Подлодки проекта хаски


«Хаски» – российская субмарина пятого поколения

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

vseonauke.com

Как атомная субмарина проекта «Хаски» лишит будущего флот США

Российское морское бюро машиностроения «Малахит» ведет разработку новейшей атомной подводной лодки по проекту «Хаски», которая должна лишить будущего ВМС США.

Подводные лодки типа «Хаски» — это российские атомные субмарины пятого поколения. В настоящее время Российская Федерация является единственной страной, занимающейся созданием атомоходов последнего поколения.

Подлодка разрабатывается в двух вариантах — противолодочном (модификация будет иметь на борту морскую версию крылатых ракет «Калибр», предназначенных для уничтожения предполагаемых вражеских стратегических субмарин типа «Огайо» и «Вэнгард») и стратегическом. Последний вариант предполагает размещение в пусковых установках «Хаски» противокорабельных гиперзвуковых ракет «Циркон», основное предназначение которых — борьба с крупными корабельными соединениями противника — авианосцев, универсальный десантных кораблей, ракетных крейсеров и т.д.

Как заявляет производитель, новые российские субмарины будут иметь двухкорпусную конструкцию из композитных материалов и подводное водоизмещение порядка 12000 тонн. Многослойные конструкции уменьшат отражения сигналов вражеских гидролокаторов и уменьшат массу корабля. При этом размеры подлодки будут значительно меньше, чем у производящихся в настоящее время АПЛ проекта «Ясень». «Хаски» начнут собирать ориентировочно после 2020 года.

Также, вероятно, лодки получат новейшие средства связи, интегрированные в единую сеть.

«Эта лодка будет обладать такими же характеристиками в части понижения шумности, в части рабочей глубины, в части вооружения. Кстати, там очень много будет интересного вооружения, она будет лодкой, сочетающей в себе несколько параметров — как ударная, так и многоцелевая подводная лодка», — заявил ранее в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

К слову, малозаметность «Хаски» будет достигаться за счет использования новой силовой установки, которая практически не будет кавитировать (процесс образования и последующего схлопывания пузырьков вакуума в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами). Именно это, по мнению многих российских и зарубежных военных специалистов, позволит АПЛ «Хаски» лишить будущего ВМС США.

riafan.ru

Хаски (проект СПМБМ Малахит) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)

"Хаски" (проект)

Проект многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения. Разработка ПЛА 5-го поколения ведется в СПМБМ "Малахит", о чем впервые сообщено в СМИ 16.12.2014 г. Одновременно сообщается, что разработка ведется КБ в инициативном порядке, без технического задания Министерства обороны России. 17 марта 2016 г. СМИ сообщили название проекта - "Хаски". Первые высказывания руководителей СПМБМ "Малахит" по поводу ПЛА 5-го поколения зафиксированы в СМИ 09.02.2014 г. (источник).

07 июля 2015 г. сообщается (СМИ, 07.07.2015 г., источник), что ПЛА проектируется СПМБМ "Малахит" на одной базовой платформе в двух вариантах:
- многоцелевая ПЛА ориентированная на борьбу с ПЛА противника;
- противоавианосная ПЛАКР;

08 августа 2016 г. сообщается, что заключен контракт между СПМБМ "Малахит" и Министерством обороны России на разработку лодки. Видимо, речь идет о НИР по разработке облика будущей субмарины, а техническое проектирование лодки начнется после 2020 г. В первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник). В мае 2018 г. сообщается, что проведенные научно-исследовательские работы по проектированию этой подводной лодки "признаны неудовлетворительными" заказчиком, поскольку они "не отвечают требованиям заказчика". Но при этом позже сообщается, что в первой половине 2018 г. СПМБМ "Малахит" успешно защищен перед заказчиком первый этап проектирования ПЛА - аванпроект (источник).

Строительство новой ПЛА планируется начать на ПО "Севмаш" до 2020 г. (СМИ, 28.07.2015 г., источник). Позже сообщается о планах на строительство ПЛА "Хаски" после 2023 г. ПЛА "Хаски" включена в программу судостроения на 2018-2027 г.г.

Других данных нет.


Гипотетический вид ПЛА проекта "Хаски" (MilitaryRussia.Ru, 01.05.2018 г.).
Конструкция - двухкорпусная (СМИ, 16.12.2014 г., источник). За счет врезки в корпус отсека с ракетным вооружением будет обеспечиваться строительство на базе многоцелевой ПЛА варианта ПЛАКР (СМИ, 07.07.2015 г., источник).

Двигательная установка - атомная. Предположительно ПЛА будет оснащена водметной насадкой типа pump-jet.

ТТХ ПЛА:
Водоизмещение - менее 12000 т (СМИ, 16.12.2014 г., источник)

Вооружение: основным вооружением ПЛА будут гиперзвуковые крылатые ракеты "Циркон". Вероятно, пуск ракет будет осуществляться из установок вертикального пуска.

Оборудование :

БИУС (боевая информационно-управляющая система) нового поколения
Управление общекорабельными системами  
ГАК
ГАК с несколькими конформными антеннами
Комплекс РЛС

Радио-техническое оборудование

Радиосвязь
Обеспечивается интеграция подводной лодки в единое информационное пространство Министерства обороны страны в режиме реального времени (СМИ, 09.02.2014 г., источник).
Навигационный комплекс
Перископы
Прочее

Статус: Россия - по состоянию на март 2016 г. ведется разработка проекта ПЛА.


Реестр ПЛА проекта:


пп
Название Проект NATO Завод.
Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Примечание
1 К-


ПО "Севмаш" план  2020 г. (2016 г.)

план  2023 г. (2018 г.)


план - до 2027 г. (2018 г.)

Источники:
Источник: подлодки "Хаски" вооружат гиперзвуковыми ракетами "Циркон". 17.03.2016 г. источник.

militaryrussia.ru

Продолжается эскизное проектирование АПЛ «Хаски»

В настоящее время российская судостроительная промышленность занимается рядом проектов, направленных на развитие подводных сил военно-морского флота. Ведется строительство нескольких подлодок новых типов, а кроме того, разрабатываются перспективные проекты подобной техники, а также создаются новые технологии, которые в будущем будут использоваться в очередных проектах. Недавно стали известны некоторые подробности последних проектов в области строительства подводных лодок.

6 сентября РИА Новости опубликовало интервью с вице-президентом Объединенной судостроительной корпорации Игорем Пономаревым. В преддверии военно-технического форума «Армия-2016» руководитель ОСК раскрыл некоторые подробности текущих работ, а также рассказал о планах, касающихся грядущей выставки. Наибольший интерес при этом представляют новости о существующих и перспективных разработках в сфере подводных лодок. В настоящее время предприятиями ОСК осуществляется разработка нескольких новых проектов, которые в будущем помогут обновить боевой состав подводных сил.

Одной из важнейших программ последнего времени является создание воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для перспективных неатомных подлодок. Журналист РИА Новости задал вопрос о ходе текущих испытаний новой ВНЭУ на морском стенде, а также о сроках изготовления первой серийной системы этого класса. И. Пономарев рассказал, что испытания воздухонезависимой энергетической установки продолжаются в соответствии с графиком, утвержденным министерством обороны. После всех испытаний ВНЭУ своевременно будет представлена заказчику. Какой именно корабль получит новое оснащение первым – пока неизвестно. Подобное решение будет приниматься заказчиком в лице военного ведомства.

