вычерпаешь".

Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от 1-го лица?

С точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку... Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем участия. Именно поэтому горькая исповедь соединяется с художественным рассказом... сплавляется с документом. (Н. Иванова Потаённый Тендряков, ж. "ЮНОСТЬ" 1989. №9). В цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совестью. "Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса" ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в себе человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не идя на сделку со своей совестью

Учитель: Итак, герой один на один со своей совестью. Как же происходит этот жестокий суд? Обратимся к тексту.

  • Проанализируйте отмеченные фрагменты текста, где говорится о размышлениях героя.
  • Подчеркните ключевые слова. Определите позицию автора по отношению к герою.
  • Какую вину берёт на себя герой?
  • Какова позиция автора в споре героя с самим собой?

Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко несчастных "куркулей", врагов, которых он должен презирать, ненавидеть. Но чувство сострадания оказывается сильнее вражды! Как мучительно трудно дается мальчику его выбор! Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не могут, не смеют ему помочь. И герой находит компромисс: он кормит бездомную голодную собаку, пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И в этом самоосуждении есть этап взросления души героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести всю жизнь. В этот момент Тендряков словно обращается к читателю: есть ситуации, когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, должен сделать свой выбор, не пользуясь подсказками.

В этом смысле рассказ - это обращение к нам с вами: нужно всегда контролировать свою душу, сверять свои поступки с высоким понятием совести. К этому взывает нас, читателей, "тревожная" совесть Тендрякова.

urok.1sept.ru

Мое впечатление от книги В. Тендрякова «Хлеб для собаки» Хлеб для собаки Тендряков В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Тендряков В. / Хлеб для собаки / Мое впечатление от книги В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

    Рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки» произвел на меня одно из самых сильных «литературных» впечатлений за всю мою жизнь.
    Произведение автобиографично и пронизано страшными воспоминаниями 1933 года. Это было время сильнейшего голода и нищеты. По всей стране активно шел процесс «раскулачивания». Обезвреженных «врагов народа» отправляли прочь с родных мест, но они часто не доезжали до пункта назначения и оказывались в городке, где жил герой произведения. Там, рядом с вокзалом, в березовом скверике, эти люди сходили с ума и умирали от голода. Одни из них были похожи на скелеты, другие болели водянкой и напоминали слонов. И на те, и на других было страшно смотреть. Но маленькие мальчишки не могли удержаться от животного любопытства и подсматривали за умирающими через щели в заборе.
    Герою рассказа Володе Тенкову всего десять лет. Он так же, как и ребята из его двора, наблюдает сквозь забор за смертью этих, уже не похожих на людей, существ. Но этот мальчик отличается от своих приятелей особой впечатлительностью и душевной тонкостью. Именно его начинают терзать муки совести. Сам Володя предполагает, что совесть в нем проснулась оттого, что он сытый: «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других».
    Отец Володи получал хороший паек, и семья всегда была обеспечена пропитанием. Почти все остальные жители страшно голодали. Одноклассники мальчика косились на него, когда он доставал на перемене свой обед: два куска хлеба с повидлом. И Володе становилось стыдно за то, что он сыт.
    Дальше это чувство продолжает развиваться в мальчике. От природы наделенный тонкой душой, он начинает страдать оттого, что другие голодают. С муками совести пытается бороться «здравый смысл». Мальчик старается убедить себя, что в березовом скверике от голода умирают не люди, а враги народа. Но это не помогает, и Володя задается страшным вопросом: «Не потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что я съел сейчас слишком много?»
    Десятилетний мальчик не может спокойно спать и есть. Он мучается, потому что сыт сам, но не может спасти от голода всех окружающих: «Я сыт, очень сыт - до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы спастись от голодной смерти. Не спас пятерых, съел их жизнь. Только чью - врагов или не врагов?..». Володе совестно за свое социальное положение. Страшно, когда окружающая действительность толкает ребенка на такие размышления!
    И вот Володя приходит к выводу, что есть способ хоть немного успокоить совесть: «Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться… Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг». И вот герой отправляется на поиски самого голодного человека. Он желает спасти кому-нибудь жизнь, поэтому ищет того, кто умрет без его куска хлеба. Найти подобного человека не так уж легко. Но вот мальчик встречает больного водянкой и решает отдать еду ему. После этого поступка Володя почувствовал себя счастливо и легко.
    Важно еще раз отметить глубокое наблюдение автора: сытый человек часто испытывает муки совести, для голодного понятия совести уже не существует. Люди, брошенные умирать голодной смертью, способны думать лишь о себе и своем возможном чудесном спасении. Володя дает хлеб одному «слону». Этот человек благодарен, но не может на этом остановиться. Через день он начинает поджидать доброго мальчика около дома: «Знакомый слон начал вести со мной молчаливый поединок. Он подходил под наше окно и стоял, стоял, стоял, застывший, неряшливый, лишенный лица. Я старался не глядеть на него, терпел, и... слон выигрывал. Я выскакивал к нему с куском хлеба или холодной картофельной оладьей. Он получал дань и медлительно удалялся».
    Этот человек начинает играть на совести мальчика, занимаясь вымогательством. Ему самому муки совести больше не знакомы, он доведен до полного отупения, каждый день находясь на грани смерти. Каким-то образом все «куркули» узнали о том, что Володя подкармливает их товарища по несчастью, и около дома мальчика стала собираться целая толпа. Конечно, нельзя винить этих людей в том, что они начали играть на совести и жалостливости мальчика. Но их поведение «излечило» Володю: «Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы».
    Мальчик перестал подкармливать «куркулей», но его совесть все еще была тяжела. Решение пришло само собой. Оказалось, что, кормя бездомную собаку, о которой некому позаботиться и про которую после ее смерти никто не вспомнит, совершаешь по-настоящему великое дело: «…Мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить».
    Безусловно, основной в рассказе является проблема совести. Мальчику Володе довелось жить в то страшное время, когда классовая ненависть пыталась побороть все понятия человечности. У кого-то это получалось, у кого-то – нет. Автор своим произведением приводит нас к выводу, что в те годы страдали все умеющие чувствовать. Одни мучились физически: голодали, умирали от холода и страшных болезней. Другие мучились морально, не находя успокоения своей совести из-за относительного жизненного покоя. Важно заметить, что и то, и другое одинаково страшно и приводит к физической или моральной смерти. И неслучайно рассказ заканчивается сообщением о самоубийстве начальника станции, «которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика». Совесть этого человека не выдержала. Ведь ее тоже надо кормить, как это делал мальчик Володя: «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Тендряков В. / Хлеб для собаки / Мое впечатление от книги В. Тендрякова «Хлеб для собаки»


