Пересказ сказки петух да собака старшая группа


План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Конспект НОД «Пересказ сказки «Петух да собака»

Конспект НОД
«Пересказ сказки «Петух да собака»

Образовательная область:«Речевое развитие».

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. 

Задачи:

1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.

2. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.

3. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».

4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.

5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», просмотр аудиокниги, рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».

Материалы и оборудование: книга сказок, мягкие игрушки - лисы, собаки, петуха.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака.)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается).

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие.)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться.)

Воспитатель загадывает другую загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса.)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо).

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…).

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно.)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает.) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

Физминутка: "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали».

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Константин Ушинский.

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

— Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.

— Уйдем, — говорит петух, — хуже не будет.

Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и — заснули.

Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ку-ре-ку!» Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

— Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

— А за каким делом? — спрашивает петух.

— Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

«Вот какое счастье привалило! — подумала лиса. — Вместо одного петуха будет два».

— Где же твой товарищ? — спрашивает она. — Я и его в гости позову.

— Там, в дупле ночует, — отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду — цап!.. Поймала и разорвала лису.

Просмотр и прослушивание аудиокниги с иллюстрациями.

Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.

«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель. – Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? (Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха.) Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её)».

«Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче».

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: Константин Ушинский «Петух да собака». Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Затем проводится пересказ по ролям. Воспитатель выбирает ребёнка на роль рассказчика, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль петуха. Петух выбирает лису. Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.

Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова.) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».

Несколько детей придумывают придумывает своё предложение.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.

ГБДОУ№67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Воспитатель старшей группы №4 Бердникова Е.К. 2019г

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Петух да собака».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация»

Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».

Цели:

  1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
  2. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
  3. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
  4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
  5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«Спозаранку он встаёт,

Звонким голосом поёт.

Травку разгребает,

Зёрна собирает.

У него есть гребешок,

Кто он дети…» (Петушок)

Задаёт вопросы:

Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)

Как ходит петух? (важно)

Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)

 Воспитатель загадывает следующую загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)

Воспитатель загадывает последнюю загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

Физминутка: "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали».

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.

«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель. – Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? ( Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха ) Чем сказка закончилась?  (Петух обманул лису, а собака разорвала её )».

«Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана,  пересказывать легче».

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака».  Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Затем проводится пересказ по ролям. Воспитатель  выбирает ребёнка на роль  рассказчика, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль петуха. Петух выбирает лису. Во время пересказа воспитатель  следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.

Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.

nsportal.ru

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Петух да собака"

МКОУ «Серпейская средняя школа»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

«Пересказ сказки «Петух да собака»

(русская народная сказка в обработкеК. Д. Ушинского)

Подготовила и провела

воспитатель Е.И. Петрова

с. Серпейск 2015

Цель: Пересказ сказку без помощи воспитателя

Задачи:

  1. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.

  2. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».

  3. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.

  4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«Спозаранку он встаёт,

Звонким голосом поёт.

Травку разгребает,

Зёрна собирает.

У него есть гребешок,

Кто он дети…» (Петушок)

Задаёт вопросы:

Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)

Как ходит петух? (важно)

Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)

Воспитатель загадывает следующую загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)

Воспитатель загадывает последнюю загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

Физминутка: "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали».

Дети садятся на стульчики.

- А вы любите сказки? Сказка - это удивительный и волшебный мир. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от бабушек к внукам, сказку любили. Любят и сейчас. Сейчас я прочитаю одну из сказок, а вы внимательно послушайте.

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Дети садятся на стульчики. Воспитатель повторно читает сказку. Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.

- Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером.

  1. Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом?

  2. ( Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше?

  3. (Что хотела лиса от петуха)

  4. Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её)

- Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче.

Перед началом пересказа воспитатель предупреждает, что когда будете рассказывать сказку, то голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом.

- сначала пересказывают 2 ребенка. Один начинает, другой заканчивает.

- пересказ по ролям.

Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.

Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». (распределяются между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяется, как они запомнили свои слова. Предлагается по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова)

- Какое слово надо переставить?

(дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу).

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Итог занятия: оценивая пересказы детей, обратить внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.

-Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект по обучению грамоте : пересказ сказки "Петух да собака"

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

III.Основная часть

Динамическая пауза

3 минуты

стоя

III.Рефлексия

 Воспитатель: Мы с вами поздоровались и теперь можем отправляться в сказочную страну, а вот с кем мы познакомимся в этой сказке, нам поможет узнать загадка.

