Погладить собаку на площади революции


История собаки с «Площади Революции» — The Village

Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.


Алексей Душкин

художник

С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.

Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.

На фотографии: станция метро Площадь Роволюции

Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.

Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.

На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттером

Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.

Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.

Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.

На фотографии: станция метро Новослободская

Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.



Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева 

www.the-village.ru

Москва. Статуи в метро на станции Площадь Революции, которые приносят удачу


Не часто публикую посты о России и Москве. Как-то не располагает московская толчея и суета к рассуждениям о райских уголках. Но и в сумасшедшем ритме города люди продолжают мечтать, надеяться и верить в чудеса.

Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям статуй, то сбудется загаданное желание.

Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.

Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.

Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит».

Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.


У солдата с ружьем, отполирован до блеска приклад оружия. Интересно, какие желания можно загадать, потирая эту деталь?

Наган в руках у матроса по поверью приносит удачу в бизнесе, его регулярно воруют. На фото видно совсем новое оружие — видимо не успели натереть после очередной замены…

Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице.

Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос. Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска.

Мало кто знает, что у бронзовых собак был реальный прототип — умнейшая породистая немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая архитектору станции Алексею Душкину, чемпионка России и Украины.

Натирать собачьи носы практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет. Наиболее усердствуют студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, они трут нос той собаки, которая смотрит в сторону уходящего в сторону станции метро «Бауманская» поезда. У этой собаки нос стерт сильнее остальных, потому она уже напоминает добермана…

Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.

Сегодня собачьи носы  на станции «Площадь Революции» трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…

Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.

После длительных поисков нашла в Интернете информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.

Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.

Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.

Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар.

Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.

Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне.

Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…

Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает, и на тех, кто уверен, что мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!

Узнайте больше о чудесах Москвы, побывав на экскурсии.


vicamilleri.com

Зачем натирают изваяния «Площади революции» — Рамблер/субботний

Московское метро недаром привлекает туристов со всего мира. Ни один город не может похвастаться такими разнообразными по оформлению станциями метро. Но даже среди них выделяется «Площадь революции». Ее скульптуры давно обросли приметами и загадочными историями.

Интересно, что согласно первоначальному проекту Душкина никаких статуй не предполагалось, а украсить станцию метро должны были барельефы с революционными сюжетами. Но все конкурсные работы были отвергнуты руководством Метростоя и самим архитектором. Тогда скульптор Матвей Манизер предложил сделать скульптуры. Архитектору эта идея не понравилась, но начальство Метростроя ее поддержало.

Скульптора упрекали в том, что все статуи либо сидят, либо согнулись, что демонстрировало подчиненное положение советского народа. Но на Сталина 80 бронзовых изваяний произвели глубокое впечатление, и он одобрил работу Манизера. Порядок их расположения символизирует события от октября 1917 года до 1937 года. Во время войны скульптуры были перевезены в Среднюю Азию, а в 1944 году возвращены обратно. В 1947 году четыре фигуры сняли из-за строительства гермозатвора у восточного выхода.

Кстати, некоторые изваяния делали с реальных людей. Например, моделью для студента стал Аркадий Гидрат, преподаватель института физкультуры и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту, погибший в 1941 году на Синявинских высотах.

А прототипом матроса-сигнальщика был Олимпий Рудаков, тогда курсант, а позже контр-адмирал, который по легенде танцевал с Елизаветой II во время ее коронации. Он подарил королеве горностаевую мантию как дар от советского правительства. Революционным матросом стал другой курсант военно-морского училища Алексей Никитенко, а пограничником — Никита Карацупа с псом Ингусом, настоящий пограничник.

Очень быстро бронзовые статуи стали отвечать за исполнение разнообразных желаний, для чего их нужно было натирать в определенных местах. Про нос собаки, который приносит удачу на экзаменах, слышали все. Считается, что примету придумали студенты Бауманки, при этом изначально она касалась только той собаки, которая расположена у третьего вагона с конца состава по направлению из центра. Ортодоксы также натирают лапу пса — ради успешного зачета. Для большей эффективности натирать нужно зачеткой.

А вот петух птичницы оброс самыми противоречивыми приметами. Студенческая байка гласит, что его клюв натирали студенты МГУ назло адептам баумановской собаки. Последние в отместку щелкали по клюву. С тех пор разозленная птица приносит горе тому, кто неосторожно погладит его клюв. Некоторые варианты легенды переносят эту зловещую примету на всего петуха, а в некоторых считается, что не все петухи опасны, а только один, но какой именно — неизвестно. Невзирая на это, гурманы трут гребень, чтобы вкусно пообедать, а все остальные — ради увеличения зарплаты.

Остальные скульптуры безобидны. Туфелька студентки гарантирует девушкам счастливое свидание и даже брак, флажки матроса-сигнальщика — хороший день, если потереть их с утра, наган матроса — успешную деловую сделку и финансовое благополучие, а грудь дискоболки приносит удачу в любви мужчинам. Что держал бронзовый инженер, карандаш или циркуль, до сих пор точно неизвестно, но предмет обеспечивал научные открытия. Очевидно, это стало причиной того, что его постоянно воровали. Сейчас ради прорыва в науке натирают шестерню. А вот ножки младенцев в девятой арке привлекают беременных и тех, кто еще мечтает о ребенке.