Смотрите также по произведению "Хлеб для собаки":


www.litra.ru

Рецензия на рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Рецензия на рассказ В. Тендрякова“Хлеб для собаки”

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России исталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа “Хлеб для собаки”. Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные “зажиточные” крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… “Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства,” - пишет автор. “Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…”. Дети наблюдали за смертью “куркулей” (так там называли “живущих” в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти “куркуля”, который “вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, “бунтарь” сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем”. В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за “куркулями” : “Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…”. Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял “опрятных” людей идти на публичные унижения. Это несколько “обмозолило” его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым – это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды “куркулям”. Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв – “излечение”, как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…

“У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:

-Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!

(…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.

А я не мог остановиться и кричал рыдающе.”

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода “куркулю”. Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: “Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!”

И тут появляется собака. Вот оно – самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно “съедает” жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что “не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть”.

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. “В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя.”

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

“Глаголом жги сердца людей”. Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А.С. Пушкина “Пророк”. И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

mirznanii.com

краткое содержание. Рассказ Тендрякова "Хлеб для собаки"

«Человек» и «недочеловек»… Где грань между ними? Какая она? Где проходит? Вопросы спорные и сложные. Одно можно сказать – грань тонкая, очень тонкая, и у каждого она своя. Одному достаточно испытать зависть, ревность, и он теряет человеческий образ, другому – страх, голод, нищету или, наоборот, окунуться в роскошь, у третьего – звериный оскал от рождения. Испытаний множество. Отсюда и превеликое множество судеб. Одни не выдерживают, сдаются и умирают, физически или духовно – разницы нет, более того, смерть «души» намного ужаснее. Другие тоже вроде прогибаются, но безустанно продолжают поиск спасительной соломинки, и находят её, потому что её не может не быть… Рассказ Тендрякова «Хлеб для собаки» - как раз об этой тончайшей грани…

Голодная послереволюционная Россия

Послереволюционная Россия. Какими словами её описать? Какими красками изобразить царивший повсеместно голод и ужас? Только чёрными! Но чёрное без белого не имеет смысла, впрочем, как и белое без чёрного. Поэтому Владимир Тендряков в своём произведении «Хлеб для собаки» (краткое содержание следует далее), конечно же, наряду с мрачными тонами использует и все оттенки светлого. Их не так много, как хотелось бы, но они есть, а значит, есть и надежда, и любовь, и справедливость…