Воспитатель: Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? 

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается

Воспитатель: Почему вы так думаете?  Воспитатель: Какие бывают собаки?  Воспитатель: Какие по характеру бывают собаки? 

 Воспитатель: Что умеют делать собаки?  Выкладываю на мольберт иллюстрацию собаки.

Воспитатель: А теперь послушайте другую загадку.

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети 

Воспитатель: Как вы догадались, что петушок?  Выкладываю на мольберт иллюстрацию петуха.

Воспитатель: Молодцы, вот вам следующая загадка.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадет

Воспитатель: Почему вы думаете, что это лиса? 

Воспитатель: Опишите лису, какая она

Воспитатель: Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит?  Воспитатель: А когда лиса услышит охотников, убегает, как можно еще сказать, что она делает  Выкладываю на мольберт иллюстрацию лисы.

Мы ногами топ, топ, мы руками хлоп, хлоп…

А хотите посмотреть сказку про петуха и собаку? Дети:да. Внимание на экран. Включаю видеоосказку.

1. Как называется сказка, которую сегодня слушали? 2. О чем говорится в этой сказке3. Кто оказался сильнее всказке, лиса или друзья (петух и собака? Почему Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь садитесь на стульчики и послушайте внимательно, сказку, потом вы будете ее мне пересказывать.

Вопросы по содержанию текста.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию текста. -У кого жили петух и собака?

- Почему петух и собака ушли из дома?

- Потому что петуха и собаку плохо кормили.

-Что означает «пошли, куда глаза глядят»?

- Это означает, что они не знали, куда идти.

- Где остановились друзья на ночлег?

- Петух и собака нашли дуплистое дерево.

- Что это за дерево «дуплистое дерево»?

- Это дерево с большим дуплом.

- Где ночевал петух, а где собака?

- Петух ночевал на ветке дерева, а собака – в дупле.

- Кто услышал утром петушиный крик?

- Петушиный крик услышала лиса.

- Что сказала петуху лиса?

Лиса сказала: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик».

- Как вы думаете, как разговаривала лиса с петухом? Давайте попробуем произнести ее слова грубо. А теперь ласково.

- Что ответил петух?

- Петух ответил: «А за каким делом?»

-Чем закончилась сказка?

- Собака разорвала лису.

А теперь еще раз внимательно послушайте рассказ. Читаю еще раз. Предлагаю рассказать 3-4 детям. Оцениваю вместе с детьми.

дети садятся на коврик

(дети - да)

(дети - Собака)

(дети - Кусается это собака)

(дети - Большие, маленькие, мохнатые)

(дети - Добрые, злые, шустрые)

(дети - лаять, сторожить, бегать)

петушок

(дети - Кушает зернышки, поет утром, есть гребешок)

(дети - Лиса)

(дети - Пушистый хвост, она рыжая)

(дети - Рыжая, ловкая, пушистая, хитрая)

(дети - Тихо, неслышно, подкрадывается)

(дети - Удирает, уносит ноги, мчится.)

Дети выполняют движения соответственно тексту

(дети - «Петух и собака»)

? (Потому что вдвоем друзья сильнее хитрого врага).

На все вопросы дети отвечают развёрнутым предложением. 

Активизация словарь прилагательных, глаголов

Развитие умения  подбирать синонимы к прилагательным;

антонимы к прилагательным;

Развитие умения составлять рассказ из нескольких предложений с помощью взрослого

Развитие общей моторики, координации речи с движениями

Совершенствуется умение детей составлять простое предложение.

Совершенствование умения выразительно пересказывать текст (отрывки текста)

Закрепление полученных знаний и умений

nsportal.ru

НОД по развитию речи "Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Петух да собака»"

Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Петух да собака».

Программное содержание:

1.Связная речь: учить детей пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя.

2.Звуковая культура речи: развивать умение выразительно передавать диалог действующих лиц, с помощью интонации передавать характер героев сказки.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству: сказкам, потешкам, прибауткам.

Словарь: активизировать слова – житьё, заря, полакомиться. Предварительная работа:

- чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, книг;

- игры – драматизации сказок: «Теремок», «Лиса и журавль»;

- разучивание потешек: «Лиса по лесу ходила», «Петушок, петушок…», «Бежала лесочком…», «Баю - баю - бай, ты, собаченька не лай…», «Как у наших у ворот…».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки.

 

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака.)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается).

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие.)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться.)

Воспитатель загадывает другую загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса.)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо).