Кстати, с натиранием скульптур связана и легенда о золоте Ежова. Будто бы предчувствуя свой арест, руководитель массовых репрессий тайно передал чемодан с золотом Матвею Манизеру и попросил спрятать. Тот спрятал золото в одну из скульптур, однако секрета не раскрыл. Вот и начали москвичи натирать изваяния в надежде добраться до золота.

Читайте также

weekend.rambler.ru

Почему в Москве хотят запретить тереть нос овчаркам на станции "Площадь Революции" — Российская газета

Несколько дней назад Музей архитектуры имени Щусева выступил с инициативой: надо прекратить тереть нос овчаркам на станции метро "Площадь Революции", иначе вскоре они превратятся в бульдогов.

"Раньше это было забавно, а теперь становится страшно", - констатировали на странице щусевского музея в Facebook. В музее обеспокоены тем, что если раньше носы овчаркам терли только москвичи, то теперь про поверье (будто бы потереть нос бронзовой собаке - к удаче) стало известно всем туристам и они спешат на "Площадь Революции" к овчаркам. Желаний стало больше, а нос из-за этого все меньше...

Можно было бы, конечно, сказать, куда Музей архитектуры сует свой нос, но опасения понятны. И важно, что тут заботятся не только об экспонатах, хранящихся в собственном фонде. Поэтому музей и призвал Московский метрополитен и Департамент Культурного наследия города Москвы "защитить скульптуры от вандализма", а москвичей и гостей города - "уважительно относиться к произведениям искусства - ведь каждое прикосновение наносит скульптурам непоправимый урон".

Ни Метрополитен, ни Департамент культурного наследия на инициативу пока не отреагировали, говорит Анна Жукова из пресс-службы Музея архитектуры:

- Более того, мы прочитали комментарии многих людей, которые хотят сохранить эту традицию - и продолжать тереть носы овчаркам. Но все-таки надеемся, что после нашего призыва больше людей станет задумываться, надо ли так делать. Так что у этого призыва, в том числе, просветительская функция.

К сообщению на официальной странице Музея архитектуры более сотни комментариев. Там, например, предлагают тереть пластмассовые сакуры, которые по весне появляются в городе и выглядят довольно странно. Напоминают, что в Вероне Джульетте (памятнику, конечно) грудь стерли до основания, причем два раза. Приварили новую - и трут дальше, что только поощряется.

Женские фигуры на "Площади Революции" почему-то не вызывают такого интереса. Пограничник с овчаркой, конечно, самая популярная скульптура. Но помимо собачьего носа, особо притягательными остаются матрос с наганом и гребень петуха, которого кормит птичница.

Архитектором станции, открытой в 1938 году, был Алексей Душкин, а скульптором - Матвей Манизер. Через три года после открытия - во время Великой Отечественной, скульптуры эвакуировали в Среднюю Азию, а вернули в 1944-м.

Народный художник России, автор памятника Суворову на перевале Сен-Готард Дмитрий Тугаринов, признает, что такая проблема - стирание носов и других частей у скульптур - существует во всем мире:

- Но не слышал, чтобы где-то вводились такие запреты. Пусть и у нас продолжают трогать носы овчаркам. Традиция хорошая - так народ хоть что-то узнает о своей истории, а то в основном сейчас интересуются зарубежным кино, играми...

Когда нос овчарок на "Площади Революции" совсем исчезнет, Тугаринов предлагает заменить его на новый:

- Нужно просто этим вопросом заниматься. Посоветоваться, например, с Петром Оттовичем Манизером, внуком Матвея Манизера, тоже скульптором. Нынешние скульптуры - из так называемой бронзы художественной, была такая марка в СССР. Но сейчас существует масса сплавов , которые вряд ли будут так подвергаться воздействию...

rg.ru

Затерли до дыр: туристам могут запретить гладить скульптуры на удачу

МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Людмила Титова. Потереть собаке нос на станции метро "Площадь Революции" в Москве, приложиться к ступням Апостола Петра в Ватикане, обнять за грудь Джульетту в Вероне, кинуть монетку в памятник Петру I в Санкт-Петербурге — у туристов много ритуалов на удачу, связанных со скульптурами. Где можно прикоснуться — в прямом смысле слова — к прекрасному, страдают ли от этого произведения искусства и не пора ли все это запретить — в материале РИА Новости.

Вандализм или часть экскурсии

"За последние пять лет морда бронзовой собаки пограничника на станции метро "Площадь Революции" изменилась до неузнаваемости. Скульптура в плачевном состоянии, а ведь это исторический памятник 30-х годов XX века, объект культурного наследия", — рассказывает директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева.