«Хлеб для собаки»: краткое содержание произведения В. Тендрякова

Шел 1933 год. Лето. Маленький русский город. Прокопченное вокзальное здание. Недалеко от него – вылущенный заборчик, за ним – сквозной березовый скверик, а в нём, на пыльной траве – те, кого уже давно не считали людьми. Взаправду, у них были документы, измусоленные, но удостоверяющие личность: фамилия, имя, отчество, год рождения, за что был осужден и куда выслан… Но это уже никого не волновало, как и то, что они едят, пьют, где живут, кем работают. Они – раскулаченные мужики, лишенцы, враги народа, или, как их называли, «куркули», а значит, они выпали из числа людей.

Впрочем, выглядели и вели они себя тоже не как люди. Истощенные голодом и болезнями, одни казались обтянутыми тёмной кожей скелетами с огромными пустыми глазами, другие – раздутыми от водянки «слонами» с посиневшей от натяжения кожей. Одни грызли кору на деревьях или ели мусор с земли, другие лежали в пыли, стонали, пусто уставившись в небо. Но больше всего походили на людей те, кто уже покинул мир живых. Они лежали покойно, умиротворённо. Однако и среди них были «бунтари». Их при прощальном вздохе охватывало настоящее безумие - они поднимались, силились выкрикнуть убийственные ядовитые проклятия, но вылетало одно лишь хрипение, пузырилась пена, и они затихали, навсегда… Рассказ «Хлеб для собаки» на этом эпизоде не заканчивается.

Главный герой рассказа

Взрослые старались обходить это мрачное место. Детвора тоже не заходила, боялась, но любопытство, «зверушечье» какое-то, брало вверх, и они лезли на забор и оттуда наблюдали за происходящим. Их душил страх, брезгливость, они изнемогали от скрытой, и оттого невыносимо острой, пронизывающей жалости, но продолжали смотреть во все глаза. «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью…» - говорил начальник станции, бродящий по долгу службы по перрону.

Среди тех детей был и десятилетний мальчик Володька Тенков – главный герой рассказа «Хлеб для собаки». Анализ произведения поможет лучше понять тему, идею и проблематику произведения. Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, следовательно, повествование ведется от первого лица – от имени этого мальчика. Уже взрослым он довольно долго удивлялся и не мог понять, как он, будучи ребенком, уязвимым, впечатлительным, с неокрепшей психикой, не заболел и не сошёл с ума от того мрака и ужаса. Но далее он вспоминает, что душа его к тому времени уже была «обмозолена». Человек ко всему рано или поздно привыкает, смиряется. Вот и его душа привыкла видеть боль, страдания, публичные унижения «опрятных» людей от одного только голода. Впрочем, привыкла ли? Нет, скорее, выработала свой «защитный слой». Она страдала и бесконечно мучилась, но продолжала глубоко дышать, сопереживать и искать спасительные пути из безысходности.

Стыдно быть сытым

Вначале Володька пытался честно разделить свой завтрак – четыре куска хлеба - с друзьями-одноклассниками. Но желающих и «страждущих» оказалось слишком много – со всех сторон тянулись руки. Хлеб упал, и несколько ног от нетерпения, без всякого злого умысла, прошлись по кускам и раздавили их…

Володьку мучила, но в тоже время и не давала сходить ему с ума еще одна мысль: те, кто умирали в березовом скверике – враги. А с врагами что делают? Их уничтожают, иначе – никак, ведь побеждённый враг всё одно враг: он никогда не простит и обязательно нож за спиной точить станет. А с другой стороны, можно ли считать врагом того, кто грызёт кору в березняке? Или враги те умершие от голода старики и дети в раскулаченных сёлах? На эти вопросы он нашёл свой ответ: он не может «поглощать» свои «яства» один, с кем-то делиться – просто необходимо, даже если он или она – враг... «Хлеб для собаки», краткое содержание которого приведено в этой статье, – это рассказ о муках совести, которые страшны, но без которых душа человека умирает.

Кто самый голодный?