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…).

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно.)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает.) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

Физминутка: "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали».

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.

«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель. – Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? (Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха.) Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её)».

«Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче».

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака». Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Затем проводится пересказ по ролям. Воспитатель выбирает ребёнка на роль рассказчика, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль петуха. Петух выбирает лису. Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.

Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова.) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловкопетух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект НОД "Пересказ рассказа петух да собака"

Конспект НОД Развитие речи

Пересказ сказки «Петух да собака»

Цели:

- обучать детей выразительно пересказывать текст (отрывки текста)

- активизировать словарь прилагательных,глаголов;

- учить подбирать синонимы к прилагательным;

- учить подбирать антонимы к прилагательным;

- учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода

- увеличивать объем слухоречевой памяти;

- воспитывать у детей понимание того, как важно иметь хороших и верных друзей, которые готовы помочь в трудную минуту, а также понимание того, что доброжелательность вызывает симпатию, а зло - ответную агрессию.

Оборудование и материалы: предметные картинки, сюжетные картинки, флешка с аудиосказкой.

Ход занятия.

Вводная часть.

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Воспитатель: Мы с вами поздоровались и теперь можем отправляться в сказочную страну, а вот с кем мы познакомимся в этой сказке, нам поможет узнать загадка.(дети садятся на коврик)

Основная часть.

Воспитатель:  Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? (дети - да!)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (дети - Собака)

Воспитатель:  Почему вы так думаете? (дети - Кусается это собака)

Воспитатель:  Какие бывают собаки? (дети - Большие, маленькие, мохнатые …)

Воспитатель:  Какие по характеру бывают собаки? (дети - Добрые, злые, шустрые)

Воспитатель:  Что умеют делать собаки? (дети - лаять, сторожить, бегать)Выкладываю на мольберт иллюстрацию собаки.

Воспитатель:  А теперь послушайте другую загадку.

Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок, 
Кто я дети?……(петушок)

Воспитатель:  Как вы догадались, что петушок? (дети - Кушает зернышки, поет утром, есть гребешок…)Выкладываю на мольберт иллюстрацию петуха. 

Воспитатель:  Молодцы, вот вам следующая загадка.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадет. (дети - Лиса)

Воспитатель:  Почему вы думаете, что это лиса?  (дети - Пушистый хвост, она рыжая…)

Воспитатель:  Опишите лису, какая она? (дети - Рыжая, ловкая, пушистая, хитрая)

Воспитатель:  Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (дети - Тихо, неслышно, подкрадывается)

Воспитатель:  А когда лиса услышит охотников , убегает, как можно еще сказать, что она делает?(дети - Удирает,  уносит ноги, мчится..) Выкладываю на мольберт иллюстрацию лисы.

 Воспитатель: А хотите посмотреть сказку про петуха и собаку? Дети:да. Внимание на экран. Включаю аудиосказку.

1. Как называется сказка, которую сегодня слушали? (дети - «Петух и собака») 2.О чем говорится в этой сказке? (дети - ответы детей)3.Кто оказался сильнее в сказке, лиса или друзья (петух и собака)? Почему? (Потому что вдвоем друзья сильнее хитрого врага).                                Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь садитесь на стульчики и послушайте внимательно, сказку, потом вы будете ее мне пересказывать.

Петух да собака.

Жил старичок со старушкой в большой бедности. Были у них только петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

- Давай, брат Петька, уйдём в лес.

- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет.

Вот и пошли они,  куда глаза глядят. Стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и – заснули.

Утром петух закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

- А за каким делом? – спрашивает петух.

- Пойдём ко мне в гости, у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

«Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два».

-Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.

- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду – цап!.. Поймала и разорвала лису.

Вопросы по содержанию текста.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию текста. На все вопросы дети отвечают развёрнутым предложением.(ответы детей выделены)       -У кого жили петух и собака?

- Почему петух и собака ушли из дома?

- Потому что петуха и собаку плохо кормили.

-Что означает «пошли, куда глаза глядят»?

- Это означает, что они не знали, куда идти.

- Где остановились друзья на ночлег?

- Петух и собака нашли дуплистое дерево.

- Что это за дерево «дуплистое дерево»?

- Это дерево с большим дуплом.

- Где ночевал петух, а где собака?

- Петух ночевал на ветке дерева, а собака – в дупле.

- Кто услышал утром петушиный крик?

- Петушиный крик услышала лиса.

- Что сказала петуху лиса?

 Лиса сказала: « Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик».