Первым носителем новой ВНЭУ, согласно предыдущим сообщениям, должна будет стать перспективная неатомная подводная лодка проекта, известного под шифром «Калина». По словам вице-президента ОСК, пока основные вопросы в контексте проекта «Калина» не решены. Решение о начале строительства головной лодки этого типа зависит от хода проектных работ и некоторых других факторов. В частности, большое влияние на программу оказывает разработка воздухонезависимой энергоустановки.

После завершения работ по техническому проекту, создаваемому специалистами ЦКБ «Рубин», а также после строительства опытного образца ВНЭУ промышленность в лице Объединенной судостроительной корпорации и министерство обороны смогут приступить к решению новых вопросов. На этой стадии будут обсуждаться условия контракта на строительство подлодок, в частности, потребуется определить завод, которому предстоит стать основным строителем новой техники. Тем не менее, все эти работы смогут начаться только после утверждения технического проекта.

Также в интервью для РИА Новости была затронута тема дальнейшего развития атомных подводных лодок различных классов. Наибольший интерес в этом контексте представляет перспективный проект с шифром «Хаски». И. Пономарев рассказал, что проект АПЛ «Хаски» в настоящее время находится на стадии формирования облика. Кроме того, около двух лет уйдет на создание эскизного проекта. После завершения текущего этапа разработки будет решаться вопрос о контракте на строительство подлодки. Какие-либо технические подробности нового проекта не оглашались.

Развитие атомных подводных лодок стратегического назначения пока идет по иному пути. Как рассказал руководитель ОСК, пока судостроительная промышленность не ведет работы по формированию облика перспективных подводных ракетоносцев. В настоящее время все силы в этой области брошены на улучшение существующего проекта 955 «Борей», относящегося к четвертому поколению. Три АПЛ этого типа уже переданы флоту. Ведется строительство еще четырех подводных крейсеров, относящихся к улучшенному проекту 955А «Борей-А».

Из всех тем, затронутых в недавней беседе прессы с представителем Объединенной судостроительной корпорации, наибольший интерес представляет разработка перспективной многоцелевой АПЛ типа «Хаски». Работы по этому проекту стартовали сравнительно недавно и, как показывают последние сообщения, еще находится на ранних стадиях. Таким образом, даже утечка каких-либо сведений о технической стороне проекта в его существующем виде вряд ли поможет определить окончательный облик.

Напомним, первые сообщения о возможной разработке перспективного проекта многоцелевой атомной подлодки пятого поколения появились в начале 2014 года. Тогда генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» Владимир Дорофеев огласил некоторые идеи, касающиеся перспективной техники. По его словам, основные отличия АПЛ пятого поколения от существующих субмарин будут заключаться не в повышенных технических характеристиках, а в возможности интеграции в единое информационно-управляющее пространство, обеспечивающее улучшенное взаимодействие с другими подлодками и кораблями. Тем не менее, тогда руководитель конструкторского бюро не рассказал о разработке реальных проектов с подобными возможностями.

Первые технические подробности проекта многоцелевой АПЛ пятого поколения стали известны только в декабре 2014 года. Заместитель гендиректора СПМБМ «Малахит» Николай Новоселов тогда рассказал прессе, что перспективная подлодка будет иметь двухкорпусную конструкцию и полное водоизмещение до 12 тыс. тонн. Интересно, что на тот момент проект разрабатывался «Малахитом» в инициативном порядке, поскольку министерство обороны еще не выдавало техническое задание. Кроме того, Н. Новоселов упомянул, что одной из задач новых проектов является унификация многоцелевых и стратегических подлодок по различному оборудованию. Некоторые наработки в этом направлении уже были реализованы к настоящему времени.

В марте прошлого года были оглашены новые взгляды на облик перспективной АПЛ. Так, В. Дорофеев высказал убеждение, что новая подлодка будет строиться по модульному принципу, а также получит возможность использования робототехники. Применение робототехнических систем должно иметь большой потенциал, поскольку подлодке требуется сохранять скрытность даже при совместной работе и информационном обмене с другими боевыми единицами флота.

Так же в марте 2015 года появились первые сообщения о возможном составе вооружений перспективной подлодки. Со ссылкой на неназванные источники в оборонной промышленности отечественные средства массовой информации писали, что основным ударным вооружением подлодок «Хаски» станут перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон». Кроме того, источник этой информации отметил, что ракеты нового типа уже вышли на испытания.

Примерно через год после этого появились новые сообщения о ходе проекта «Хаски». Отмечалось, что на тот момент работы находились на стадии формирования облика атомной подлодки. Военно-морской флот занимался разработкой технического задания, в соответствии с которым должно было вестись эскизное проектирование. На выполнение эскизного проекта разработчик в лице СПМБМ «Малахит» получил около двух лет. Результатом этих работ станет формирование точного облика корабля. При этом утверждалось, что создание полностью титанового прочного корпуса не планируется, хотя некоторые элементы из титана все же будут присутствовать в конструкции. Тип реактора, предлагаемого к использованию, будет определен позже.

В начале апреля интересные сведения относительно облика АПЛ «Хаски» огласил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. По его словам, новая лодка по ряду ключевых элементов будет унифицирована, став стратегической и многоцелевой. Подобный подход применяется для достижения нескольких целей, в том числе для получения лучшего ценового предложения для военного ведомства. Также А. Рахманов рассказал о возможных сроках реализации проекта. Так, если ОСК сможет завершить разработку проекта подлодки четвертого поколения к 2017-18 годам, но к этому времени не начнется создание субмарины пятого поколения, то последнюю удастся выпустить не ранее 2030 года.

В конце июля этого года гендиректор СПМБМ «Малахит» уточнил возможный состав комплекса вооружений перспективной подлодки. По словам В. Дорофеева, новые АПЛ смогут нести или крылатые или баллистические ракеты, но одновременное оснащение корабля вооружением двух типов невозможно. Этому мешают массо-габаритные параметры вооружения.

По последним данным, в настоящее время ОСК и, в первую очередь, СПМБМ «Малахит» ведут разработку облика перспективной многоцелевой АПЛ пятого поколения. На этот этап работ понадобится около двух лет. После завершения эскизного проектирования будут решаться основные вопросы, связанные со строительством. Таким образом, головная подлодка нового типа сможет войти в строй не ранее начала следующего десятилетия. Какие преимущества даст подводным силам военно-морского флота появление перспективной АПЛ – пока говорить рано ввиду продолжения формирования ее облика. Тем не менее, уже сейчас ясно, что продолжающиеся работы по тем или иным проектам в области строительства подводных лодок в будущем будут полезны для безопасности страны.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
http://bastion-karpenko.ru/

topwar.ru

Новые российские подлодки «Хаски» используют американские идеи | ИноВидео | ИноСМИ

Российский флот, разрабатывая семейство ядерных подводных лодок нового поколения, заимствует идеи у американцев. Новые подлодки, предварительно названные проектом «Хаски», будут строиться в трех вариантах — в базовом варианте с торпедным вооружением, в варианте, вооруженном ракетами «Циркон», и в увеличенном варианте, снабженном баллистическими ракетами. Как ожидается, строительство новых субмарин начнется в 2020 — 2021 годах. Все три версии «Хаски», вероятно, будут максимально унифицированы.