Он украдкой не доедал то, что ему подавалось на обед или ужин, и честно сэкономленные «воровские» продукты относил тому, кто был, по его мнению, самым-самым голодным. Такого человека было найти и легко, и трудно. Голодными были в посёлке все, но кто самый? Как узнать? Ошибиться нельзя…

Он отдал свои «обжигающие сквозь карманы» остатки обеда одному «дяденьке» с бледным раздутым лицом, и положил так делать каждый день. Одного «осчастливить» у него получилось, но со временем число попрошаек стало неумолимо расти. Всякий день возле его дома их собиралось великое множество. Они стояли весь день и без устали ждали его выхода. Что делать? Прокормить более двух – сил не хватит. А ведь говорил отец, что невозможно чайной ложкой море вычерпать... И тогда с ним случился срыв, или, как он сам сказал, «излечение». В один миг потемнело в глазах, и откуда-то из недр души вырвались неподвластные ему рыдания и крик: «Уходите! Уходите! Гады! Сволочи! Кровопийцы!» И они молча развернулись и ушли. Навсегда.

В. Тендряков: «Хлеб для собаки», или «Пища для совести»

Да, от мальчишеской жалости он излечился, но что делать с совестью? От неё невозможно избавиться, иначе – смерть. Он сыт, очень сыт, можно сказать, до отвала. Наверное, этих продуктов пятерым хватило бы, чтобы спастись от лютой голодной смерти. Он их не спас, он их жизни просто-напросто съел. Эти мысли не давали ему ни есть, ни спать. Но однажды к их крыльцу подошла собака. У неё были пустые, «немытые» глаза… И вдруг Володьку словно банным паром обдало: вот оно - самое голодное и несчастное существо в мире! И он начал её кормить: каждый день выносил ей кусок хлеба. Она схватывала его на лету, но так ни разу и не подошла к мальчику. Самое преданное человеку существо на земле так ни разу ему не доверилось. Но Володе и не нужна была эта благодарность. Не ободранного пса он подкармливал, а свою совесть. Нельзя сказать, что предложенная «пища» так уж нравилась совести. Она время от времени «хворала», но без угрозы смертельного исхода. На этом рассказ не заканчивается. В.Тендряков («Хлеб для собаки») включил ещё один эпизод, совсем маленький, но очень эффектный, можно сказать, от автора эмоциональное «итого».

В тот самый месяц совершил самоубийство тот самый прогуливающийся по перрону начальник станции. «Человек» и «недочеловек»: он переступил эту тонкую грань и не выдержал… Как он не догадался найти для себя какую-нибудь плешивенькую собачонку, чтоб отрывать от себя что-то и делиться этим каждый день? Вот она истина!

Ещё раз хочется напомнить, что статья посвящена рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Краткое содержание не может отобразить в полной мере тот эмоциональный надрыв в душе маленького мальчика, описать его страх и вместе с тем безмолвный протест против существующего миропорядка. Поэтому прочтение произведения в полном объеме просто необходимо.

fb.ru

Рабочая программа по литературе (9 класс) по теме: «МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…» Методическая разработка урока по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"

«МОЯ СОВЕСТЬ ПРОДОЛЖАЛА ВОСПАЛЯТЬСЯ…»

Урок литературы по рассказу В.Тендрякова «Хлеб для собаки». 9 класс

                           Козлицкая В.И., Почетный работник общего образования
                        Российской Федерации, учитель русского языка и литературы

                         средней общеобразовательной школы №568, г.Санкт-Петербург

                                                                             Перед лицом ушедших былей                                  

                                                                         Не вправе ты кривить душой –

                                                               Мы платой самою большой…

                                                                 И мне да будет та застава,

                                                                       Тот строгий знак сторожевой

                                                              Залогом речи нелукавой

                                                               По праву памяти живой.

                                                                                                   А.Твардовский

Цели урока:

  • Раскрыть жизненные позиции героев рассказа,  выявить отношение учащихся к каждой из них, заставить задуматься над вопросом: «Как поступил бы я, окажись на месте героев рассказа?».
  • Вызвать интерес к творчеству В.Тендрякова, на страницах произведений которого поднимаются вопросы духовного состояния общества в трагические моменты истории.
  • Формирование учебных умений и навыков: работа с текстом, умение пользоваться справочной литературой.
  • Обучение сравнению, обобщению и анализу.

                                                                            

Ход урока:

  1. Вступление.

У ч и т е л ь :

Пережитая нашим народом историческая трагедия 20 – 40 годов   ярко

и многообразно запечатлена в русской литературе ХХ века. Среди посвященных ей произведений особое место занимают рассказы Владимира Тендрякова, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов.

          Что вы узнали об этом писателе?