- Как вы думаете, как разговаривала лиса с петухом? Давайте попробуем произнести ее слова грубо. А теперь ласково.

- Что ответил петух?

- Петух ответил: «А за каким делом?»

 -Чем закончилась сказка?

- Собака разорвала лису.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы отдохнем физминутку проведем

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.»

                                                                                 

  Воспитатель: А теперь давайте сядем на стульчики,достанем зеркала под стульчиками и сделаем АРТИКУЛ.ГИМНАСТИКУ

        Рано утром, как всегда, чистить зубки нам пора. (упражнение «Чистим зубки»)

Делать не хотим зарядку, мы поскачем на лошадках (упражнение «Лошадка»)

Чтоб понравиться слону, губки хоботком тяну (упражнение «Рупор»)

Чтоб понравиться лягушкам, тянем губки прямо к ушкам (упражнение «Улыбка»)

Надоели нам лягушки и мы сделаем болтушку (упражнение «Болтушка»)

Облизнем мы губки язычком и получится как кошечка лакает молочко (Упражнение «Вкусное варенье»)

Пьешь горячим молоко и язык обжечь легко!
Ты подуй на язычок, все до свадьбы заживет!

Кошки губки облизала, кошка зубки показала и сказала: «Мяу!» (упражнение «Облизать губки» и «Заборчик»).

А теперь еще раз внимательно послушайте рассказ. Читаю еще раз. Предлагаю рассказать 3-4 детям. Оцениваю вместе с детьми.

Воспитатель: Молодцы, ребята.Все очень старались…..

Итог занятия

Что означает пословица «Одной рукой и узла не завяжешь», «На добрый привет добрый ответ»?                                                                  Если остается время играем в речевые игры.

А теперь давайте поиграем.(игра с мячом)

Воспитатель предлагает детям подобрать к словам волк, заяц, лиса и медведь слова-признаки (прилагательные). Вспоминаем перед выполнением задания, на какой вопрос отвечают слова-признаки.

Волк какой? (Дети отвечают: злой, голодный, страшный, серый и т.д.)

 Заяц какой? (Дети отвечают: длинноухий, быстрый, пугливый,  ловкий и т.д.)

Лиса какая? (Дети отвечают: рыжая, хитрая, смелая, хищная, красивая и т.д.)

Медведь какой? (Дети отвечают: сильный, неуклюжий, огромный, быстрый, бурый и т.д.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Наоборот» со словами

Трусливый – храбрый

Сытый – голодный

Быстрый – медленный

Неуклюжий - ловкий

Злой – добрый

Большой – маленький

Толстый – худой

Веселый – грустный

Глупый – умный

Простодушный – хитрый

(Заяц быстрый, а медведь…наоборот; медведь неуклюжий, а лиса …наоборот и т.д.)

Воспитатель предлагает детям подобрать слова, которыми можно заменить слова:

Быстрый (проворный, резвый)

Страшный (ужасный, чудовищный)

Красивая (привлекательная, роскошная, восхитительная, великолепная)

Сильный (мощный, могучий)

Неуклюжий (неловкий, неповоротливый)

 (данное задание можно выполнять в рамках предыдущего).

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Чтение сказки «Петух и собака».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

 Задачи.

Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.

 

Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лиса» , «собака», «петух».

Грамматический строй речи. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произношение звука «с». Учить определять место звука в слове.

Развивающие: Развивать: внимание, мышление, память; устную речь детей; интерес к участию в драматизации сказки; умение работать коллективно.

Воспитательные: Воспитание чувства такта по отношению к другим детям и взрослому. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать доброжелательное отношение.

Материал к занятию: аудиозапись послания детям, сказка «Петух и собака», куклы театра би-ба-бо (лиса, петух и собака)

 Ход занятия.

 

             I.      Вводная часть.

1.Сюрпризный момент – внесение конверта с письмом от сказочных героев.

 

Основная часть.

Текст: 

Здравствуйте, ребята! Просим у вас нам помочь. Нас заколдовал злой волшебник. Сейчас мы невидимы и не можем сказать кто мы. Но если вы нас расколдуете, то мы сможем придти к вам в гости. Вы нам поможете? (ответы детей).

Тогда приготовьтесь отгадывать загадки и отвечать на вопросы.