Во многих отношениях «Хаски» напоминают американские субмарины типа «Вирджиния», созданные после окончания холодной войны, когда мощные подлодки типа «Сивулф» оказались слишком дорогими. Изначально они должны были стать обычными торпедными подводными лодками, потом их решили оснастить крылатыми ракетами, а в дальнейшем сочли нужным прибавить специальный модуль боевой части. Более того, подлодки класса «Колумбия», которые США планируют строить в будущем, во многих отношениях являются развитием проекта «Вирджиния». Хотя они больше по размеру, но при этом используют значительную часть технических решений и систем «Вирджинии».


Le Temps
The Diplomat
The National Interest
El Confidencial
«Хаски» пойдет по тому же пути, что и «Вирджиния». Русские начнут с базового проекта, водоизмещением 8 — 9 тысяч тонн и скоростью 32 — 33 узла. У этой подлодки будет минно-торпедное вооружение, но она сможет запускать и крылатые ракеты. Планируется, чтобы на субмарине могли, как и «Вирджинии», размещаться подразделение боевых пловцов. В вариантах с крылатыми и баллистическими ракетами корпус подлодки будет удлиняться за счет дополнительной секции, аналогично тому, как на «Вирджинии» дополнительный модуль обеспечивает подводной лодке еще четыре пусковые установки с контейнерами, способными нести по семь крылатых ракет. Русские также собираются разрабатывать такие контейнеры, что позволит им при необходимости быстро перевооружать подлодки с баллистическими ракетами крылатыми ракетами — по пять — семь ракет на установку. По концепции это напоминает американский тип «Огайо», который изначально был вооружен баллистическими ракетами «Трайдент II».


Судя по всему, вариант «Хаски» с баллистическими ракетами будет относиться к остальным двум вариантам, как «Колумбия» к «Вирджинии» — то есть будет их увеличенной версией, обладающей по большей части такими же базовыми системами, включая гидроакустику и энергетику. Все «Хаски» будут использовать одинаковые гидроакустические и энергетические системы — в частности те же самые водо-водяные реакторы, применение которых отработано на субмаринах проекта 995A «Борей» и проекта 885M «Ясень».


Россия надеется, что «Хаски» будут намного дешевле подводных лодок проекта 885M — очень хороших, но крайне дорогих. С учетом экономии на унифицированных компонентах и системах Москва хочет снизить стоимость «Хаски» до того уровня, на котором можно будет построить минимум 16-20 подлодок — обычных и с крылатыми ракетами. Русские в идеале хотели бы закладывать по одной новой подлодке каждые два года при сроке строительства не более четырех с половиной лет. Если все пройдет, как планируется, первая «Хаски» будет принята на вооружение в 2025 году, а последняя будет сдана заказчику в 2030-х.


Daily Mail
Вариант с баллистическими ракетами будет строиться после того, как флот получит последний ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 995A «Борей». Наличие стратегической субмарины нового поколения позволит России «продолжить перевооружение морских стратегических ядерных сил в 2020-х годах, если компромисс по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений между Россией и США не будет достигнут».


Впрочем, американских экспертов — и в частности сотрудника Военно-морского аналитического центра Майкла Кофмана (Michael Kofman) — намерение России создать еще один тип подводных лодок с баллистическими ракетами несколько удивляет. «Не очень понятно, зачем им еще одна такая подлодка, — заявил Кофман изданию «Национальный интерес» (National Interest). — На мой взгляд, им нужнее обычная многоцелевая субмарина».


Если русские воплотят свои идеи насчет «Хаски» в жизнь, у Кремля появятся подводные лодки, которые он сможет строить в больших количествах на смену старым советским, до сих пор составляющим большую часть российского подводного флота. Впрочем, даже с появлением современных мощных подлодок проекта «Хаски» российский подводный флот не будет представлять такой угрозы, какую когда-то представлял советский.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Теперь мы есть и в Instagram. Подписывайтесь!

inosmi.ru

Тихая угроза, переигрывающая подводный флот России в отсутствие реализации проекта «Хаски»

Начиная с проектов отечественных многоцелевых АПЛ 671РТМ/К «Щука» (по кодификации НАТО «Victor-III»), 945 «Барракуда» («Sierra-I»), а также американских «Los Angeles», концепция применения многофункциональных атомных подводных ракетных крейсеров на морских и океанских театрах военных действий начала медленно смещаться в ударную сторону. В частности, перед специалистами санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» была поставлена приоритетная задача — приспособить субмарины модификации 671РТМ/К, а также подлодки более поздних проектов к стратегическим крылатым ракетам С-10 «Гранат» (КС-122), предназначенным для использования из калибра 533 мм. На другой стороне Атлантики аналогичные работы по интеграции «Томагавков» в стрельбовой комплекс многоцелевых подводных лодок класса «Los Angeles» проводились специалистами кооперации компаний «Northrop Grumman Shipbuilding Newport News», а также «General Dynamics Electric Boat Division».

Подобные тенденции стали преобладать в построении облика вооружения многоцелевых подводных крейсеров неслучайно. На фоне значительного успеха советских специалистов в области создания 2-маховых тяжёлых и маневрирующих со значительными перегрузками противокорабельных ракет корабельного базирования типа 4К80 «Базальт», 3М45 «Гранит», Х-41 «Москит», а также прогресса американской компании «McDonnel Douglas» в доводке и запуске в серийное производство дозвуковых противокорабельных ракет AGM-84A, способных при массированном использовании (силами палубной авиации) прорвать любую имеющуюся на то время корабельную систему ПВО, в оборонных ведомствах и командованиях ВМС сверхдержав сообразили, что одно лишь корабельное размещение «стратегического актива» ударного ракетного вооружения может привести к настоящему провалу в ходе крупных военных операций с задействованием флота. К примеру, успешный противокорабельный удар силами МАПЛ пр. 949 «Антей» по «Иджис»-крейсеру управления ракетным оружием класса «Ticonderoga», оснащённому универсальной вертикальной пусковой установкой Mk 41, однозначно приводил к потере 30—60 «Томагавков». А полноценная усиленная АУГ — это 2 крейсера этого класса, уничтожение которых приводило бы к потере 60—120 СКР типа RGM-109. Как следствие, «длинная рука» флота заметно ослабевала.

