В этой третьей части рассказа о Марфино мы в деталях рассмотрим одну из жемчужин усадьбы - "Красный" (так называемый "готический") мост, узнаем его историю, об усадебных церквях Марфино, а также мистические истории связанные с этим романтичным и загадочным местом. Также прогуляемся по усадебному парку, увидим всё что от него осталось, и ведь кое-что осталось! И вообще эти материалы о Марфино надеюсь послужат тем самым подробным визуальным посылом пытливым исследователям русской истории и ее загадок.
Территория усадьбы Марфино сейчас разделяется как бы на несколько участков. Одна открыта сейчас для всеобщего доступа, другая и самая существенная находится на закрытой территории санатория "Марфинский" МО, куда нужно оформлять пропуск по паспорту. Поскольку мы сейчас уже находимся на территории санатория то попробуем подойти к Красному мосту который кстати не относится к санаторию, его ответственности и "принадлежит" местным властям.
02.
Этот удивительный мост является архитектурным шедевром вообще для Подмосковья в целом. В сооружении 1770-х годов, построенном еще при Салтыковых архитектор Быковский увидел предмет для своего вдохновения. В 1837–1839 годах он кардинально перестроил мост, превратив обыкновенную переправу в романтичную "средневековую балладу". Мост с идущей по одной его стороне галереей с витыми белокаменными колоннами и тонкой каменной резьбой играет так же роль парадного въезда в имение.
03.
Это двухарочный псевдоготический мост перекинут через протоку между двумя большими прудами. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. Довольно значительный по размерам, мост имеет трехчастное решение: центральную часть и идущие к ней под углом две боковые арочные. Проезжая часть моста с большой полуциркульной аркой над водой и другой, меньшей, в конце моста оформлена невысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими сооружению "крепостной" характер.
04.
05.
06.
Со стороны санатория Красный мост, а точнее его основная часть отгорожена уродливым решетчатым металлическим забором. Перебраться со стороны санатория на другую его сторону довольно-таки затруднительно.
07.
Сразу скажу, чтобы обойти все препятствия и оказаться на Красном мосту надо покинуть территорию санатория и проделать довольно долгий путь. Поэтому раз уж мы начали иссследовать Красный мост условно перейдем к нему и продолжим осматривать мост. Добраться до основной части Красного моста займет у нас около 15-20 минут. В парк усадьбы мы "вернемся" чуть позже.
08.
Часть разрушенный временем башенки Красного моста со стороны санатория. Эти вид на север.
Нам пока остается только рассмотреть некоторые архитектурные детали Красного моста со стороны санатория. Кстати сразу хочется сказать, что мост в аварийном состоянии. На фото это не очень хорошо заметно, но реально видно, что мост явно потерял прежние вертикали и каким образом его спасать пока не совсем ясно поскольку затраты на реставрацию здесь уже требуются весьма существенные.
09.
Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн.
10.
Белокаменные водосливы Красного моста.
11.
С обеих сторон стена заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом.
12.
Подробней и в деталях мы осмотрим Красный мост чуть позже.
13.
Здесь Красный мост снят через решетку отгораживающего забора.
Теперь мы обошли территорию санатория и идем к Красному мосту со стороны марфинских церквей (о них тоже чуть позже). Для местных жителей и дачников наведена почти военная понтонная переправа.
14.
С этой переправы и сняты эти кадры ниже.
15.
Со стороны Верхнего Большого Мрафинского пруда мост выглядит уже не так романтично как со стороны Нижнего.
16.
Красный мост фактически находится в аварийном состоянии.
17.
18.
Как видим опорная арка моста неуклонно разрушается со временем.
19.
20.
21.
22.
Сейчас мы зашли на мост. Здесь стоят старые неустойчивые деревянные конструкции. Очевидно мытищинские власти предпринимали какие-то шаги то ли для защиты памятника, то ли для реставрации моста. Мост кстати довольно широкий и просторный.
23.
Основным элементом декора моста являются белокаменные архитектурные детали.
24.
Вот, что писал Алексей Львов о марфинском комплексе: "... Последние лучи солнца догорали на спокойных водах огромного пруда и обвивали золотым кольцом небольшой островок, за которым красовался огромный двухэтажный дворец готической архитектуры, с шестью небольшими башенками, барельефно выдающимися из самих стен, и двумя трехэтажными, почти цилиндрическими башенками по обеим сторонам широкого крыльца со своими разноцветными стеклами и резными рамами; на одной из них виднелись часы с колоколами. Посредине над дворцом развевался голубой флаг с золотой графской короною; слева примыкала к дворцу каменная арка для въезда... справа драпированная палатка. От дворца до пруда шла пятиярусная терраса, на последнем ярусе которой, на самой пристани, рассыпался алмазными брызгами фонтан; близ него спокойно отдыхали две зеленые лодки, и все это, как в волшебном замке...отражалось в позлащенных кристальных водах...