Загадки:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

 (Собака)

Вопросы:

1.Почему вы думаете, что это собака?    (ответы детей)

2.Какие бывают собаки?                           (разной породы, разные по окрасу)

3.Какой бывает  характер у сабак?     (добрые, злые, умные, упрямые)

4.Что умеют делать собаки ?             (охранять дом, спасать людей, помогать      слепым, и.т.д.)

 

А теперь послушайте следующую загадку.

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадет.

 (Лиса)

 

Вопросы:

1.Почему вы думаете ,что это лиса?                          (ответы детей)

2.Подберите  интересное слово о лисе, какая она в сказках?            (хитрая, ловкая, умная)

3.Когда лиса видит добычу, как она к ней подходит?       (тихо, крадясь)

4.Лиса рыжая, пушистая, ловкая. А про кого еще можно так сказать?  (кошка,белочка)

5.Вспомните  ребята, о каких предметах  можно сказать: большое, пушистое?

 

А вот вам еще одна загадка подсказка.

Хвост узороми.

Сапоги со шпорами.

(Петух)

 

Вопросы:

1.Почему вы решили ,что это петух.            (ответы детей)

2.Ребята подумайте и скажите что еще мы называем словом хвост?   (волосы завязаны хвостиком, у морковки зеленый хвостик и тд .ответы детей)

3.Как вы понимаете такое выражение «держи хвост трубой», «поджать хвост», «идти в хвосте».

( ответы детей).

 

Какой согласный  звук повторяется в словах лиса и собака?     ( «с»)

Произнесите слово так, чтобы чётко слышался звук  «с». (хором и индивидкально)

 

Покажите по схеме ,где стоит звук « с» в слове  слове  собака? (показ детей).

(индивидуальное задание со схемами  и разными словами)

 

Физкультминутка «Листочки».

 

Ветер северный подул –

«С-с-с», - все листья с липы сдул.

Полетели, закружились,

На землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.                Движения соответственно тексту.

 

4.Чтение сказки «Петух и собака» (Вариант: прослушивание сказки в записи)

Петух и собака.

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

- Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.

- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет.

Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день, стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло, и заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал:

- Ку-ка-ре-ку!

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень-то, какой красивый, и голо-то какой звонкий. Лети ко мне, красавчик!

- А за каким делом? – спрашивает петух.

- Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье и про тебя много горошку припасено.

-Хорошо - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищи.

«Вот какое счастье привалило, - подумала лиса, - вместо одного петушка будет два».

-Где же твои товарищи? - спрашивала она - я и его в гости позову.

-Там, в дупле ночует, - отвечает петух…Лиса кинулась к дуплу, а собака её за морду - цап!...Поймала и разорвала лису.

 

Вопросы

1.О чем эта сказка?

2.Куда пошли собака и петух? Почему?

3.Где остановились на ночлег?

4.Как лиса узнала ,что в лесу петух?

5..Как лиса расхваливала петуха? Что она ему говорила?

6.Что петух отвечал лисе?

7.Чем закончилась сказка?

 8.Кто в сказке оказался хитрей?

 

Воспитатель:

 -Ребята ,а давайте мы с вами сейчас превратимся в героев сказки и покажем её с помощью кукол би ба бо.

 

5. Инсценировка  детьми сказки «Петух и собака» с помощью игрушек би-ба-бо.

          II.      Итог.

 

1. Как называется сказка, которую сегодня слушали?

2. Как вы думаете, чему учит сказка?

3.Так  кого же мы с вами расколдовали?

 

 На этом наше занятие закончено ,спасибо вам ребята ,что расколдовали сказочных героев.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Конспект занятия по речевому развитию пересказ сказки "Собака да петух"

 
Конспект НОД Развитие речи
Пересказ сказки «Петух да собака»
 Программное содержание:

1.Связная речь: учить детей пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя.

2.Звуковая культура речи: развивать умение выразительно передавать диалог действующих лиц, с помощью интонации передавать характер героев сказки.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству: сказкам, потешкам, прибауткам.

Словарь: активизировать слова – житьё, заря, полакомиться.

 Предварительная работа:

- чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, книг;

- игры – драматизации сказок: «Теремок», «Лиса и журавль»;

- разучивание потешек: «Лиса по лесу ходила», «Петушок, петушок…», «Бежала лесочком…», «Баю - баю - бай, ты, собаченька не лай…», «Как у наших у ворот…».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петушка.