Традиция прикасаться к изваянию изначально была чисто студенческой — учащиеся МГТУ имени Баумана терли нос овчарке в надежде успешно сдать экзамен. Некоторые даже умудрялись отбирать циркули — в качестве талисмана — у другой скульптуры, бронзового инженера, находящегося на той же станции. Со временем фигуры на "Площади Революции" стали любимыми объектами у туристов — гиды нередко сами рассказывали, что нужно обязательно потереть псу нос на удачу, так как это и есть та самая изюминка экскурсионной программы по подземке.

Недавно руководство музея обратилось в администрацию Московского метрополитена с просьбой остановить вандализм, в том числе наказывая нарушителей рублем.

"Есть закон об охране объектов культурного наследия, каковыми являются станции метрополитена и скульптуры, установленные в вестибюлях. В нем четко прописана мера ответственности за порчу памятников. Мы считаем, что тот, кто дотрагивается до скульптуры, должен заплатить штраф. Если экскурсовод призывает туристов потереть статую на удачу, он должен понимать, что может лишиться лицензии", — говорит Елизавета Лихачева.

Многие критики такой инициативы указывают, что скульптуры вне музейного пространства относятся к разряду публичных и никто не может запретить их трогать.

7 мая 2019, 08:00Туризм"Что имеем — не храним". Достопримечательности, которых больше нет

"Так происходит во всем мире! Везде трогают уличные изваяния! Если не разрешать к ним прикасаться, они потеряют всю свою ценность!" — комментируют предложение музейщиков в соцсетях. Однако представители Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Москвы возражают, что понятия "публичные скульптуры" не существует — есть памятники, которые должны охраняться от вандализма.

"Нужно провести экспертизу, которая установит ущерб бронзе от прикосновений руками (механическое стирание, химическая реакция от взаимодействия с кожным жиром и прочее). Ее будет достаточно, чтобы завести на любого гражданина административное дело. Но мне кажется, что до этого можно и не доводить. Достаточно предупреждающей таблички и полицейского патруля рядом, — говорит гид Ирина Стрельникова. — Традицию тактильного общения с памятниками привили лет десять-пятнадцать назад, кстати, не без участия экскурсоводов. Думаю, точно так же быстро можно отучить туристов трогать скульптуры".

Не целуйте могилу Оскара Уайльда!

Во многих странах, чтобы оградить памятники от "рукоприкладства" туристов, делают копии популярных скульптур или закрывают к ним доступ.

Так, многие мраморные статуи в Италии отправлены с улиц в музеи, что призвано защитить их не только от туристов, но и от природных воздействий. На улицах городов представлены копии.

В Париже на кладбище Пер-Лашез надгробие могилы писателя Оскара Уайльда убрали за стекло, чтобы спасти его от поцелуев: следы помады и любовные надписи почитателей таланта знаменитого автора покрыли весь постамент. Правда, поклонников это не остановило — теперь красные отпечатки губ "украшают" стеклянное ограждение.

Прячут статуи не только от туристов. Несколько лет назад депутатам палаты общин британского парламента запретили прикасаться к ногам бронзовых фигур выдающихся премьер-министров королевства, установленных в главном лобби. Дело в том, что парламентарии потирали на удачу ступни Маргарет Тэтчер и Уинстона Черчилля каждый раз, когда должны были произносить речь. В итоге фигуры знаменитых политических деятелей Великобритании обнесли оградой и повесили табличку "Руками не трогать!".

В Вероне скульптуру шекспировской Джульетты поменяли на копию — к груди героини знаменитой трагедии прикасались настолько часто, что по ней пошла трещина.

А в соборе Святого Петра в Ватикане паломникам, напротив, не запрещают целовать ноги гигантской статуи апостола Петра, несмотря на то что каменные ступни уже наполовину истерты.

Зачем ковырять в носу у истукана

"Конечно, можно уберечь скульптуры, заменив их копиями, но это не решение проблемы. Мы и так за последние годы утратили огромное количество исторических памятников, а люди хотят видеть настоящие произведения искусства", — объясняет Елизавета Лихачева.

По мнению эксперта, надо менять не скульптуры на копии, а культуру поведения граждан — иначе можно потерять многие другие ценные памятники.

Так, в Санкт-Петербурге музейные работники Петропавловской крепости жалуются, что туристы наносят вред бронзовому Петру I, забрасывая его монетами, оставляющими ржавые следы и портящими металл.

Из-за страсти туристов к тактильному общению с памятниками портятся не только городские скульптурные композиции. Недавно Национальный парк на острове Пасхи также забил тревогу из-за повышенного внимания туристов.

Остров переживает небывалый наплыв гостей — до 150 тысяч визитеров в год. Массивные каменные моаи (истуканы) за последнее время пострадали чуть ли не больше, чем за все предыдущие века: туристы мало интересуются историей легендарных исполинов, но стремятся сделать максимально выгодный ракурс для фото. Они забираются на скульптуры и даже ковыряют у них в носу ради удачного снимка.

Запрещать или менять стереотипы

Мнения гидов и экскурсоводов о том, запрещать ли туристам трогать памятники, разделились.