На противоположном берегу пруда березовая аллея с мелькающей в ней красивою беседкою, мост, утвержденный на двух каменных арках, по правую сторону которого сквозная из двадцати колонн каменная галерея с зубчатыми гребнями; влево от него роща; далее две церкви и поля...Здесь же по эту сторону пруда раскинулся широкий бор. На нем разбросаны цветники; поставлены на шестиколонном пьедестале Аполлон и в углублении Флора с цветочным венком. Перешедши четыре легких каменных мостика через ручейки, вытекающие в пруд, мы взошли в кедровую аллею; отсюда вправо, в открытых оранжереях просвечивались персиковые и абрикосовые деревья со зрелыми плодами и виноградные лозы с янтарными гроздьями; потом незаметно очутились на... пристани близ фонтана, утвержденного на четырех чугунных наядах, которые держали на головах своих огромную чашу его; бассейн окружен красивой чугунной решеткой. Отсюда тянулась пятиярусная терраса до самого дворца...".
26.
27.
Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый эффект сочетания цветов.
28.
Галерея Красного моста.
29.
Так этот "готический мост", а точнее его галерея выглядит со стороны марфинских церквей. Еще раз обращу ваше внимание на ширину моста, она чрезвычайно щедрая по определению.
30.
Белокаменные детали галереи.
31.
vladimirdar.livejournal.com
Старинная усадьба "Марфино" является оригинальным памятником русской архитектуры XVIII - XIX веков. Расположена недалеко от 39 километра Дмитровского шоссе. Прославилась в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями. Усадьба и сегодня представляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества.
Известное с XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино так или иначе связано с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына (именно он назвал усадьбу по имени своей жены Марфы – Марфино; раньше усадьба носила название Щибрино), Салтыковых, Паниных - и представителей русской культуры - Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других.
Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.
Ну дак приступим к прогулке. Для начала рассмотрим схему усадьбы с цифарками. Далее к цифрам будут фотографии и комментарии.
2 - Дворец
Марфинский ансамбль, вызывающий восхищение неповторимостью и романтичностью, открывается приближающемуся зрителю не постепенно, а сразу. В центре на высоком холме высится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок.
16 - Пруд
Перед дворцом вместо привычного парадного двора - огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления.
5 - Пристань
От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегла парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью. Эта, мастерски организованная часть парка, наиболее красива. Ярким художественным акцентом здесь являются каменные скульптуры грифонов, водружённые на широкие устои по сторонам спуска к воде.
11 - Мост
По мнению специалистов, наиболее своеобразным и красивым сооружением в Марфино является мост через пруд. Он является своеобразным парадным въездом в усадьбу. Возведённый в 1770-х гг. при Салтыковых он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах.
Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн.
19 – Так называемая «рыцарская» аллея
Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор.
1 - Въездные ворота
Дом фланкируют массивные въездные арочные ворота с круглыми башнями-караульнями.
В отличие от большинства марфинских построек, выполненных из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные.
3 – Парадный двор, пруд и флигель
6 – Двухъярусная ротонда "Миловида"
Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.
7 – Музыкальный павильон
Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.
18 – Нижний пруд.
17 – Памятник собаке Султану
На постаменте, на котором написано «Султану, любимой собаке графини Паниной», сидит ротвейлер.
13 – Церковь Рождества Богородицы
Церковь построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций. Б. А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведенные зодчим внутри храма значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался. Белозеров похоронен недалеко от церкви. Сохранилась надгробная плита могилы Белозерова.
15 – Еще один пруд.
Ныне в усадьбе Центральный военно – клинический санаторий. Попасть на территорию можно, если проявить некоторую смекалку, но охрана не дремлет… Хотя мы никакой охраны даже не видели)))
А вообще на сайте у них написано: "Уважаемые посетители!!! Так как на территории сейчас находится военный санаторий, то для того, чтобы приехать туда, необходимо заказать пропуск в санатории."
Усадьба «Марфино» расположена недалеко от 39 км Дмитровского шоссе. На автомобиле до поселка можно доехать, свернув по указателю и одолев еще 3 километра. Своим ходом - с Савеловского вокзала до станции Катуар, далее на автобусе №37.
На Яндекс карте
anothercity.livejournal.com
Не поехать в Марфино стало невозможным после фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита", с невообразимой красоты готическим дворцом, таинственным прудом и нескончаемой лестницей. Первый порыв- ехать немедленно - разбился о прозу жизни: в Марфине - военный санаторий, вход на территорию закрыт. Но что такое ведомственные запреты перед возможностью побывать там, где был бал Сатаны и увидеть эту дьявольскую красоту.
В общем, мы туда попали, как именно, объясню дальше.
Марфино, конечно же, заслуживает внимания не только из-за того, что "снималось в кино" в столь необычной "роли" (и кстати, еще много где снималось), это потрясающей красоты (особенно в золотую осень) усадьба с долгой и сложной историей, рекомендую в частности, всем поклонникам старого, ныне не существующего Царицына. Истоки Марфинской усадьбы теряются то в 16 веке, среди ее владельцев немало славных имен, но мы все это пропустим. Главный дом, парк и беседки в нем, церковь и некоторые другие постройки относятся к 18 веку. Но настоящим творцом Марфина стал архитектор Михаил Быковский, который перестраивал имение в 30-е годы 19 века и придал ему тот самый неповторимый готический вид.