Единственным выходом из сложной ситуации как раз и стало оснащение «Топорами» (в модификации UGM-109) многоцелевых атомных субмарин 3-го поколения. Учитывая их неуязвимость для противокорабельных средств, высокую акустическую скрытность, а значит, и меньшую вероятность пеленгования гидроакустическими средствами противника и перехвата противолодочной авиацией, «Лос-Анджелесы» стали основным подводным ударным компонентом флота в дополнение к высокому потенциалу «подводного хищника», достигаемому за счёт использования торпедного вооружения, представленного торпедами Mk 46 и Mk 48. Несмотря на то, что в применении всей номенклатуры вооружения, включая С-10 «Гранат», а также UGM-109A «Tomahawk», на советских и американских подлодках задействовались продвинутые на то время боевые информационно-управляющие системы «Омнибус» и AN/BSY-1 (начиная с SSN-751), синхронизированные с активными и пассивными гидроакустическими комплексами и операторскими терминалами посредством специализированной мультиплексной шины обмена данными, американский подход к размещению СКР «Tomahawk» оказался более рациональным и осовремененным. В частности, начиная с SSN-719 «Providance» (модификация «Flight II»), спущенной на воду 27 июля 1985 года, все подлодки класса оснащаются 12-контейнерной модульной универсальной ВПУ Mk 45 VLS, которая может вмещать как транспортно-пусковые ячейки Mk 14 для крылатых ракет «Tomahawk», так и модули для ПКР семейства UGM-84D2/G/N.

Загрузка транспортно-пускового контейнера с крылатой ракетой «Томагавк» в одну из ячеек ВПУ Mk 45 многоцелевой атомной подводной лодки SSN-723 USS «Oklahoma City» класса «Лос-Анджелес»

Благодаря такой инновации гибкость и оперативность огневой работы 30 последних субмарин проекта 688/I стала выгодно отличаться от той, которая наблюдается у стандартных МАПЛ с одними лишь торпедными аппаратами. Так, подлодки с вертикальными ПУ позволяют одновременно осуществлять пуск стратегических крылатых ракет и ПКР по удалённым наземным целям и надводным кораблям, не взваливая всю эту работу на механизмы стеллажей торпедных аппаратов. А это, в свою очередь, значительно снижает вероятность возникновения нештатных и аварийных ситуаций, ведь торпедные аппараты могут быть задействованы в задачах торпедной атаки сразу нескольких подводных и надводных целей, что автоматически создаст ограничения на параллельное использование противокорабельных и стратегических КР. Концепция ВПУ Mk 45 нашла своё применение не только в «Лос-Анджелесах». Следующим классом многоцелевых АПЛ с подобным «снаряжением» стала «Virginia» в вариантах «Block I/II» (построено 10 единиц). Следующий «форм-фактор» вертикальных пусковых установок вошёл в архитектуру вооружения «Вирджиний» модификации «Block III» 29 августа 2014 года (начиная с подлодки SSN-784 USS «North Dakota»). Он представлен двумя 6-зарядными неподвижными модулями револьверного типа с суммарным количеством транспортно-пусковых стаканов в 12 единиц.

Преимуществом данной ВПУ является наличие лишь 2 мощных механизированных узлов открытия / закрытия люков двух револьверных ПУ, в то время как классическая Mk 45 имеет 12 подобных узлов с незначительно меньшими габаритами, которые в совокупности занимают гораздо больше внутрикорпусного объёма, который может быть использован для размещения дополнительного бортового радиоэлектронного оборудования, либо увеличения ракето-торпедных стеллажей. Естественно, в случае использования многоцелевой подлодки «Вирджиния» исключительно в качестве подводного ударного крейсера, полный залп из четырех 533-мм торпедных аппаратов и револьверных вертикальных ПУ может составить 38 «Томагавков», а это уже соизмеримо с залпом из универсальных пусковых установок Mk 41 эсминца управления ракетным оружием класса «Арлей Бёрк», только вот обнаружить и уничтожить такой малошумный подводный «арсенал», затаившийся где-нибудь в водах северо-восточной части Норвежского моря, будет в сотни раз сложнее, нежели «сверкающий» излучением многофункциональной РЛС AN/SPY-1D(V) и передатчиком «Link-16» «Арлей Бёрк».

Как вы уже догадались, 5 подлодок класса «Вирджиния», несущих смешанный боекомплект из 150 «Томагавков» и 30—40 торпед типов Mk 48 Mod 5 ADCAP / Mod 7 CBASS c дальностью действия 60—80 км, являются крайне грозной силой в отличие от одного достаточно шумного атомного подводного крейсера класса «Ohio» в ударном исполнении с кодификацией SSGN. Отследить эту махину («ревущую корову») будет достаточно просто посредством современного высокочувствительного гидроакустического комплекса МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», который установлен на МАПЛ пр. 885 «Ясень». Если опираться на данные открытой печати, к примеру, на выверенную аналитическую работу контр-адмирала в отставке и командира дивизии АПЛ (1984-1989 гг.) Владимира Дмитриевича Ямкова на ресурсе «Независимое военное обозрение», а также официальные параметры аналогичного комплекса «Иртыш-Амфора-Б», становится ясно, что этот ГАК может «нащупать» «Огайо» на тихом ходу на удалении около 70—80 км, в то время как «Вирджиния» обнаруживается на дистанции не более 20—25 км. В ту же очередь, подлодки класса «Virginia», оснащённые мощной внутрикорпусной носовой гидроакустической станцией AN/BQQ-10, способны обнаружить «Ясени» на тихом ходу на дистанции около 60—70 км. Это первый и довольно неприятный момент. Вышеуказанные цифры, естественно, не могут полностью соответствовать реальным показателям, но достаточно близко отражают реальное положение дел.

В частности, в своей статье «Борьба людей, а не идей» Владимир Ямков проводил сравнение «Вирджинии Block I» c ПЛАРБ пр. 955 «Борей», где указал дальность пеленгования нашего ракетного подводного крейсера стратегического назначения посредством AN/BQQ-10 в 50 км. «Ясень» же в существующих вариантах пр. 885/М («Северодвинск» и «Казань») может быть обнаружен на большем расстоянии. Почему? Дело в том, что, в отличие от «Борея», подлодки пр. 885/М «Ясень/-М» так и не получили движитель водомётного типа, вместо этого имеется обычный 7-лопасной малошумный винт открытой архитектуры с композитным демпфированием лопастей. Конечно же, такая конструкция заметно гасит излишние вибрации и акустические шумы; более того, судя по очертаниям профиля одной из лопастей на маскировочной накидке (фото спуска на воду «Северодвинска»), можно предположить, что винты пр. 885 относятся к так называемому «бескавитационному» типу с увеличенной площадью лопастей, что как раз и уменьшает кавитационный эффект благодаря распределению давления на большей площади, нежели у обычных винтов с выраженными серповидными лопастями. Между тем данная конструкция не ликвидирует эффект кавитации полностью, а лишь в несколько раз уменьшает его. Как следствие, водомётный движитель открытого типа, установленный на «Бореях», «Вирджиниях» и «Си Вульфах», — агрегат куда более эффективный в плане увеличения акустической скрытности.

Стандартная носовая гидроакустическая станция AN/BQQ-10A (внизу) и широкоапертурная ГАС LAB (вверху)

Куда большее количество проблем от МАПЛ «Virginia» может возникнуть после оснащения субмарин модификации «Block III» новейшим внутрикорпусным гидроакустическим комплексом LAB («Large Aperture Bow Array»), отличающимся большей площадью апертуры из активных передающих модулей-излучателей, и, соответственно, пассивных приёмных датчиков-гидрофонов (1800 ед.) со средним ресурсом работы от 20 до 30 лет. Новая акустическая решётка, отличающаяся большей азимутальной зоной сканирования и разрешением, имеет и ещё одно важное достоинство — значительно большую дальность шумопеленгования в пассивном режиме работы. «Ясень» без водомётного движителя может быть обнаружен на удалении до 80—90 км в мелком море и 136—153 км — в глубоком море (вторая дальняя зона акустической освещённости). Естественно, в сложных гидрологических условиях эта дальность значительно снизится, но снизятся и параметры «Иртыша-Амфоры».