"Скульптуры жалко, но штраф и запрет — не решение проблемы. Полагаю, современные технологии вполне позволяют разработать специальный защитный состав, которым могли бы покрывать "уязвимые места" статуй. Очевидно, это обойдется дешевле, чем создание копий", — рассказывает гид Тая Ку.

"Во всех странах мира туристы трут скульптуры и радуются жизни. И власти как-то решают эти вопросы, а у нас на полном серьезе собираются штрафовать", — недоумевает ее коллега Инна Плясова.

Гид Константин Мишуровский предлагает другой выход из положения. Он считает, что следует подойти к вопросу творчески. Например, в наземном вестибюле "Площади Революции" установить одну точную бронзовую копию пограничника с собакой и рядом повесить объявление: "Потри нос собаке на удачу!". Тогда, возможно, туристы не будут портить оригиналы.

18 мая 2019, 08:00ТуризмЗачем Том Круз разрушил Кремль? Вопросы, которые удивляют гидов в Москве

"Увеличение туристического потока — вызов местным традициям, культурному наследию и даже милым и безобидным привычкам, это надо учитывать, — полагает представитель Ассоциации гидов-переводчиков Роман Трофимов. — Нам всем необходимо адаптироваться к новым реалиям жизни и принимать решения, которые помогали бы сохранять памятники, не ущемляя прав и интересов путешественников".

ria.ru

Все приметы «Площади Революции» - Афиша Daily

За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.

От городской легенды к тотальному обтиранию

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, — своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев обратился к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор — Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

© ИТАР–ТАСС

1 из 5

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС

2 из 5

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

© Кинохроника/pastvu.com

3 из 5

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году — возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

© Б.Кудояров / pastvu.com

4 из 5

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два — дважды). Фотография 1983 года

© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС

5 из 5

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Таблица примет

Флажки матроса

Удачный день или исполнение желаний

Петух

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Гребень петуха

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Клюв петуха

Сильное несчастье

Нос собаки

Успешная сдача экзамена

Лапа собаки

Успешная сдача зачета

Туфля студентки

Удачное свидание, удачный брак

Маузер чекиста/наган матроса

Удачный в деловом и финансовом отношении день

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.

Никита Петров

© facebook.com/nivirov

— В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

— Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания — непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».

Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект — могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой — ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака — верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера — к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами — здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

— А время возникновения этой практики можно установить?

— Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память — интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера «История, память и современность прошлого».

— Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

— Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки — успех на экзамене (4), петух — к деньгам (1), петух — к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

— А что дали данные гугл-опроса?

— Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше — опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся — 22,6% — вспомнили о собаке. Самый популярный объект — пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).

— Откуда взялась история про несчастливого петуха?

— Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок — чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию — ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой — от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух — предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х — программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов — судя по всему, относящемуся к 1980-м годам — рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.

От репортажей со «скверных» протестов до тестов и планов на ближайшие дни — в нашем фейсбуке.

daily.afisha.ru

Мистика Площади Революции | Блогер AdrianaSuvorova1 на сайте SPLETNIK.RU 8 ноября 2019

Я люблю коллекционировать приметы на удачу, вроде таких, как потрогать белый камень из старой Варварской башни на «Китай-городе» или сесть между скульптурами Шерлока Холмса и Доктора Ватсона возле Смоленской набережной)) Еще можно на счастье потереть нос песику на станции «Площадь Революции». Об этом уже знают все, судя по затертым носикам всех четырех собак в вестибюле станции, а вот существование версии о том, что это вовсе не пес, а древнеегипетское божество Анубис, лично для многих стало новостью. Об этом я прочитала в книге Марии Артемьевой «Темная сторона Москвы». О легенде про московского Анубиса и других приметах станции метро "Площадь Революции" в этом посте))

Подумать только! Традиции гладить нос собачкам на станции метро "Площадь Революции" уже 81 год! Появилась она в 1938 году благодаря студентам МГТУ имени Баумана (расположенного через одну станцию), которые перед сдачей экзаменов нарочно приезжали сюда потереть носик песикам памятника «Пограничник с собакой. Уже в те времена поговаривали, что после этого успешная сдача сессии гарантирована.

На «Площади революции», которую создавал архитектор Алексей Душкин, строивший высотку на Красных Воротах, «Детский мир» и станцию «Маяковская», целых четыре таких памятника. Я не раз встречала информацию, что пёсика зовут Мухтар, но в интервью с внуком архитектора Душкина прочитала, что это была немецкая овчарка его дедушки и ее настоящее имя Ирма. Она жила в коммуналке с архитектором, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали, и умерла еще до начала войны.

На фото Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой. 