Но хватит предисловий, давайте смотреть.
Первое, что сшибает почти наповал сразу, как только слезаешь с автобуса - мост и пруд. Мост очень гармонично вписывается в природу, его полуразваленный вид конечно очень печален, но зато сохраняет дух подлинности и то неуловимое очарование, которое лишены хорошо отреставрированные достопримечательности.
(Настолько испоганено, что даю в более мелком размере; но обрабатывать для сокрытия вандализма не буду)
Парк и виды из парка
Памятник любимой собаке Варвары Паниной - хозяйке Марфина, при которой работа Быковский и усадьба приобрела вид, близкий к современному
Двухъярусная беседка 18 века
Лестница, грифоны и чашеобразный фонтан.
И наконец, основные постройки. Скажу сразу, что от главного дворца я ожидала большего. Он оштукатурен, что смотрится гораздо хуже, чем кирпичная кладка, вделаны современные окна, рамы и другие элементы отделки (там расположены ВИП-номера санатория). А лестница испоганена шатром "а-ля летнее кафе", в котором скорее всего (судя по пустым бутылкам из-под шампанского) проводятся выездные регистрации свадеб.
Вид с "обратной" стороны
Симпатичнее, чем дворец, смотрятся въездные ворота рядом с ним.
Один из флигелей - то ли 18 век, то ли его реконструкция 20 века.
А это - прощальный снимок, я делаю его, пока разворачивается автобус.
Так вот, про "Мастера и Маргариту".
Марфино снимали в кино много и хорошо, но его бенефисом стал фильм Юрия Кары. Подлет ведьмы, пруд, постепенно возникающий мост, все это по-видимому снято в инфракрасном свете - в общем место действительно представлено как колдовское и нереальное. Потом Маргарита плюхается в пруд рядом с грифонами, дальше - то, что на фото.
Дворец в фильме - гораздо лучше, чем на самом деле.
Основные сцены, связанные с балом - встреча гостей - снималась на этой лестнице, ведущей от пруда.
По-видимому в 1992 году, когда проводились съемки, дворец изнутри был в запустении. Во всяком случае такой кадр сейчас вряд ли можно снять.
На видео я нашла только сам бал (дворец во всей красе, а вот пруд - только на заднем плане) и в неважном качестве: по этой причине, а также поскольку это очевидное 18+, даю ссылкой
Я уже не буду перечислять все фильмы, которые снимались в Марфине. Но мимо одного все-таки пройти не могу. Тем более, что там - снят тот самый потрясающий мост, а также совсем юная Алла Борисовна.
И наконец информация про Марфино.
Как проехать. Метро Алтуфьево, автобус 519 на Марфино, отправление 5-6 раз в день , время в пути заявлено 1 час 10 минут (мы столько и ехали, но немало стояли в пробках).
Второй вариант. Савеловское направление, станция Катуар, от нее автобус 37 на Марфино, ходит примерно 2 раза в час, время в пути около 15 минут.
На личном транспорте. Дмитровское шоссе, поворот на Марфино в районе Сухарева (после Шолохова), это менее 20 км от МКАД.
Все эти варианты приведут вас непосредственно к пруду, мосту и дворцу за прудом.
Судя по карте, примерно в 2 км от поворота на поселок Марфино есть еще одно шоссе, которое приводит к главному входу санатория, на котором КПП и посторонним вход воспрещен.
Как пробратьсяUpdate.
К счастью, эта часть устарела: в усадьбу теперь пускают по паспорту.
Варианты легальные: 1.Ограничиться тем, что доступно. Это мост, вид на пруд, на дворец и грифонов через пруд, а также на церковь, которая находится в поселке обслуживающего персонала. На мой взгляд это составляет бОльшую часть впечатлений, но очень хочется в парк. Да и эта зона "условно-доступная" - там есть заграждения, но они легко преодолимы, и там ходят сотрудники санатория, поскольку это кратчайший путь от автобуса к их домам.
2.Договориться с администрацией санатория о пропуске.
3.Купить путевку - они есть в свободной продаже, хотя санаторий военный.
Варианты "неофициальные".
1.Дождаться зимы и перейти пруд по льду.
2.Найти дырку в заборе или перелезть через забор. Мы видели одну симпатичную дырку, но рядом стоял дядя в камуфляже, а лезть через забор можно было только на виду у многоэтажного дома. Однако судя по информации интернета, рядом с основным КПП (куда мы не добрались) дырки есть.
3.Штурмовать заграждение на мосту (см. фото)
Мы пошли именно этим путем, тем более, что прямо перед нами это проделало семейство из четырех человек.
Я бы без помощи мужа подъем на кирпичную стенку до решеток и спуск с них (высота сопоставима с ростом человека) не одолела, было страшновато. Однако те, кто знает мой возраст и комплекцию, поймут, что препятствие вполне преодолимо.
Дальше вы можете спокойно гулять, потому что ничем не отличаетесь от отдыхающих санатория.
Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа. Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Москва Мастера и Маргариты
moscow-i-ya.livejournal.com
Марфино составляет одно из светлых воспоминаний моей юности.