                                                         Ход занятия. 
Вводная часть. 
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) 
Воспитатель: Здравствуйте ладошки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами) .
Воспитатель: Здравствуйте щёчки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево) 
Воспитатель: Здравствуйте губки! 
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу) 
Воспитатель: Мы с вами поздоровались и теперь можем отправляться в сказочную страну, а вот с кем мы познакомимся в этой сказке, нам поможет узнать загадка.     
Основная часть. 
Воспитатель: Приготовились отгадывать загадки и отвечать на вопросы? (дети - да) 
Гладишь – ласкается, 
Дразнишь – кусается. (дети - Собака) 
Воспитатель: Почему вы так думаете? (дети - Кусается это собака) 
Воспитатель: Какие бывают собаки? (дети - Большие, маленькие, мохнатые, злые, ласковые) 
Воспитатель: Что умеют делать собаки? (дети - лаять, сторожить, бегать) Выкладываю на мольберт иллюстрацию собаки. 
Воспитатель:  Послушайте другую загадку. 
Спозаранку я встаю, 
Звонким голосом пою. 
Травку разгребаю, 
Зёрна собираю. 
У меня есть гребешок, 
Кто я дети (петушок) 
Воспитатель: Как вы догадались, что петушок? (дети - Кушает зернышки, поет утром, есть гребешок) Выкладываю на мольберт иллюстрацию петуха. 
Воспитатель: Молодцы, вот вам следующая загадка. 
Хвост пушистый, 
Мех золотистый, 
В лесу живёт, 
В деревне кур крадет. (дети - Лиса) 
Воспитатель: Почему вы думаете, что это лиса? (дети - Пушистый хвост, она рыжая) 
Воспитатель: Опишите лису, какая она? (дети - Рыжая, ловкая, пушистая, хитрая) 
Воспитатель: Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (дети - Тихо, неслышно, подкрадывается) 
Воспитатель: А когда лиса услышит охотников, что она делает? (дети- Убегает). Как еще можно сказать? (дети - Удирает, уносит ноги, мчится.) Выкладываю на мольберт иллюстрацию лисы. 

Чистоговорка

 Воспитатель: Вспомним чистоговорку «Лиса».

Са-са-са, в клетке спит лиса.

Су-су-су, смотрим на лису.

Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы.

Се-се-се, знаем сказку о лисе.

Воспитатель: Кто произнесёт её тихо…, радостно.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель:  А вы любите сказки? Сказка- это удивительный и волшебный мир. Сдавних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от бабушек к внукам, сказку любили. Любят и сейчас. Я прочитаю вам одну сказку, а вы внимательно послушайте.

Чтение сказки.

Воспитатель читает сказку «Петух да собака»

1. Как называется сказка, которую сегодня слушали? (дети - «Петух и собака») 2. О чем говорится в этой сказке? (дети - ответы детей) 3. Кто оказался сильнее в сказке, лиса или друзья (петух и собака? Почему? (Потому что вдвоем друзья сильнее хитрого врага). Воспитатель: Молодцы, ребята, послушайте ещё раз   сказку, потом вы будете ее мне пересказывать  

Повторное чтение сказки
«Петух да собака». 
Жил старичок со старушкой в большой бедности. Были у них только петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:
- Давай, брат Петька, уйдём в лес. 
- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет. 
Вот и пошли они, куда глаза глядят. Стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и – заснули. 
Утром петух закричал: «Ку-ка-ре-ку! »
Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик. 
- А за каким делом? – спрашивает петух. 
- Пойдём ко мне в гости, у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено. 
- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ. 
«Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два».
-Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову. 
- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух. 
Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду – цап. Поймала и разорвала лису. 
Вопросы по содержанию текста. 
На все вопросы дети отвечают развёрнутым предложением. (ответы детей выделены) -У кого жили петух и собака? 
- Почему петух и собака ушли из дома? 
- Потому что петуха и собаку плохо кормили. 
-Что означает «пошли, куда глаза глядят»? 
- Это означает, что они не знали, куда идти. 
- Где остановились друзья на ночлег? 
- Петух и собака нашли дуплистое дерево. 
- Что это за дерево «дуплистое дерево»? 
- Это дерево с большим дуплом. 
- Где ночевал петух, а где собака? 
- Петух ночевал на ветке дерева, а собака – в дупле. 
- Кто услышал утром петушиный крик? 
- Петушиный крик услышала лиса. 
- Что сказала петуху лиса? 
Лиса сказала: «Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик».
- Как вы думаете, как разговаривала лиса с петухом? Давайте попробуем произнести ее слова грубо. А теперь ласково. 
- Что ответил петух? 
- Петух ответил: «А за каким делом? »
-Чем закончилась сказка? 
- Собака разорвала лису. 