Многие до сих пор спорят какая именно из четырех собак приносит удачу. Судя по тому, что носы затерты у всех, искатели фортуны решают подстраховаться и потрогать носы у каждой. А некоторые утверждают, что та самая волшебная статуя находится ближе всего к третьему с конца вагону, следующему в сторону станции Бауманской. Вроде как именно этот пёс приносит удачу на экзаменах. Его клона на противоположной платформе просят о помощи те, кто мечтает справиться с вредными привычками. К собакам в центре вестибюля возле перехода обращаются перед каким-нибудь важным делом или серьезной сделкой, чтобы все прошло гладко.

В наши дни говорят, что можно потереть и лапы. При этом некоторые верят, что нос Ирмы приносит удачу на экзаменах, а лапы – только на зачетах))

В вестибюле «Площади революции» установлено 76 повторяющихся скульптур рабочих, крестьян, стахановцев и военных, созданных Матвеем Манизером, которых жители и гости столицы также касаются на счастье. 

После носиков Ирмы по популярности следуют туфелька студентки и гребешок петуха. Говорят, что если их потрогать, то день пройдет без сучка и задоринки.
Студентка с книжкой в руках считается помощницей в любовных делах. Если подержаться за ее туфлю, бронзовая девушка подарит успех на свидании))

 

Что касается петушиного гребешка, то считается, если ты его потрогаешь, то в этот день вкусно поешь)) Другие уверяют, что петух приносит финансовое благополучие и повышение зарплаты. А в подол птичницы, которая при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Есть и такие, кто считает, что петух наоборот приносит несчастья. Одни говорят, что тереть его клюв нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому.

Чекист с револьвером – покровитель в борьбе с врагами, матрос исполняет желания, связанные с путешествиями, карандаш молодого ученого обеспечивает удачу в научной деятельности. А вообще, судя по заметкам в Интернете, сейчас трут все, что душа пожелает - грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, ножку ребенка и колено рабочего))

В 2014 году краевед Александр Можаев обращался к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуры под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что поверхность фигур покроют специальным средством, предотвращающим стирание рельефа. Судя по затертостям, либо так до сих пор и не покрыли, либо это не помогает.

Помимо выступающих частей тела и одежды большой популярностью пользуется оружие: натерты и местами непонятно каким образом отломаны и украдены (!) наган (говорят, он приносит удачу в денежных делах), граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера.  

Ну а теперь расскажу историю из книги «Темная сторона Москвы» Марии Артемьевой - сборника московских городских легенд, путеводителя по скрытому от посторонних глаз "зазеркалью" Москвы. 

Если верить автору, на самом деле это вовсе и не собака пограничника, а древнеегипетское божество Анубис с телом человека и головой собаки - проводник умерших в загробный мир. А тем, кто не верит в это, предлагается сравнить овчарку и статуэтку Анубиса из египетского зала Пушкинского музея в Москве.

В книге тоже говорится, что традиция гладить нос собаке пошла от студентов-бауманцев. Вроде как с давних времен в Бауманке имелось тайное общество, которое почитало древних богов, и именно его члены – посвященные инженеры строили московский метрополитен. И неслучайно они выбрали для станции красный мрамор, бронзу, 19 скульптур, связанные с Анубисом - проводником подземного мира, каким метрополитен является тоже. 

Отрывок из книги.
«Звезда Анубиса – Сириус, число его – 9. Девятка, или эннеада, - первый квадрат нечетного числа. Ее ключевые слова: океан и  горизонт, потому что за девяткой ничего нет, кроме числа десять. Девятка – граница всех начальных чисел, число смерти, силы, энергии и войны, символ неуничтожимой материи и вечно возрозждающего бытия, так как сумма цифр любого числа, кратного девяти, дает число девять. Металл Анубиса – железно и бронза, цвет его – цвет Марса, красный, и камень его – черный и красный мрамор».
Красный мрамор, бронза... Ничего не напоминает?

А теперь держимся за стулья, господа наивные студенты! Если кому-то кажется, что все это фигня, давайте считать. В нумерологии по традиции Пифагора магическими числами считаются только натуральные числа до девяти, поэтому все значимые цифры какого-либо числа обычно складываются – до тех пор, пока число не примет вид однозначного простого числа. На станции 19 скульптурных композиций: это число 10, то есть ВСЕ СУЩЕЕ, символ мира-космоса. Каждый композиция повторена 4 раза – это СВЯЩЕННЫЙ КВАДРАТ ПИФАГОРА. Всего композиций 76, то есть, опять-таки – 7+6=13=1+4=4 – священный квадрат. Но главное, конечно, девятка, знак Анубиса. У масонов есть орден Девяти Избранных Рыцарей. Так вот, посмотрите на код станции с «собачкой» - это число печатается на всех одноразовых электронных билетах (на 5, 10 и 20 поездок) при проходе турникет. Код станции – 045. 0+4+5=9. Число Анубиса. 
И вы все еще думаете, что это случайность?»

Так написано в книге Марии Артемьевой.  