В сороковых годах прошлого века я ездил туда с моим отцом, Михаилом Доримедонтиевичем Быковским,
создавшим весь декоративный облик Марфина с мостом, домом и пристанью.
Помню, как я был поражен, когда из-за берёзовой рощи вдруг открылся
вид на пруд, мост с колоннадою, ворота и дом со спускающимися от него к пруду
каменными террасами и лестницею, с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам её.
Все в бледно-розовых тонах, освещённое ярким солнечным светом,
выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно.
Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от неё было настолько сильно,
что сохранилось на всю жизнь и, несмотря на моё продолжительное
пребывание в Италии, не изгладилось и по сие время.
Н.М. Быковский
Недалеко от Москвы, по дороге в Дмитров, расположена похожая на готический замок усадьба Марфино, которая благодаря сочетанию чудесной природы с величественной архитектурой производит неизгладимое впечатление.
В XVII веке Марфиным владели Головины, а в 1698 году его владельцем стал "дядька" Петра I, руководитель Астраханского приказа и впоследствии астраханский губернатор князь Борис Алексеевич Голицын. В Марфине он возвел новые хоромы и устроил французский регулярный парк. В 1701 году было начато строительство каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, по которой село и усадьба были переименованы в Богородское.
В 1714 году, после смерти Б.А. Голицына, Марфино перешло к его сыну Сергею, который продал имение Салтыковым "за долги". С 1729 года владельцем усадьбы стал герой Семилетней войны с Пруссией Пётр Семёнович Салтыков, с 1771 - его сын, Иван Петрович Салтыков.
Конец XVIII столетия считается периодом самого яркого расцвета усадьбы, в которой постоянно устраивались различные торжества, музыкальные концерты и театральные представления. Одним из самых знаменитых праздненств стала постановка водевиля Н.М. Карамзина "Только в Марфине", в котором сам автор исполнял роль владельца усадьбы. От парковых построек эпохи Салтыковых в Марфине сохранились две "палладианские" беседки, из которых особенно знаменита двухъярусная, состоящая из рустованного восьмигранника, над которым возносится открытый бельведер второго яруса.
Большой урон Марфину нанесла Отечественная война 1812 года. После смерти И.П. Салтыкова имение перешло к его сестре Анне Орловой, которая, живя за границей, уступила владение графу Владимиру Григорьевичу Орлову, директору Петербургской академии наук. В 1831 году после смерти Орлова, Марфино перешло к его дочери, графине Софье Владимировне Паниной, жене Никиты Петровича Панина (об этой семье и ещё одном их владении, усадьбе Михалково, мы писали здесь). Именно при Паниной усадьба в Марфине была реконструирована под руководством Михаила Доримедонтовича Быковского, в результате чего ансамбль приобрел тот облик, который в основном и сохраняется до настоящего времени.
Наша прогулка началась с храмового комплекса при усадьбе. Более старая летняя церковь Рождества Богородицы построена в 1701—1707 годах по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозёрова.
К сожалению, сейчас комплекс конного двора оказался за территорией санатория, и все здания медленно разрушаются, местами видны следы пожаров. На старых фотографиях еще видно, каким он был.
Со времен Салтыковых до нас дошли две постройки псарен в стиле классицизма.
Готический мост в Марфине - самая кружевная, буквально прозрачная постройка усадьбы, пронизанная пространством и светом.
В оформлении моста Быковский использовал ажурную аркаду, из которой открываются изумительные виды и на дворец, и на всё его окружение.
Готический характер моста проявляется прежде всего в оформлении окон в бастионах с использованием одного из главных украшений строений усадьбы - тонкой каменной резьбы.
Продолжением "перспективы" моста становятся ворота, примыкающие к зданию дворца с запада, проехав которые, путешественник после поворота попадал на "задний внутренний двор", подъезжая к дворцу со стороны партера, обрамлённого двумя Быковским флигелями.
Ворота в Марфино не просто примыкают к зданию дворца: между ними "втиснута" бочкообразная башенка кордегардии - привратницкой, перед которой выставлен кусок крепостной стены с романской аркой, что создаёт полный антураж средневековой крепости.
Главным сооружением ансамбля, конечно же, является дворец.
С севера к усадебному дому примыкают два флигеля. Они были построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М. Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления.
Над галереями в боковых простенках северного фасада первоначально располагались открытые лоджии второго этажа, ныне заложенные, так что весь дворовый комплекс (дворец и флигели) представлял собой чередование монолитных и сквозных фасадных композиций.
Дворец в Марфине сохранил историческое оформление фасадов, но оформление исторических интерьеров в XX веке было утрачено.
Южный фасад дворца обращен к пруду и пристани.
От дворца к пруду спускается белокаменная лестница, завершающаяся скульптурами грифонов.
У подножия лестницы расположен чугунный фонтан.
Знаменитые скульптуры грифонов - хранителей усадьбы.
Окружающий дворец парк с множеством ручьев и прудов тоже очень красив.
В нем сохранилась еще одна постройка XVIII века - двухярусная-беседка. Автором беседки некоторые специалисты считают Н.А. Львова, но документально это не доказано.