Вывод: на сегодняшний день всего две действующие подлодки проектов 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М» в дуэльных ситуациях практически ничего не смогут противопоставить в 8 раз превосходящему количеству многоцелевых субмарин класса «Вирджиния». Между тем универсальный корабельный стрельбовой комплекс 3Р-14В УКСК, представленный вертикальной ПУ СМ-346 с 32 транспортно-пусковыми контейнерами для ПКР 3М55 (П-800) «Оникс» или 40 ячейками для СКР 3М14К «Калибр» вместе со стеллажами для 10 ТА позволяют взять на борт суммарный боекомплект «Калибров» в 70 единиц, либо 60 единиц с учётом сохранения возможности самообороны, а это почти в 2 раза больше, чем у «Вирджинии».

Таким образом, даже «Северодвинск» и «Казань» имеют громадный потенциал в выполнении стратегических ударных операций, и, оставив задачи подводных схваток с «Вирджиниями» и «Лос-Анджелисами» для подлодок класса «Щука-Б», способны преодолеть противолодочные зоны воспрещения и ограничения доступа и манёвра «A2/AD» в Северной Атлантике, а затем предпринять успешную попытку нанесения удара «Калибрами» по необходимым стратегическим объектам ОВС НАТО в Западной Европе или даже на восточном побережье США. Не будем отрицать и уровня опасности подобных операций, ведь все мы хорошо осведомлены об интенсивности работы противолодочной авиации и фрегатов/ЭМ ПЛО, которую может себе позволить командование Объединённых ВМС НАТО в данном регионе. На фоне почти 2-кратного превосходства подлодок проекта 885/М «Ясень/М» над «Вирджинией» по количеству ракетного «снаряжения» командование ВМС США решило поторопиться и немедленно выдало штатовскому подразделению британской «BAE Systems Inc.» контракт на разработку усовершенствованной и увеличенной модульной вертикальной ПУ, которая должна быть введена на перспективной модификации МАПЛ 4-го поколения «Вирджиния Block V».

В первую очередь речь идёт об увеличении количества револьверных ПУ с двух до четырёх единиц. Во-вторых, новые неподвижные «барабаны» будут вмещать не по 6, а по 7 стратегических крылатых ракет UGM-109E «Tomahawk Block IV». Благодаря этим мерам количество крылатых ракет в одних только ВПУ составит 28 единиц, а суммарное (с учётом наличия на стеллажах хотя бы 4 торпед Mk 48 Mod 7 CBASS для самообороны) составит 50 единиц, что обеспечит отставание от «Ясеней» лишь на 15%. С учётом того, что к 2025 году на вооружении ВМФ России будет состоять лишь 7 подлодок класса «Ясень», а в распоряжении американцев будет 30-35 субмарин «Вирджиния» пяти «блоков» (включая несколько ед. с новыми пусковыми установками), наметится примерно 2,2-кратное отставание от американцев по ударному арсеналу (без учёта как минимум 50 несущих службу «Лос-Анджелесов», где акустическая сигнатура варианта «Improved Los Angeles» соответствует «Щуке-Б»). Да, немного изменить ситуацию в лучшую для нашего флота сторону может модернизация ударных подводных крейсеров проекта 949А «Антей» новыми универсальными корабельными стрельбовыми комплексами и новыми универсальными ПУ, способными применять до 3 П-800 «Оникс» или 5 3М14К «Калибр» из 1 ячейки СМ-225А (72 и 120 ракет соответственно). Модернизацию данных подлодок мощностями дальневосточного завода «Звезда» ещё в марте 2017 года анонсировал замминистра обороны Российской Федерации Юрий Борисов в ходе интервью РИА «Новости».

Тем не менее, глобального прироста боевого потенциала в сравнении со штатовской многоцелевой подводной компонентой это не даст, так как конструкция «Антеев», а также их огромная шумность остаются. Следовательно, современные гидроакустические комплексы AN/BQQ-10, LAB, а также корабельные AN/SQQ-89(V)12-15 (с бульбовыми ГАС AN/SQS-53C) способны запеленговать подобные цели на удалении до 80—100 км даже в сложной гидрологической обстановке. Следовательно, в ходе правильно организованной масштабной противолодочной операции в той же Северной Атлантике с задействованием противолодочной авиации, плотно расставляющей радиогидроакустические буи, а также противолодочных надводных кораблей выследить и уничтожить подобные «ревущие арсеналы» будет достаточно просто, а поэтому ликовать относительно установки «Калибров» на 949-й проект не приходится.

И взгляните на количество «Оскаров-II» (кодификация НАТО) в строю: в составе Северного флота ВМФ России их лишь 3, Тихоокеанского флота — 2. Ситуация не из приятных. Возможно, что коренным образом расклад изменится с началом серийного производства перспективных малошумных противокорабельных и противолодочных ракетоносцев 5-го поколения класса «Хаски», предназначенных как для уничтожения подлодок «Вирджиния», «Эстьют» и «Огайо» с помощью противолодочных управляемых ракет 91РЭ1 «Калибр-ПЛ» с радиусом действия 50 км и скоростью на воздушном участке траектории в 2700 км/ч, так и для нанесения ударов по надводным и наземным целям посредством ПКР 3М22 «Циркон» и 3М14К «Калибр-ПЛ» соответственно. Важной особенностью этих подлодок в плане снижения акустической заметности является наличие водомётного движителя открытого типа (как и у «Seawolf», «Virginia» и «Astute»), который значительно снизит возмущения водной толщи от кавитационного эффекта.

Также предусматривается использование новых звукопоглощающих материалов на основе композитов в покрытии корпуса судна, в то время как наиболее подвижные и громкие механизмы энергетической установки (паротурбинную установку и главный турбозубчатый агрегат) разместят на многоярусных амортизационных платформах улучшенной конструкции. Эти конструктивные особенности должны превратить «Хаски» в ещё более опасных и малошумных подводных охотников, нежели «Virginia Block V». Вот только перспективы скорой реализации нового проекта санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» находятся сегодня в состоянии полной неопределённости, ведь начало строительства головной лодки намечено лишь на 20-е годы, в то время как для создания видимого перевеса по числу стратегических крылатых ракет подводного базирования потребуется более 20—25 подлодок класса «Хаски».

Источники информации:
http://svpressa.ru/war21/article/201238/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-339.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-856.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-338.html
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=20818

topwar.ru

«Хаски» – российская субмарина пятого поколения

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

vseonauke.com

«Хаски» – российская субмарина пятого поколения

Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

Смена поколений

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

Подводная лодка проекта 885 «Ясень» / ©Bastion-karpenko

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К "Лира" / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. «Простым смертным», увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

BrahMos-II / ©Militaryrussia

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица Земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен. 