А дальше идет мистическая история парня, чей дедушка строил станции метро в 30-х годах. Как будто однажды в тоннеле завалило целую бригаду вместе с инженером Иноземцевым (из Бауманки). Вытаскивать их было рискованно, потому что завалить могло и спасателей. На помощь вызвали его друга, тоже инженера, с которым они когда-то учились и работали вместе (то есть тоже из Бауманки). Тот сказал, что нужно ждать до 11 вечера, а ровно в 23.00 (час Анубиса и час смерти, когда Солнце уходит в Страну ночи) из темноты донеслось рычание, и из завала вылезли огромный черный пес с гигантской пастью и пропавший инженер, который держался за его холку. Инженер выглядел странно – глаза были полузакрыты, а голова свисала как у куклы. При ошарашенных спасателях (среди которых и был дедушка парня) он сообщил другу, что бригада жива, что копать надо не с северной стороны, а левее, иначе там почва сильнее осядет, и крепить надо так-то. После этого исчез вместе с псом в завале. Бригаду спасли, кроме Иноземцева - он погиб сразу при завале.

Вот такая история! Верить в это или не верить – ваше дело, но все же, на мой взгляд, легенда получилась очень увлекательной!))

Пока я фоткала Белку (на это ушло около десяти минут максимум), на моих глазах ко всем четырем собакам потереть носы подходили самые разные люди. Это были и подростки, и влюбленные пары (кстати, говорят, если пара трет нос, то в их отношениях будет верность), и взрослые мужчины и женщины. Причем у всех был очень серьезный вид.

А вы бы потерли пёсиков?))

www.spletnik.ru

На «Площади революции» поклоняются носу, туфельке и гребешку

Сегодня наткнулся на прелестный пост. Пришел в полный восторг и делюсь с вами, друзья))

"Если с утра потрепать по морде пса, коснуться туфельки студентки и погладить гребешок петуха — день пройдет без сучка и задоринки. Пес, петух и студентка совсем даже не против и найти их легко. Застыли они в бронзе и стоят в одних и тех же местах на станции метро «Площадь революции». Редко, кто из пассажиров подземки проходит мимо, не касаясь изваяний. В народе есть поверье: каждая скульптура приносит свою удачу. Погладь бронзовую статую и будет тебе счастье!

«Площадь революции»— место намоленное. Кому здесь только не поклоняются! Больше всего паломников собирается у памятника «Пограничник с собакой». У скульптуры толкутся студенты и школьники. Скоро экзамены. А каждый учащийся знает, чтобы удачно сдать зачет или контрольную надо погладить нос у бронзовой собаки. Дело это святое! Поэтому в канун сессии к служебному псу выстраиваются очереди.

Говорят, традиция теребить нос овчарки пошла от студентов Бауманки. Даже на студенческом сайте МГТУ им. Баумана есть такой пост: «Рано или поздно каждый студент сталкивается с необходимостью сдавать зачеты и экзамены. Чтобы „процесс“ прошел удачно, надо погладить нос и лапы пограничной собаки. Зовут ее Мухтар. Стоит она на станции метро „Площадь Революции“. После этого удача на экзамене обеспечена. Собака ведь пограничная и нюх у нее исключительный. Как раз он и поможет выбрать нужный билет и дать правильный ответ».


«Площадь революции» сторожат четыре одинаковых пса. Студенты столичных вузов спорят, какие носы и в каких делах помогают. Одни говорят, что Мухтар, который сидит напротив третьего вагона от конца поезда, если ехать из центра, приносит удачу на экзамене. К верному другу пограничника, который несет службу на противоположной платформе, обращаются те, кто мечтает справиться с вредными привычками. К собакам доблестных воинов, что стоят в центре вестибюля возле перехода— подходят потрепать их за морду перед важным делом или серьезной сделкой, чтобы все прошло хорошо. Особенно рьяные студенты, то есть «ботаники» уверяют, что тереть носы надо всем четырем овчаркам. Хуже не будет.

Морды у всех «подземных» собак холодные. И после того, как их погладишь, разум становится чистый. У студента появляется больше уверенности, спокойствия и возможность сосредоточиться. После этого экзамен сдать — раз плюнуть. Если, конечно, накануне пару ночей над билетами посидеть.
Главное, не ошибиться в выборе бронзового изваяния. Вдруг, погладишь не то, что нужно, и вместо удачи на сессии, в кармане окажется пачка североамериканских долларов.

Кроме друзей человека пассажиры московской подземки на «Площади революции» «поклоняются» петухам. Делают это гурманы. Говорят, если потрепать петушиный гребешок— в этот день изысканно и вкусно поешь. Другие уверены, что петух приносит финансовое благополучие.


Несчастные в любви пассажиры идут к советской студентке. Говорят, если подержишься за ее туфлю, на душе становится легко. Бронзовая девушка утешает и разделяет груз «непростых» отношений.
Чекиста с револьвером облюбовали те, кто стремиться победить внутренних и внешних врагов. Матросу загадывают желание о сказочном и романтическом путешествии. Если прикоснуться к карандашу молодого ученого, то удача в научной деятельности обеспечена. Если дотронутся до маузера чекиста, день сложится как в финансовом, так и в деловом смысле на «пять» баллов.