В 1950-е гг. второй ярус беседки был дополнен скульптурой Аполлона Бельведерского.
В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка-полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном.
В тени деревьев стоит небольшой памятник, надпись на котором гласит "Султану, любимой собаке графини Паниной".
В Марфино обязательно стоит побывать, чтобы погулять по аллеям парка и полюбоваться на прекрасную готическую архитектуру.
toptigki.livejournal.com
Марфино — подмосковная дворянская усадьба, расположенная в 25 км от МКАД, в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII—XX веках принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского.
В настоящее время территорию усадьбы занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ. Усадьба открыта для свободного посещения с некоммерческими целями.
В допетровское время охотничьими угодьями к северу от Москвы последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году[1].
Князь Борис Алексеевич Голицын после приобретения Марфина в 1698 переименовал его в Богородское. По его заказу крепостной мастер В. И. Белозёров возвёл в 1701—1707 гг. церковь Рождества Богородицы — памятник т. н. голицынского барокко. Подле храма сохранилось надгробие зодчего.
Младший сын боярина, князь Сергей Борисович, в 1728 году продал село Богородское вместе с хоромами и парком на французский манер, чтобы расплатиться с долгами. В середине XVIII века будущий фельдмаршал Пётр Семёнович Салтыков возвёл новый дворец — в стиле барокко, каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями.
Марфино времён Салтыковых представляло собой образцовую для екатерининской эпохи дворянскую усадьбу, с псарней, конным и каретным дворами, беседками в парке, двумя летними театрами. В оранжерее пестовали южные фрукты. В 1777 году была возведена зимняя церковь свв. Петра и Павла.
Золотыми буквами вписано в историю усадьбы время фельдмаршала Ивана Петровича Салтыкова и его жены Дарьи Петровны, урождённой Чернышёвой. Здесь они играли свадьбу, сюда каждое лето собирали лучшее московское общество на псовые охоты и театральные представления. Марфинские увеселения описаны в записках Вигеля, который писал про его хозяек:
Не знаю, откуда могли они взять совершенство неподражаемого своего тона, всю важность русских боярынь вместе с непринужденною учтивостию, с точностию приличий, которыми отличались дюшесы прежних времен. Если б они были гораздо старее, то можно бы было подумать, что часть молодости своей провели они в палатах царя Алексея Михайловича, с сестрами и дочерьми его, а другую при дворе Людовика XIV. Ни развратно-грубая Россия от Петра до Екатерины, ни гнусно-развратная Франция от регентства до революции не могли показать им образцов, достойных их подражания. Из предания обеих земель составили они себе благороднейший характер аристократии, смешав гостеприимство русской старины с образованностию времен просвещеннейших. |
Вслед за смертью фельдмаршала Салтыкова увеселения прекратились, и усадьба с начала XIX века стала постепенно приходить в запустение. Во время Отечественной войны её разграбили французы. После гибели последнего графа Салтыкова (1813) имение перешло к его сестре Анне Орловой, которая, живя за границей, уступила Марфино своему свёкру В. Г. Орлову.
Граф Орлов много сделал для хозяйственного обустройства Марфина: при усадьбе появились кузница, кирпичный заводик, столярная мастерская. Его дочь и наследница Софья Владимировна Панина с 1820-х годов продолжала перестройку господского дома и парковых сооружений. Первоначально работами велись под руководством крепостного архитектора Ф. Тугарова, при котором усадебные постройки приобрели черты ампира. Но уже вскоре, в 1837—1839 годах, была произведена перестройка усадьбы в духе «николаевской неоготики» по проекту архитектора М. Д. Быковского.
Самое неожиданное в усадебном доме — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта
Окончательно работы в Марфино завершились в 1846 году, через два года после смерти хозяйки усадьбы. Новый владелец, граф Виктор Никитич Панин, служил в Петербурге и наезжал в свою «подмосковную» сравнительно редко. Перед Октябрьской революцией имением владели внучка В. Н. Панина, графиня С. В. Панина и её супруг А. А. Половцов.
Имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.
С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года — санаторий Московского военного округа. С 1986 года — Марфинский центральный военный клинический санаторий), 356 номеров на 550 мест, численность персонала — около 300 человек[2].
К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих. В 1990—2009 годы под руководством начальника Эдуарда Маева проведена комплексная реставрация усадьбы, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс, в нём — крытый бассейн. К 2016 году завершено строительство внутреннего перехода между жилыми корпусами и бассейном. В ходе реконструкции было изменено первоначальное колористическое оформление зданий усадьбы: вместо подлинного нежно-розового цвета, упоминаемого в исторических описаниях, сооружения получили не свойственный им терракотовый оттенок.
В 2009 году завершены реконструкция и капитальный ремонт исторических объектов усадьбы. С этого времени дворец приобрёл жилой вид, в нём стали размещаться помещения санатория, включая люксовые апартаменты.
В 2012 году санаторий «Марфинский» вошёл в состав холдинга ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс „Подмосковье“» Министерства обороны РФ[3].