-Вам жалко лису? Почему? (Нет, не жалко, потому что лиса хотела съесть петушка)
Воспитатель:  Хорошо, ребята.

 А теперь мы отдохнем  физминутку проведем
«Быстро встаньте, улыбнитесь, 
Выше, выше потянитесь. 
Ну-ка плечи распрямите. 
Поднимите, опустите. 
Влево, вправо повернулись, 
Руками коленей коснулись. 
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали. » 
Воспитатель: А теперь еще раз внимательно послушайте сказку.( Читаю еще раз).  

Повторное чтение сказки

Воспитатель: Пересказать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать и втроём.

Сначала надо пересказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили.

Потом? (Где заночевали и кто их нашел?)

А  дальше? (Что хотела от петуха лиса?)

Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Когда будете пересказывать сказку, то голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом.

Пересказ сказки.

 Один начинает, другой заканчивает

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все очень старались…. 
Итог занятия. Чем мы сегодня на занятии занимались?

 Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Наоборот» со словами
Трусливый – храбрый
Сытый – голодный
Быстрый – медленный
Неуклюжий - ловкий
Злой – добрый
Большой – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Глупый – умный
Простодушный – хитрый
(Заяц быстрый, а медведь… наоборот; медведь неуклюжий, а лиса … наоборот и т. д.) 
Воспитатель предлагает детям подобрать слова, которыми можно заменить слова:
Быстрый (проворный, резвый) 
Страшный (ужасный, чудовищный) 
Красивая (привлекательная, роскошная, восхитительная, великолепная) 
Сильный (мощный, могучий) 
Неуклюжий (неловкий, неповоротливый) 
(данное задание можно выполнять в рамках предыдущего) .

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): Конспект ООД по развитию речи пересказ русской народной сказки "Петух и собака"

Пересказ русской народной сказки

«Петух и собака».

Подготовила и провела Синица О.Н.

Задачи:

Вызывать интерес детей к театральной культуре и искусству.

Развивать активную, выразительную речь через инсценировки сказок, 

через театрализованную деятельность детей.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент:

Воспитатель выступает в роли Петрушки-рассказчика.

Петрушка:

Ой-люли, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубке сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелёненьких серьгах.

Черный ворон на дубу

Играет во трубу,

Труба точеная,

Позолоченная.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряничка покушать.

- Давайте, и мы с вами, детки, в сказку поиграем, что-то новое узнаем! Буду я рассказывать и вам  сказочку показывать!

- Зрители внимательно сказку смотрят, запоминают, на ус мотают!

Петух и собака

Русская народная сказка

Петрушка:

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности… у них только и было, что петух да собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху.

Собака:

Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житьё плохое.

Петрушка:

Вот и пошли они куда глаза глядят. Побродили целый день, стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло – и заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал.

Петух:

Ку-ка-ре-ку!

Петрушка:

Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.

Лиса:

Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!

Петух:

А за каким делом?

Лиса:

Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

Петух:

Хорошо. Только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

Лиса:

Вот какое счастье привалило! (В сторону и тихо.) Вместо одного петуха будет два.

Где же твой товарищ? Я и его в гости позову.

Петух:

Там, в дупле ночует.

Петрушка:

Лиса кинулась к дуплу, а собака ее цап.

Воспитатель-Петрушка:

Жил-был Яшка,

У него была красная рубашка,

На поясе пряжка,

На голове шапка,

На шее тряпка,

В руках – лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

Рефлексия:

Воспитатель-Петрушка:

- Сказку вместе посмотрели, самое главное узрели, а теперь, добры-молодцы и красны девицы вам и ответ держать! Вот мои вопросы и задания:

- Кто автор сказки? (сказка русская народная) (ответы детей)

- А кто главные герои сказки? (ответы детей)

- Как еще можно назвать главных героев, какие прозвища у них есть в других сказках?

- Какие сказочные выражения вы запомнили? (ответы детей)

Воспитатель-Петрушка:

- Ах какие молодцы! Порадовали Петрушку от души! Я еще к вам приду, новую сказку расскажу!

nsportal.ru

Конспект НОД «Пересказ сказки «Петух да собака»

Образовательная область «Коммуникация».

Цели:

1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.

2. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.

3. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».

4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.

5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки.

 

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака.)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается).

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие.)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться.)

Воспитатель загадывает другую загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса.)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо).