SSBN-X / ©Nextbigfuture

https://naked-science.ru/artic...

cont.ws

«В Петербурге завершено концептуальное проектирование атомной подлодки пятого поколения «Хаски»» в блоге «Перспективные разработки, НИОКРы, изобретения»

Российские судостроители завершили разработку атомной подлодки (АПЛ) пятого поколения «Хаски», параллельно идет работа над автономными подводными комплексами для военных и гражданских нужд. Об этом в интервью «Известиям» рассказал глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

— Атомному подводному флоту в нынешнем году исполняется 60 лет. Как изменились технологии строительства подобных субмарин за это время?

— На самом деле всё началось раньше. 70 лет назад было образовано Бюро № 143 (ныне СПМБМ «Малахит», входит в ОСК. — «Известия»), начавшее разработку атомных субмарин. Спустя 10 лет первая из них — К-3 «Ленинский комсомол» — была построена на «Севмаше». Кстати, в этом году мы отмечаем еще и 110-летие спуска на воду первой дизельной подлодки. Так что в этом году подводный флот дважды юбиляр.

Главные наши задачи с тех пор остались без изменения: лодки должны становиться всё мощнее и в то же время быть как можно более тихими и незаметными. И вот уже шесть десятилетий российские корабелы высокопрофессионально делают свою работу. За это время появилось несколько по-настоящему новых, прорывных проектов. Например, проект АПЛ 661 «Анчар», ее скоростные качества еще никто не сумел превзойти. Или проект 705 «Лира» — эта подлодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Аккорд», которая является, по сути, предшественником нынешних беспилотных технологий.

ВМФ России уже приняты на вооружение три стратегические АПЛ четвертого поколения проекта «Борей». Четвертая из них — «Князь Владимир» — проходит испытания и готовится вступить в состав ВМФ. В постройке находятся еще четыре подобные субмарины.

Эксперты не раз отмечали, что «Борей» по многим параметрам превосходит, например, основной американский стратегический подводный ракетоносец класса «Огайо»: наша подлодка меньше шумит, потому что имеет особое шумопоглощающее покрытие, наряду с винтом там стоит водометный движитель. У нее более совершенное гидроакустическое и навигационное оборудование, выше уровень автоматизации, выше подводная скорость и автономность.

Согласитесь, имея такую мощь, Россия по праву должна быть одним из ведущих игроков на международной арене.

— Когда можно ожидать появления у РФ атомных субмарин пятого поколения?

— Концептуальное проектирование перспективной субмарины пятого поколения «Хаски», как и определение ее облика, нами уже завершено. Было предложено несколько вариантов, теперь из них предстоит выбрать оптимальный. Сейчас ведется разработка тактико-технических характеристик новой лодки. Остальное про «Хаски» — пока военная тайна.

— США сейчас активно разрабатывают автономные необитаемые подводные аппараты. Что отечественные судостроители могут предложить ВМФ?

— Мы также разрабатываем автономные боевые комплексы — сегодня это одна из ключевых тенденций развития вооруженных сил любой страны мира. СПМБМ «Малахит» и ЦКБ МТ «Рубин» ведут работы по проектированию систем, обеспеченных собственной автономной энергетической установкой, имеющих встроенную систему ориентации и, конечно, управления.

Рассказывать об этом подробно я, по понятным причинам, не могу, однако уверяю вас: нам есть что предложить. И, кстати, у нас не менее активно развиваются гражданские проекты в этой области.

Например, мы договорились с Фондом перспективных исследований разрабатывать роботов для решения исследовательских задач: это картографирование дна, обследование донных объектов, изучение грунта и толщи воды и так далее. Ведется разработка автономных необитаемых подводных аппаратов, которые будут заниматься исследованием континентального шельфа в Северном Ледовитом океане — искать залежи нефти и газа, составлять карты дна, необходимые для строительства инженерных сооружений добычи и транспортировки углеводородов. Эти аппараты смогут бесконтактно обмениваться информацией и проходить подзарядку.

— Сейчас ВМФ ощущает нехватку надводных кораблей. Что мешает решить эту проблему? Почему отказались от строительства эсминцев «Лидер»?

— Мы эту проблему решаем. Объединенная судостроительная корпорация осуществляет строительство, ремонт и сервисное обслуживание практически всей номенклатуры военных кораблей и судов в рамках реализации государственной программы вооружения. В марте ОСК передала флоту новое судно тылового обеспечения «Эльбрус», в апреле спущен на воду первый серийный базовый тральщик проекта 12700 «Иван Антонов». До конца года ВМФ получит еще шесть построенных и четыре отремонтированных корабля. Что касается «Лидера», тут все вопросы к заказчику. Если Минобороны решит, что его нужно начать строить, — мы возьмемся за это.

— Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» модернизируется по «облегченному варианту». Сколько после этого он прослужит? Когда будет замена?

— «Адмирал Кузнецов» — самый большой корабль отечественного ВМФ. Он был спущен на воду более 30 лет назад, и, естественно, некоторые его узлы и агрегаты требуют замены. Площадкой проведения ремонта выбран 35-й судоремонтный завод — филиал ЦС «Звездочка». Там будет произведена замена всех котлов и части оборудования.

Мы предполагаем завершить ремонт этого тяжелого авианесущего крейсера в 2020 году, и соответственно в 2021-м он вернется в состав ВМФ.

— Какова ситуация с экспортом боевых кораблей? Какие типы пользуются наибольшим спросом у иностранных заказчиков?

— Военно-техническое сотрудничество — это по большей части закрытая тема. Скажу лишь, что в конце 2016 года ОСК получила право на внешнеэкономическую деятельность по постпродажному обслуживанию продукции военного назначения. Благодаря этому мы заключили ряд контрактов с иностранными партнерами, и в настоящее время эти контракты исполняются.

На ключевой для сферы ВТС недавней выставке Defexpo India ОСК представляла новые, самые современные образцы продукции. Индийская выставка всегда вызывает высокий интерес в мире. В этом году, после того как российские подлодки продемонстрировали свои технические характеристики, не дав британской субмарине нанести удар по территории Сирии, внимания к нашей продукции стало еще больше.

sdelanounas.ru

Морской хищник: российская АПЛ «Хаски» станет самой тихой в мире

Шум российской перспективной атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» должен полностью слиться с шумом Мирового океана. Об этом заявил глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

«Если мы говорим про подводные корабли, то их шум полностью сольется с фоновым шумом Мирового океана», — сообщило агентство РИА Новости со ссылкой на заявление Рахманова.

Так, специалисты ОСК завершили проектирование субмарины: определили ее внешний вид и в настоящее время ведут разработку тактико-технических характеристик. Однако уже известно, что лодки типа «Хаски» будут иметь двухкорпусную конструкцию и подводное водоизмещение не менее 12 000 тонн. При этом размеры новой АПЛ будут меньше размеров строящихся субмарин проекта «Ясень».

«Недавно показали облик новой субмарины. Он весьма необычен для подводного флота: лодка напоминает морского хищника, обитателя больших глубин. Я думаю, что, действительно, по многим параметрам, по шумности «Хаски» будет не то что на уровне самых лучших и тихих подлодок — она будет самой тихой в мире. Сейчас у нас отказались от «Борея-Б». 