В 2016 году Министерство обороны России, следуя директивам президента РФ Путина о расширении сферы внутреннего туризма, впервые открыло бесплатный доступ в садово-парковый ансамбль усадьбы и санатория для всех желающих — с ознакомительными, некоммерческими целями, по предъявлению паспорта.
Начальник санатория-усадьбы с 2010 года — полковник медицинской службы, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук Пётр Васильевич Козырев.
Композиция генерального плана усадьбы основана на сочетании элементов регулярной и свободной планировки.
Ядро ансамбля — двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760—80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М. Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления[1]). Рядом с домом расположены обильно украшенные неоготическими элементами подъездные ворота с пристроенной к ним сторожевой башней. Важную роль в композиции ансамбля играют две двухэтажные жилые постройки XVIII века — украшенные восьмиколонными портиками тосканского ордера псарни, замыкающие с севера главную композиционную ось ансамбля. Другие постройки екатерининского времени — конный двор и каретный сарай — сохранились плохо. Строение конного двора, возведённое в XVIII веке и в 1830-х годах реконструированное, представляет собой стену с двумя проездными башнями. Здание находится в руинированном состоянии, в 2005 году вследствие пожара оно лишилось кровли[2]. Декор фасада схож с оформлением стен главного дома, но выполнен в более сдержанных формах[1]. Похожее оформление имеет и краснокирпичное с белокаменными деталями здание каретного сарая.
В юго-западной части усадьбы расположены вотчинные храмы — летняя церковь Рождества Богородицы и зимняя церковь Петра и Павла. Церковь Рождества Богородицы построена в 1701—1707 годах по проекту крепостного архитектора В. И. Белозёрова. Это крестчатое в плане центрическое здание увенчано широким световым барабаном; последний завершается куполом с небольшой главкой. В оформлении храма переплетаются черты голицынской вариации московского барокко и более позднего петровского барокко. Выступы-притворы с двухскатными крышами завершены фронтонами. Здание украшено коринфскими пилястрами с резными белокаменными капителями. Окна декорированы строгими белокаменными наличниками. Особую выразительность интерьеру храма придают расположенные по кругу четыре массивных пилона, поддерживающие световой барабан. Орнаментальная роспись сводов и арок выполнена в 1840-х годах[4]. Небольшая церковь Петра и Павла, построенная в 1770-х годах в стиле классицизма, относится к редкому для своего времени типу храма «под звоном». Основной объём храма, имеющий форму ротонды, перекрыт световым барабаном с куполом. В восьмигранном световом барабане храма помещались колокола. Белокаменный декор церкви, созданный по проекту М. Д. Быковского, несёт в себе черты ренессанса. Боковые входы в храм подчёркнуты ризалитами. Интерьер сохранил классицистическую обработку; 8 дорических колонн поддерживают хоры, ограждённые балясником[1]. Росписи стен храма утрачены.
Сохранился обширный парк с беседками и прудами. Двухъярусная-беседка полуротонда построена в XVIII веке при Салтыковых. Её рустованный нижний ярус имеет восьмигранную форму и прорезан проёмами входов. Во втором ярусе — опирающейся на римско-дорическую колоннаду восьмиколонной беседке — находится статуя Аполлона Бельведерского. В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка-полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном. Она представляет собой перекрытую половиной сферического купола тосканскую колоннаду. Через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост, выстроенный в 1770-х годах при Салтыковых и перестроенный в 1837—1839 годах по проекту М. Д. Быковского[4]. Галерея моста завершена аркадой и зубцами. К 2016 году мост, находящийся в зоне совместной ответственности Министерства обороны РФ и муниципальных властей Мытищинского района, закрыт из-за аварийного состояния и отсутствия средств на реконструкцию[2]. От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов[5], тоже оформленная Быковским; на верхнем ярусе находится открытая беседка, а у подножия лестницы размещены фонтан и пристань[4]. На парапетах лестницы первоначально находились скульптурные группы[1].
За южными границами кадастровой территории ансамбля и современной ограды усадьбы остались три её объекта, представляющие культурно-историческую ценность: треугольный конный двор, каретный сарай и дом управляющего. Все три объекта, передачу которых в пределы территории усадьбы заблокировала администрация Мытищинского района, заброшены и медленно разрушаются[2].
Проезд к усадьбе из Москвы по Дмитровскому шоссе, на 20 км от МКАД правый поворот на Марфино, далее 5 км. Автобусное сообщение из Москвы (метро Алтуфьево), от станции Лобня, станции Катуар.
ru.wikipedia.org
kleine-furer.livejournal.com
Погода стояла самая осенняя, в это время вспахивают поля и как раз это даёт возможность искателю найти чтонить поднятое на поверхность. Поэтому частенько можно увидеть в это время человека ходящего с искателем по полям, коих я встретил в этот день несколько человек, вон на горизонте видно.
Побродив по полям я углубился в лес и нашёл там старую заброшенную дорогу, думал найду тут какойнить клад) Но нет, в этот день всё было пусто, все сокровища по прежнему от меня прячутся)
Ещё меня угораздило сбиться с пути, пару километров лишних прошёл точно...