Только делать надо все по очереди. Сначала желание загадать, потом бронзовое изваяние потереть. Ну, и ждать, когда мысль материализуется.
Вот люди и гладят, и трут и теребят. А бронзовому изваянию от этого только лучше. Блестит, словно из золота".
Подробности здесь

litvar.livejournal.com

"Затерли до дыр": овчарки на станции "Площадь революции" рискуют превратиться в бульдогов :: Новости :: ТВ Центр

Искусствоведы просят перестать гладить собак "на счастье"

Погладить собаку, приласкать петуха или коснуться оружия...  На станции "Площадь революции" знаменитые бронзовые фигуры начинают разрушаться. Как защитить памятники архитектуры и сохранить московскую традицию?

"Счастливых" собак на этой станции метро аж четыре. Но зовут всех одинаково - Ирма. В честь любимицы архитектора станции Алексея Душкина. Но если "настоящая" Ирма была титулованной немецкой овчаркой, то ее бронзовые щенки скоро станут походить на бульдогов, - сетуют музейные работники. За восемь десятков лет суеверные туристы и москвичи затерли скульптуры буквально до дыр.

С самого открытия станции студенты соседней Бауманки приходили сюда перед экзаменом потереть нос собаки на удачу. Идея в народе прижилась. Скульптура пограничника с верным псом теперь обязательное место остановки туристических групп. Да и москвичи в часы-пик едва не дерутся, стараясь прикоснуться к монументу. 

Единственные, кому поверье ничего хорошего не сулит, так это самим скульптурам. Сотрудники музея архитектуры имени Щусева бьют тревогу. Искусствоведы написали открытое письмо руководству метрополитена с просьбой принять меры. Если охотников за "собакой удачи" не остановить, то памятники мировой революции могут быть утеряны навсегда.

"Уже не осталось каких-то тончайших рисунков на скульптуре, мы не видим самого кожного носа этого пса. Авторские формы, по которым были отлиты скульптуры на "Площади революции" на сегодняшний день утеряны. И поэтому в точности воссоздать эти фигуры попросту невозможно", - сообщила заведующая отделом популяризации архитектуры государственного музея архитектуры имени Щусева Ксения Смирнова.

Можно повесить таблички с просьбой не мучить бедных животных. Звучали даже предложения ввести штрафы или вовсе заменить бронзовые фигуры копиями. Именно так поступили со скульптурой шекспировской Джульетты в Вероне: к груди героини знаменитой трагедии прикасались настолько часто, что по ней пошла трещина. В Париже на кладбище Пер-Лашез надгробие могилы писателя Оскара Уайльда убрали за стекло, чтобы спасти его от поцелуев.

"Во всех практически странах есть фигуры, есть скульптуры, которые являются символами. А для чего они нужны тогда все эти скульптуры, для чего? Просто ходить смотреть? Ну, пусть они еще огородят, чтоб не дышали на них. Вообще я против того, чтобы брать и чего-то запрещать", - отметил председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям московской городской думы Евгений Герасимов.

Запретить мечтать или загадывать желания уж точно не получится. Однако сотрудники музея настаивают: суеверия вряд ли стоят того, чтобы навсегда проститься с легендами московского метро.

Анна Пешехонова, Валерия Дзгоева, Александр Терентьев, Николай Жуков, Валерий Белинский. "ТВ Центр".

Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс.Дзен"

www.tvc.ru

История бронзовой собаки в московском метро

Наверняка, каждый, кто когда-либо бывал в Московском метрополитене, обращал внимание, что на станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии у многих скульптур,  украшающих арки, некоторые части натерты до блеска, а прохожие останавливаются, чтобы прикоснуться к скульптурам.  Даже в самый разгар дня или час-пик люди находят время, чтобы подойти и погладить ту или иную фигуру, иногда даже собираясь в очереди. Этой традиции уже много лет — еще с тех пор, как построили метро.

История скульптур на станции «Площадь Революции»

Итак, немного истории. Зал на станции украшен 76 бронзовыми фигурами, изображающими советских людей, автором которых стал Матвей Манизер. Изначально скульптур было 80, но в связи с открытием в 1947 году восточного наземного вестибюля 4 из них были сняты. Всего на станции 20 различных образов. Все скульптуры расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 года.

Если внимательно посмотреть, все фигуры кроме фигур пионеров изображены вставшими на колено, согнувшимися или сидящими. Это было сделано специально для того, чтобы уместить их в ограниченное пространство арок. Но в народе по этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ сгибается, или стоит на коленях».

Так откуда же пришла традиция прикасаться к этим скульптурам и загадывать желания?

 

 В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. Только небольшое количество фрагментов настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько барельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно. Правительством было принято решение весь материал пустить на нужды города. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Колокола были переплавлены, а уже из них были изготовлены некоторые скульптуры для оформления станции. Отсюда и начинается история. По поверью именно собака была отлита из переплавленного колокола.  Преданные, верующие старушки приходили прикладываться в скульптуре, а вслед за ними смышленые студенты МВТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции" с радостью переняли эту традицию и начали уже тереть нос на удачу.