Эта лодка будет обладать такими же характеристиками в части понижения шумности, в части рабочей глубины, в части вооружения. Кстати, там очень много будет интересного вооружения, она будет лодкой, сочетающей в себе несколько параметров — как ударная, так и многоцелевая подводная лодка», — заявил в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

Предполагается, что АПЛ пятого поколения будет выпускаться в двух вариантах: противолодочная «Хаски» сможет выпускать морскую модификацию крылатых ракет «Калибр». Второй вариант будет оснащаться противокорабельными крылатыми ракетами «Циркон».

«Все мы видели и знаем крылатые ракеты «Калибр», они себя отлично зарекомендовали во время военной операции в Сирии. А вот «Циркон» будет предназначаться для ликвидации кораблей с большим водоизмещением — универсальных десантных кораблей, ракетных крейсеров и даже целых ударных авианосных групп. В общем, АПЛ «Хаски» будет иметь возможность выполнять функции стратегической подводной лодки. Конечно, основная ударная сила будет за «Бореями», но «Хаски» займет свою нишу, никто ее не освобождает от задач по сопровождению стратегических крейсеров», — продолжает эксперт.

Малозаметность, по мнению собеседника ФАН, будет достигаться благодаря использованию новой силовой установки, которая практически не будет кавитировать [процесс образования и последующего схлопывания пузырьков вакуума в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами — прим. ред.].

«Скорее всего, у новой лодки вместо винтов будет водяной движитель, который уже у нас апробирован на некоторых лодках, в том числе на субмарине типа «Алроса». У нее вместо винтов другой механизм — водометный двигатель. Кроме того, малозаметность «Хаски» будет достигаться благодаря использованию шумопоглощающих материалов и снижению шума различных механизмов внутри самой подлодки. Это прорывная лодка, разработка которой сродни космическим технологиям», — заключил Дандыкин.

Эксперт предполагает, что с момента разработки и до момента закладки первого корпуса субмарины может пройти 7–8 лет. Напомним, разработка многоцелевой АПЛ нового поколения ведется в петербургском конструкторском бюро «Малахит».

riafan.ru

Как ВМС США «помогают» российским субмаринам

Несколько лет назад российское руководство объявило о начале разработки перспективной атомной подводной лодки под шифром «Хаски». Вскоре стало известно, что такие корабли будут относиться к условному пятому поколению АПЛ и получат ряд важных возможностей. Основная масса подробностей проекта пока не оглашалась, что, однако, не мешает появлению различных оценок и публикаций в отечественной или зарубежной прессе.

25 октября американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz новую статью Дэйва Маджумдара «How the U.S. Navy Is 'Helping' Russia's Submarines Become Even More Deadly» – «Как ВМС США «помогают» российским субмаринам стать еще более смертоносными». Темой этого материала стал один из перспективных российских проектов в области развития подводного флота, а также его связь с некоторыми другими разработками.

Свою статью Д. Маджумдар начинает с указаний на характерные особенности новых российских проектов. По его словам, программа разработки нового поколения подлодок для военно-морского флота России создается с оглядкой на деятельность военно-морских сил Соединенных Штатов.

Задача дальнейшего развития подводного флота будет решаться при помощи проекта с шифром «Хаски». По данным, доступным американскому автору, проект «Хаски» предусматривает строительство трех типов атомной подводной лодки. Первым представителем такого семейства станет базовая субмарина с ядерной энергетической установкой и торпедным вооружением (SSN по американской классификации или ПЛАТ по российской). Вторым – подлодка-носитель крылатых ракет (SSGN – ПЛАРК). Также в семейство войдет ракетный крейсер стратегического назначения, вооруженный баллистическими ракетами (SSBN – РПКСН).

Строительство кораблей новых типов может стартовать уже в 2020-21 годах. Приводя эту информацию, Д. Маджумдар ссылается на публикацию российского интернет-издания «Лента.ру» под названием «Подводный дефицит» за авторством Ильи Крамника, опубликованную в середине июля текущего года.

Автор The National Interest отмечает, что российские специалисты стремятся обеспечить максимальную унификацию трех перспективных подлодок семейства. Одновременно с этим корабли линейки «Хаски» по своей концепции во многом похожи на американские АПЛ типа Virginia. Эти субмарины были созданы и поставлены в серию после завершения Холодной войны, когда выяснилось, что существующие многоцелевые лодки проекта Seawolf оказываются слишком дорогими для эксплуатации в имеющихся условиях.

Изначально подлодка Virginia создавалась как представитель класса SSN / ПЛАТ и являлась охотником, несущим торпедное вооружение. Впоследствии в проект был внедрен комплекс Virginia Payload Module (VPM), позволивший лодкам нести ударное ракетное вооружение. Благодаря этому корабли смогли перейти в класс SSGN – многоцелевых АПЛ с ракетным оружием. Автор отмечает, что будущие стратегические подлодки типа Columbia, по целому ряду причин, можно будет считать дальнейшим развитием идеологии, заложенной в проекте Virginia. Сходство будет заключаться в использовании «старых» идей и решений вместе с увеличенным корпусом и иным оружием.

В статье «Ленты.ру», на которую ссылается Д. Маджумдар, утверждается, что российский проект «Хаски» будет развиваться схожим образом. Первая модификация подлодки в будущем станет основой для нескольких новых версий с иными возможностями.

По имеющимся данным, перспективная АПЛ типа «Хаски» в исходной версии (ПЛАТ / SSN) будет иметь водоизмещение порядка 8-9 тыс. т. Максимальная скорость хода оценивается в 32-33 узла. Основным оружием субмарины станут торпедные аппараты, при помощи которых она сможет использовать существующие торпеды, а также морские мины разных типов. Кроме того, торпедные аппараты можно будет применять в качестве пусковых установок для крылатых ракет. Наконец, российские военные желают, чтобы подлодки нового типа могли перевозить бойцов спецподразделений и их оборудование. Последняя задача, что любопытно, уже решается американскими подлодками Virginia-class.

Две модификации подлодки, способные нести крылатые и баллистические ракеты, предлагается строить путем «растягивания» имеющегося корпуса и интеграции дополнительной секции-отсека с соответствующим оснащением. Подобным образом ранее была осуществлена модернизация американских подлодок Virginia. Они получали дополнительную секцию корпуса, укомплектованную пусковой установкой VPM. В составе последней имеется четыре шахты, каждая из которых вмещает до семи ракет в транспортно-пусковом контейнере типа Multiple All-up-round Canister (MAC).

Российские специалисты, насколько известно автору, тоже рассматривают возможность использования устройств по типу американского изделия MAC. Это позволит в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями превратить подводный крейсер стратегического назначения в многоцелевую подлодку. После установки нового пускового устройства в каждой из шахт для баллистических ракет сможет находиться до пяти или семи изделий иного назначения. Похожим образом ранее были переоборудованы четыре американские АПЛ типа Ohio: в шахты для ракет Trident II установили аппаратуру для запуска ракет Tomahawk.