Сама усадьба является закрытой для посещения, как и её территория. Ещё в 1933 году все площади были переданы Центральному Военному Клиническому Санаторию, который находится здесь и по сей день. Но закрыта территория чисто условно и попасть туда можно. Для этого вам надо будет продемонстрировать начальные навыки альпиниста) Сначала пробраться по такой вот дорожке, главное не свалиться в речку и не решиться глаза из-за ветки)
И второй этап - перелезть через эту преграду.
После этого путь полностью открыт и вы можете наслаждаться видом этого места.
В комплекс усадебных построек входят двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760—80-е гг., реконструкция 1830-х гг.).
Усадьба Марфино является памятником русской архитектуры XVIII - XIX веков. Зарождение усадьбы Марфино как архитектурного комплекса произошло при князе Борисе Алексеевиче Голицине, который приобрел Марфино в 1698 году.
До него усадьба называлась Щибрино и первые упоминания о ней относятся к 1585 году. Известно, что усадьбой владели дьяк и политический деятель эпохи Грозного и Годунова В.Я. Щелкалов, боярин и воевода при Иване Грозном В.П. Головин, думный дъяк С.И. Заборский.
Воспитатель царя Петра I Борис Алексеевич Голицын, в свою очередь, переименовал Щибрино в Марфино в честь своей жены. Князь возвел здесь новые хоромы по своему вкусу и разбил французский парк.
В 1729 году владение перешло к будущему фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову. Он приказал разобрать ветхие постройки и возвести на их месте каменный дворец в два этажа с парой флигелей. Из построек того времени сохранились две парковые беседки и зимняя церковь (1777 г.)
После смерти Салтыкова в 1805 году усадьба пришла в запустение. Значительный урон был нанесен войной 1812 года. Здесь располагались солдаты Наполеона, которые вывезли или уничтожили многие ценности.
Новым владельцем в 1813 году стал граф Владимир Григорьевич Орлов. При нем началась обширная перестройка имения. И даже несмотря на смерть Орлова в 1831 году, строительство не прекратилось.
По завещанию Марфино перешло его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой здесь был поставлен памятник любимой собаке графини. Также при Паниной все постройки усадьбы были окончательно реконструированы.
Оформление архитектурного ансамбля усадьбы и придание ему вида средневекового замка принадлежит руке ученика Доменико Жиларди академика Михаила Дормедонтовича Быковского. После 1844 года, сменив нескольких хозяев, Марфино снова опустело.
После событий 1917 года усадьба стала народным достоянием. Руководство регулярно выделяло средства на её реставрацию.
Въездные ворота в усадьбу. К ним примыкает небольшая башенка.
Два флигеля.
От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов. Не упустил возможность сфоткаться рядом с этими красавцами)
На мой взгляд, это главные достопримечательности этого места.
Усадьба регулярно становится площадкой для съемок телевизионных и художественных фильмов, благодаря своему незабываемому и уникальному стилю. "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" – это далеко не все известные проекты, снимавшиеся здесь.
Оригинальная ротонда с скульптурой на вверху.
Есть и свой котик в этих местах, который со мной вежливо поздоровался)
Сохранился обширный парк с беседками и прудами.
Через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост.
Красивая постройка, можно зайти и внутрь моста.
Как это часто бывает, усадьба не может быть без церкви. Так и в этом случаи, примерно в двухстах метров располагается церковь, да не одна, а целых две!
Рождества Богородицы (1701—1707)
и более скромная церковь Петра и Павла (1770-е).
Добраться до этого места можно на электричке от Савёловского вокзала, ехать минут 30, но придётся пешком пройтись не мало, либо на автобусе от метро Алтуфьево, номер 519 - привезёт вас прямо к самой усадьбе, но ходит редко.
sergeybond.livejournal.com
Усадьба Марфино одна из самых интересных и захватывающих воображение подмосковных дворянских усадеб. Ее образ романтичен, загадочен, с ним связано множество всяческих мистических историй уже давно ставших легендами. Именно здесь Юрий Кара снимал булгаковскую сцену "Бала у сатаны" в фильме "Мастер и Маргарита". Кое-кто до сих пор видит здесь призраков и рьяно едет сюда найти в усадьбе чертовщину на свою голову)
Усадьба расположена в 25 км от МКАД, в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII-XIX веках она принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик усадьба приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского. В настоящее время территорию усадьбы Марфино занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ.