Со временем примета претерпела небольшие изменения. Теперь до носа нужно коснуться  «зачеткой», для успешной сдачи экзамена надо дотронуться именно до носа собаки, а для сдачи зачёта - до ее лапы.
Поскольку бронзовые фигуры на станции повторяются, то собак здесь четыре. Носы блестят у всех четырех. Но самая «правильная собака» - та, которая находиться ближе к выходу по направлению из центра.

Можно верить или не верить в приметы. Но каждый день на удачу, собачий нос трут не только студенты, а обычные жители города и даже гости столицы.

autoassa.ru

«История – вещь мощная». Как собака с «Площади Революции» стала знаменитой?

Человек существо весьма непредсказуемое. Порой даже для самого себя. Лично я, например, никогда не смогу объяснить причину появления в моей голове мыслей вида «если я что-то (как правило, совершенно ненужное) срочно не сделаю, то что-то важное обязательно закончится провалом». У меня не получится объяснить, почему, подготовившись к экзаменам в университете, я выезжала из дома раньше и делала крюк ради того, чтобы просто погладить нос бронзовой собачки на станции метро «Площадь Революции»…

Я училась на факультете журналистики в МГУ, здание которого находится в центре Москвы. За годы моей учёбы было много экзаменов, зачётов, но случались и особо ответственные. И перед ними в моей голове мелькала мысль о том, что мне непременно нужно доехать до «Площади Революции» и погладить ту самую собачку…

Это был обязательный, но жутко своеобразный и неудобный ритуал. Представьте: я спешу на госэкзамен к 9:45. Опаздывать нельзя – выезжаю даже чуть заранее, в восемь утра. До «Юго-Западной» – полчаса без пробок, а после – ещё полчаса на метро. Приезжаю на «Библиотеку имени Ленина», где и располагается институт, к 9:00. Но тут, вместо того чтобы спокойно подняться наверх, еду до «Охотного Ряда», через него иду на «Театральную», а потом перехожу на «Площадь Революции», глажу собачку, загадываю желание – и только тогда выхожу в город… Там я делаю громадный крюк и к 9:30, запыхавшаяся, прихожу наконец к университету.

Но… Если бы я этого не сделала, это была бы не я. Более того, ежедневно к собачке «паломничают» сотни других пассажиров.

Зачем вы это делаете?

В ответ на мой логичный вопрос: «Зачем?» – многие обычно бросали: «Просто так», «По привычке», «Не знаю»… Что ж, судя по всему, действительно не знали. Однако были и те, кто, как и я, осуществлял этот ритуал с глубоким смыслом.

– Раньше я работала в центре Москвы, рядом с Красной площадью, – рассказала нам Ольга. – Как раз доезжала до «Площади Революции» и выходила в сторону Никольской [восточный вестибюль – прим. ред.]. Поначалу я стояла, загадывала желание каждый раз, а потом – просто как будто это часть моей работы была – дотрагивалась быстренько и убегала. Вот сейчас, когда уже не работаю тут, специально, конечно, не приезжаю. Но если вдруг я здесь, то подойду к скульптуре. У меня это вызывает такую ностальгию…

Милая девушка-студентка стояла рядом, но носы никому не тёрла и желания не загадывала, а просто кого-то ждала.

– Я тёрла нос собаке только перед первым ЕГЭ по русскому. Сдала на 98, в удачу верила, хотя и готовилась к русскому больше, чем к другим предметам. Перед другими ЕГЭ не тёрла нос собачке, – объясняет Виктория. – Сдала всё остальное не очень… Чтобы как-то оправдать себя, буду думать, что дело было в собачьем носу. Сейчас иногда без желания глажу и убегаю сразу.

Но во многом магические причины всеобщей любви к скульптурам на станции сводятся к лаконичному комментарию ещё одного пассажира московского метро, Алины:

– Люди по-разному смотрят на жизнь. Одни верят в сказку, другие думают, что только старанием можно прийти к цели. Но в жизни каждого наступает момент, когда хочется, чтобы чудо снизошло. И до сих пор, каждый раз пробегая мимо заветного сторожевого пса, охраняющего станцию метро «Площадь Революции», я в спешке тру его нос. Ведь я, как и многие другие спешащие в этой суете мегаполиса, в глубине души верю в чудо…

Слово эксперту

Историк Московского метрополитена Александр Попов:

– Сказать точную дату, когда началось это «паломничество», конечно, невозможно. Но предполагаю – с того момента, как скульптуры поставили [в 1938 году – прим. ред.]. Популярности, наверное, добавила и особенная советская шутка на эту тему: «На “Площади Революции” изображён весь советский народ – он либо сидит, либо стоит на коленях». Кто-то спорил о необходимости скульптур на станции, кто-то критиковал, а кто-то восхищался. Но в итоге все привыкли. То есть, по сути, так сложилось исторически. А история – вещь мощная. И если так было – значит, есть и будет.

histrf.ru


Смотрите также