Перспективная АПЛ Columbia может считаться увеличенной и доработанной версией подлодки Virginia, сохраняющей большинство внутренних систем и механизмов. Похожим образом, по разным оценкам, будет обстоять дело и с новейшим российским проектом «Хаски». К примеру, в статье «Ленты.ру», цитируемой Д. Маджумдаром, упоминалось, что новые российские подлодки могут получить часть устройств и агрегатов от современных кораблей проектов 955А «Борей» и 885М «Ясень».

Стратегическая и многоцелевая подлодки существующих типов могут «поделиться» с перспективной основными элементами. Так, возможно заимствование ядерной энергетической установки, построенной вокруг водо-водяного реактора. Также возможно применение уже существующих гидроакустических систем, радиоэлектронного оборудования и т.д.

Российские военные, как отмечает автор The National Interest, надеются, что перспективная атомная подводная лодка типа «Хаски» будет отличаться от существующих «Ясеней» меньшей ценой. Корабли проекта 885М являются прекрасными представителями своего класса, но чрезвычайно дороги. Действительно, если принимать во внимание возможную экономию на тех или иных составляющих проекта, программа строительства «Хаски» позволит сократить стоимость готовых кораблей и довести ее до приемлемых значений.

Общая численность лодок с торпедным или ракетным вооружением может быть доведена до 16-20 единиц или больше. В идеале Москва желает заказывать новую подлодку раз в два года со сдачей готового корабля не позже чем через четыре с половиной года после закладки. Таким образом, если все процессы будут идти в соответствии с планами и графиками, головная субмарина «Хаски» поступит на службу в 2025 году, а серийное производство будет продолжаться в течение тридцатых годов.

«Хаски» в конфигурации ракетного подводного крейсера стратегического назначения начнут строиться лишь в отдаленном будущем – когда завершится выполнение заказа на серийные лодки проекта «Борей». Как писал летом И. Крамник для «Ленты.ру», если Москва не сможет достичь новых договоренностей с Соединенными Штатами в области ядерных вооружений, ей придется модернизировать свои стратегические силы. Одним из методов такой модернизации станет строительство новых подводных ракетоносцев.

Тем временем американские специалисты, наблюдающие за текущими процессами в России, остаются в недоумении. К примеру, исследователь Майкл Кофмен из аналитической организации Center for Naval Analyses несколько озадачен имеющейся ситуацией и не может понять, зачем российскому флоту нужен еще один проект подлодки класса SSGN, дополняющий строящиеся корабли серии «Ясень». Кроме того, по его мнению, больший приоритет должен иметь проект АПЛ класса SSN – многоцелевого «охотника» с торпедным вооружением.

В финале своей статьи Дэйв Маджумдар приходит к определенным выводам. Он полагает, что в том случае, если российские военные и специалисты все же смогут сформировать полноценную концепцию своей перспективной АПЛ «Хаски», то Москва получит новые возможности. Кремль сможет запустить строительство большого числа подлодок, и новая серийная техника обеспечит постепенную замену кораблей советского производства, до сих пор составляющих основу подводного флота. Однако даже после получения большого количества лодок «Хаски» подводные силы военно-морского флота России не смогут стать такой же угрозой, какой раньше была группировка советских подлодок.

***

Проект перспективной атомной подводной лодки «Хаски» ожидаемо привлекает внимание отечественных и зарубежных специалистов, а также широкой общественности. Большой интерес в сочетании с минимумом доступной информации приводит к известным последствиям в виде оценок, прогнозов, обсуждений и даже откровенных спекуляций. Ярким примером попытки оценки еще не разработанного проекта и еще не построенной подлодки является недавняя статья издания The National Interest.

В заголовок статьи Дэйва Маджумдара вынесен вопрос: как американский флот «помогает» российским подлодкам? В самом материале приводятся любопытные сведения и сравнения, дающие ответ. Автор отмечает, что основные идеи, предлагаемые для использования в перспективных российских проектах, в целом не являются принципиально новыми и неизвестными.

Таким образом, выходит, что американское судостроение, развивая субмарины для своего флота, предложило и реализовало несколько новых идей, вскоре показавших весь свой потенциал. Российские инженеры, в свою очередь, «подсмотрели» за зарубежными коллегами и решили использовать несколько наиболее интересных идей. Их применение даст очевидные преимущества технического, технологического и эксплуатационного характера.

По известным данным, программа «Хаски» предусматривает строительство нескольких типов подводных лодок различного назначения, имеющих максимально возможную степень унификации. Для решения этой задачи предлагается использовать набор общих агрегатов и систем, дополняемых необходимым оборудованием. В частности, ракетное вооружение разных типов может располагаться в отдельных «вставных» отсеках, установленных в стандартный унифицированный корпус.

Идея добавляемого ракетного отсека уже была использована и доведена до практического применения в рамках американского проекта Virginia Payload Module. Теперь она – хотя и в измененном виде – может быть применена в проекте «Хаски». Также перспективная российская субмарина может быть оснащена универсальными шахтными пусковыми установками, которые смогут использоваться с баллистическими ракетами либо со специальными контейнерами для нескольких крылатых или противокорабельных ракет. Оснащение крупной шахты дополнительным модулем для оружия меньших габаритов так же было опробовано американской промышленностью – при глубокой модернизации АПЛ типа Ohio.

С определенной точки зрения последовательное использование общих идей в проектах разных стран действительно может выглядеть как заимствование. Может создаваться впечатление, что российские инженеры изучили свои и чужие наработки, а также нашли самые удачные идеи. Теперь последние могут использоваться в перспективных проектах. Поскольку подобные решения уже прошли теоретическую, практическую и эксплуатационную проверку силами американской промышленности и военно-морских сил, заголовок статьи из The National Interest имеет определенный смысл. Своими предыдущими работами США в определенном смысле помогли дальнейшему развитию российского флота.

Впрочем, несмотря на ожидаемое сходство, следует учесть разницу в предпосылках к появлению проектов, упомянутых Д. Маджумдаром. Модернизация АПЛ типа Virginia осуществлялась с целью повышения огневой мощи за счет использования новой пусковой установки. Перестройка лодок проекта Ohio, в свою очередь, предназначалась для сокращения количества стратегических ракетоносцев с одновременным увеличением флота многоцелевых АПЛ при приемлемых затратах. Российский проект «Хаски» преследует иные цели. Заказчик и исполнитель намерены унифицировать подлодки разного назначения, получив желаемые результаты тактико-технического рода, но сократив стоимость строительства и эксплуатации техники.

Так или иначе, судя по опубликованной к настоящему времени информации, перспективный проект подлодок семейства «Хаски» может иметь определенное сходство с некоторыми зарубежными разработками. Тем не менее, пока подобные выводы базируются лишь на отрывочных данных и предположениях. Каким будет результат нового российского проекта, и был ли прав Д. Маджумдар, писавший о «помощи» со стороны ВМС США, – покажет время. Первые лодки «Хаски» могут быть построены уже в начале следующего десятилетия.

Статья «How the U.S. Navy Is 'Helping' Russia's Submarines Become Even More Deadly»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/how-the-us-navy-helping-russias-submarines-become-even-more-22902

topwar.ru


Смотрите также