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…).

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно.)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает.) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

Физминутка: "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали».

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.

«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель. – Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? (Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха.) Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её)».

«Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче».

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака». Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Затем проводится пересказ по ролям. Воспитатель выбирает ребёнка на роль рассказчика, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль петуха. Петух выбирает лису. Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.

Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова.) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловкопетух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.

dohcolonoc.ru

Пересказ сказки "Петух да собака"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Радуга» муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620 Россия г. Холмск, ул. Школьная, д. 52, тел.: 2-00-91

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

Тема: Пересказ сказки «Петух да собака»

Подготовила воспитатель: А.В.Гаранина

г.Холмск

2017г.

Цель: Создание условий для развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

Задачи:

Обучающие: Связная речь: учить пересказывать сказку, выразительно передавая диалог действующих лиц;

Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным «лиса», «собака»; учить использовать сложноподчиненные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;

Звуковая культура речи: отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие: развивать учебные, интеллектуальные навыки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к русской культуре через изучение русских народных сказок и их драматизацию.

Материал: картинки с изображениями лисы, зайца, оленя, волка и белки; шапочки-маски- собаки, лисы, петуха; магнитная доска; декорация- деревья, домик.

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная.

Ход:

Дети рассаживаются на стульчики полукругом. рядом располагается стол с масками, которые накрыты салфеткой. Также на столе лежат картинки с изображениями животных.

Воспитатель: - Вы готовы начать работать?

Дети:- Да.

Воспитатель: - ребята, а давайте сегодня, устроим День загадок. Я буду загадки загадывать, а вы…

Дети: - Отгадывать!

Воспитатель:- Загадка первая:

« Заворчал живой замок,

лёг у двери поперёк».

Воспитатель: - Кто это?

Дети:- Собака.

- Почему вы думаете, что это собака?

- Какие бывают собаки?

- Какая бывает у собак шерсть?

Ответы детей

Воспитатель: - Загадка вторая:

« За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,

промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара».

Воспитатель: - Кто это?

Дети:- Лиса.

- Почему вы думаете, что это лиса?

- Что такое пламя?

- Какого оно цвета?

Ответы детей

Воспитатель: - С моими загадками вы справились. Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам в игру : «Кто – какой?».

- Нужно подойти к столу, выбрать картинку, назвать животное, описать его, отвечая на вопрос - какой? ( волк какой?..)

Дети выбирают картинки и описывают животных, отвечая на вопросы «Какой? Какая?»

Физ. Минутка:

« Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живёт мы легко отгадаем:

вот лисьи следы, вот волчьи, заячьи,

беличьи, тигриные, даже мышиные, даже ежиные.

А это – оленьи. Какое большое в лесу населенье».

(Слова сопровождаются движением.)

Воспитатель: - Вы хотите узнать, что находится под салфеткой на столе?

Дети:- Да!

Воспитатель:

- « Маски просят - раз, два, три

Быстро сказку назови!»

Воспитатель: - Ребята, из какой сказки эти маски?

Дети: - «Петух да собака».

Воспитатель: - Правильно. Это русская народная сказка и называется она «Петух да собака».

Воспитатель: - Дети, давайте вспомним,

что случилось с петухом и собакой?

- Почему они ночевали в лесу?

- Кто пришёл к ним?

- Что произошло с лисой?

- Чем закончилась сказка?

Ответы детей

Воспитатель: - Ребята, вы хотите стать участниками сказки?

Воспитатель: - А теперь закройте глаза, и я одену маска вам сама. Вы откроете глаза и увидите сами, кто будет лисой, петухом и собакой.

- Помогать рассказывать сказку будет Андрюша.

Дети открывают глаза, и актеры выходят на «сцену».

Проводится драматизация сказки.

Воспитатель: - Вам понравилась, как сыграли актеры?

- Ребята, а вам жалко лису?

Дети:- Да, жалко!

Воспитатель: А давайте придумаем сказке новый конец.

- Что может произойти с героями сказки?

Дети:- Лисичка может подружиться с собакой и петухом.

Воспитатель: - Да! Звери могут подружиться!

Воспитатель:- Ребята, давайте придумаем новую сказку, где все звери живут мирно и дружат между собой.

Проводится драматизация сказки с новым концом сказки.

Воспитатель: - Какая интересная сказка у нас получилась.

- А вам понравилась?

Воспитатель: Давайте похлопаем нашим актерам и скажем им Спасибо.

infourok.ru


Смотрите также