         У ч е н и к (задание было дано накануне урока) :

          Тендряков родился в 1923 г. в д.Макаровская Вологодской области. Окончание школы почти совпало с первым днем войны. Кем быть?  - Этот вопрос не встал тогда перед ним. Ушел на фронт, закончив курсы радистов. Участвовал в тяжелых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение помешало дойти до Берлина, был демобилизован. После госпиталя возвращается к мирной жизни: учитель, преподает военное дело в сельской школе, занимает пост секретаря райкома. Первый шаг к профессии

литератора сделал в 1946 г., когда поступил на художественный факультет

ВГИКа, но, окончив первый курс, переходит в Литературный институт им.Горького. После войны он одним из первых писателей (вместе с Ф.Абрамовым, В.Овечкиным) обращается к теме многострадальной русской деревни. Рассказы В.Тендрякова, посвященные этой теме, - «Три мешка сорной пшеницы»,  «Поденка – век короткий», «Кончина».

          У ч и т е л ь:

          Обратимся к рассказу Тендрякова «Хлеб для собаки».  Рассказчик, Володя Тенков, десятилетний мальчик, - это сам писатель, которому пришлось в детстве много пережить; читая, мы почти физически разделяем его страдания, когда он просыпается на рассвете от громыхания телеги колхозного конюха, который подбирает «падалицу» - так в рассказе Тендрякова называют умерших от голода людей.

  1. Работа в группах.

Задание 1-й группе :

  • Найдите в рассказе приметы времени (1933 год. Голод, наступивший в стране после раскулачивания.)

  • Прокомментируйте эпизоды: «В школе» (Голодные дети, голодная учительница), лозунги («Если враг не сдается, его уничтожают!»), «Пристанционный сквер»: «шкилетники», «слоны», «короеды»  - «раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины».

Задание 2-й группе :

  • Как изображены в рассказе представители власти ?  Первый секретарь райкома партии Дыбаков. Отметьте детали, подчеркивающие его характер, непримиримость: рублено прямые плечи, руки за спиной, выставленная грудь с накладными карманами.  

     

    Чтение эпизода № 1:

               «Дыбаков – первый секретарь партии…» до слов «За ним, брезгливо обогнув доходягу, двинулись и остальные.»

    Комментарий к эпизоду:

                Шкилетник, которого встречает первый секретарь райкома партии, всего лишен, он обречен на голодное существование, а вина его лишь в том, что имел две лошади. Он уже не может встать и говорит, лежа поперек дороги. Дыбаков же видит в нем потенциального врага. Для него не имеет значения тот факт, что враждебных действий не было со стороны раскулаченного, важно то, что они могли быть. Поэтому без всякого

сострадания переступает он через полуживого крестьянина. Но есть еще один партиец. Это отец Володи – Федор Васильевич Тенков. 4 года назад он думал так же, но теперь он изменился.

         У ч и те л ь: Что нам говорит об этой перемене? (Он не упрекает сына, когда видит, что Володя отдает «слону» хлеб, дескать, «врагов жалеешь». Он говорит: «У страны не хватает на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь…»)

         - Какие чувства испытывает отец ? (Федор Васильевич страдает, видя последствия коллективизации, начатой четыре года назад так уверенно. Он становится похожим на начальника станции, который в «новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом» по долгу службы  вынужден был бродить у станционного сквера. У него было оплывшее, свинцовое лицо. Начальник станции  «глядел себе под ноги и молчал», а позже застрелился.)

         - О чем свидетельствуют эти детали портрета ? («У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции»). Не мог он равнодушно смотреть на все происходящее, видя, что и сам «по долгу службы» помочь не в состоянии.

         

           Задание 3-й группе:

  • Рассказчик, Володя Тенков, - очевидец событий. Какова его жизненная позиция?
  • Какой выход он находит для себя?
  • Почему он делает хорошее дело тайно, воровски?
  • Верное ли решение он принимает, выбрав собаку, с которой делится хлебом?

Чтение эпизода № 2:

«Мы, мальчишки, в сам скверик не заходили, а наблюдали из-за

заборчика…» до слов «и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»

Комментарий:

Дети, ровесники Володи, висят на заборе  «и, затаив дыхание,

рассматривают короедов, видят пену, которая пузырится на губах умирающих.

                - Что вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? – спрашивает начальник станции.

                Трудно осуждать этих детей. Они сами голодные. Вспомним эпизод «В школе». Голодный вынужден думать только о себе, бремя голода вынуждает его добывать хлеб насущный для себя. Относительно сытый – это Володя. И вот в сознании его происходит борьба. Рождается двоемыслие. С одной стороны: «Если враг не сдается, его уничтожают».  А с другой – какие же они враги, если и встать-то не могут, эти «слоны», «шкилетники», «короеды»!

             

               Обратимся к к тексту.

Чтение эпизода № 3:

«Я повернулся к дому и вздрогнул: передо мной стоял отец…» до

слов  «Отец легонько подтолкнул меня в плечо. – Иди играй.»

               Учитель предлагает прокомментировать соответствующий эпизод и ответить на вопрос: какой выход находит для себя Володя?  (Совесть не позволяет ему оставаться простым наблюдателем, «висящим на заборе». Его  мучает мысль о том, что в привокзальном сквере люди грызут кору оттого, что сам съел слишком много. И тогда Володя принимает решение - относить часть своей еды голодающим.

               И вот результат его решения. Он отрицательный. (Голодные пришли к его дому, каждый просил для себя. Мальчик, не выдержав, прогоняет их всех. Его истерика была воспринята как полное излечение от мальчишеской жалости. Но есть за столом досыта он не может и тогда находит другое решение: подкармливать самую голодную, самую забитую собаку, которая уже боялась людей.)

               Учитель: Верное ли  решение принимает Володя?

                 

                Обратимся к тексту.

                Чтение эпизода №4:

                «Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака…» до слов «Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук.»

               

                Комментарий.

                Мальчик сыт и обеспечен, но это оборачивается против него, становится постыдным обвинением, опустошает внутренне, так как рядом погибают от голода вырванные из родных мест люди. Как выстоять, сохранить  душу?   В тот момент,  когда он отдал кусок хлеба собаке,  он был

спасен. И хотя собака не благодарит и даже не привязывается к герою (в то голодное время она перестала быть домашним животным, так как ссыльные убили навсегда доверие к человеку), он продолжает носить ей еду. Благодарность ему была не нужна, по сути, он «кормил свою совесть».

                У ч и т е л ь:

                Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так?

                 (Дети отвечают: доброту,  сострадание, милосердие. Заранее подготовленный ученик читает определение слова «милосердие» в словаре В.И.Даля : «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.»)

                 

                 Задание 4-й группе:

  • Какие вопросы, проблемы поднимает автор?

(Вопросы записываем на доске и в тетради, отвечают ученики)

  1. Можешь ли ты жить сытым спокойно, если рядом голодные?
  2. Как определить самого нуждающегося?
  3. Можно ли отказаться от милосердия, если невозможно его осуществить по большому счету?
  4. Нужно ли делать добро тайно, украдкой?
  5. В чем смысл названия рассказа ? (Кормит не собаку, а  свою совесть)

              Заключение.

              У ч и т е л ь:

              Сейчас наше общество пытается возродить милосердие. Но как вернуть его без непосредственного сострадания! И рассказ говорит о том, что чувство сострадания должно быть в человеке, должно быть заложено в детстве: не дожидаясь полной справедливости и равенства, поделись пока с тем, кому хуже, чем тебе. (Дети и внуки не знают старого обычая подавать милостыню. Милостыня ушла, ушло и сострадание.)

               

                Заканчивая урок, учитель вместе с учениками обращается к вопросам, записанным на доске, и подводит учеников к мысли, что не время определяет человека, а человек сам определяет свою жизненную позицию в любые  времена.

                 Этот рассказ Тендряков, конечно, не увидел в печати (рассказ был опубликован в 1988 г.), он писал «в стол». Но он честно описал тяжелые для русского крестьянина времена,   и в этом рассказе, как и в других («Пара гнедых», «Параня» и «Донна Анна»), писатель обратился к болевым точкам, пришедшимся на жизнь его поколения. Они, эти рассказы, своего рода верстовые столбы, «знак сторожевой» исторического движения и зарубки, навсегда оставленные в душах людей.

                 У ч и т е л ь:

                  Читает эпиграф, написанный на доске.

                   Эти слова А.Твардовского из поэмы «По праву памяти» посвящены тому  же трагическому периоду нашей истории, как и упомянутые выше рассказы В.Тендрякова.

                  «Я родился в воспаленное время», - написал он в рассказе «Пара гнедых». Это время сделало из него зоркого и честного художника, «по праву памяти» рассказавшего нам о мрачных 30-х годах.

 Домашнее задание:

Написать письменную работу на одну из тем:

  1. Жизненная позиция героя в рассказе «Хлеб для собаки»;
  2. Размышление после прочтения одного из рассказов В.Тендрякова («Пара гнедых», «Хлеб для собаки»).

nsportal.ru


Смотрите также