Этот материал будет довольно объемным по следующим соображениям. Дело в том что меня усадьба Марфино чрезвычайно впечатлила и оставила одновременно множество вопросов. Именно поэтому захотелось как можно подробнее и детальней узнать и рассказать о ней, её истории, человеческих судьбах, мистических историях и личные глубокие впечатления через фотографию. После поездки в эту удивительное место я несколько дней осмысливал увиденное и наконец сделал для себя вывод что рассказать все о чем бы хотелось, показать Марфино в одном, двух постах реально не удасться поскольку ее история настолько сконцентрирована в камне и земле вокруг что даже то что осталось в руинах и то что поддерживает в тлеющем состоянии Министерство обороны не может быть передано простой исторической справкой и десятком знакомым всем отснятых ракурсов. Этим материалом я делаю безнадежную попытку приблизиться к исторической правде в том числе, об истории нашей родины и возбудить родовую память нашего народа, поскольку именно в камне можно Это прочувствовать и попытаться увидеть то что скрыто на первый взгляд. Будет много фотографий, старых фото, портретов владельцев этих земель и самой усадьбы. Мы постараемся как можно внимательней всмотреться в "глаза истории" и возможно читатель увидит то что не разглядел автор этих фотографий - буду только рад этому. Всего выложу четыре части моего рассказа о Марфино: первая - история, судьбы, северный фасад усадебного дворца Марфино, вторая - южный фасад этого дворца, третья - "Готический мост" усадьбы Марфино, её мистика, романтика и четвертая - Конный двор (и Каретный сарай) больше похожие на приличную крепость нежели просто конюшню. Итак, приступим!
"С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?
С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,
Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,
Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?"Так вдохновенно воспевал Марфино юный московский поэт Александр Львов в 1840 году.
Сейчас в Марфино все не так богато и не совсем волшебно Однако мы попытаемся увидеть это самое волшебство усадьбы Марфино. Тем более Министерство обороны недавно навело внешний военный лоск на усадебный дворец, флигеля и строения дворцовых псарен. Так что нам будет не так все это сложно сделать.
Мы на территории ведомственого санаториия МО "Марфинский".
02.
Первое упоминание о Марфине относится к 1585 году. В древности это было село Шабрино и в допетровское время, во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова им последовательно владели Фома Бутурлин, боярин Василий Петрович Головин, видный, политический деятель думный дьяк, дипломат Василий Яковлевич Щелкалов (думный дъяк был важным государственным постом примерно соотетствующим сегодняшней должности государственного серетаря). Он кстати во многом способствовал возведению на престол Бориса Годунова в 1598 году.
03.
Думный дьяк Василий Яковлевич Щелкалов (? - 1611)
Вскоре село купил думный дворянин, окольничий Семён Иванович Заборовский (? - 1681).
04.
Доступ на территорию санатория и усадьбу сейчас возможен только через контрольно-пропускной пункт с фиксацией паспортных данных посетителя при обязательном наличии паспорта. При этом от вас потребуют устное подтверждение о некоммерческом характере посещения усадьбы Марфино и отсутствии в личном арсенале фотоаппаратуры штатива для фотосъемки).
05.
Чтобы попасть к самой усадьбе мы двигаемся в сторону санаторного комплекса. Здесь довольно прилично и по-городскому красиво.
06.
В 1698 году Шабрино приобрел "дядька" (воспитатель) Петра Первого, князь Борис Алексеевич Голицын. По легенде именно ему Марфино обязано своим названием, считается, что Голицын поименовал деревню в честь своей супруги Марфы. Есть вторая версия что название Марфино появилось после того как дочь Голицына по имени Марфа утонула на Волге близ Астрахани.
При Голицыне здесь было возведено несколько усадебных построек, в том числе храм Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней.
07.
Борис Алексеевич Голицын (20 [30] июля 1654 (по другим данным - 1651) - 18 [29] октября 1714).
Сын Б.А. Голицына Сергей в 1728 году продал село В.С. Салтыкову, от которого Марфино перешло к его брату, знаменитому фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову при котором усадьба пережила свой расцвет. При Петре Семеновиче Салтыкове в Марфине был создан обширный архитектурный ансамбль в стиле классицизма: возведен усадебный дом, при участии датского садовника разбит регулярный парк с двумя беседками, сооружена Петропавловская церковь, построен мост через пруд. Хозяин устраивал пиры, на которых могло собираться до трехсот гостей, забавлялся псовой охотой.
08.
Петр Семенович Салтыков (1700 - 1772)
По сообщениям известного мемуариста тех времен Ф.Ф. Вигеля, "...в марфинской усадьбе в летние месяцы устраивались пиры и забавы, на которые из Москвы съезжались до 300 человек родственников и знакомых. В честь гостей устраивался салют из 12 пушек, а во время гуляний играл оркестр, в который входило до 120 крепостных музыкантов и хор из 80 человек. Подкрепившись за обильным обедом, отправлялись на охоту. Гостям подавали лошадей, а 60 псарей выводили из псарен до 1000 гончих собак, и вся огромная кавалькада отправлялась в поле. После охоты вновь садились за пиршество, а крепостных (музыкантов, певчих и псарей) накрывали столы возле дома и выкатывали бочки вина...".
Однако от тех славных времен остались теперь только два здания псарен и также две беседки-павильона в парке.
Эти самые псарни первыми встречаются нам по пути к марфинскому дворцу. Это было целое псарное предприятие, здесь содержалось как уже упоминалось выше около 1000 охотничьих собак.
10.
Надо отдать должное МО - здания "псарен" в классическом стиле очень качественно отрестарированы, ну, по крайней мере внешне.
11.
12.
От псарен спускаемся к усадебному пруду со стороны северного фасада дворца.
13.
Вот и сам усадебный дворцовый комплекс Марфино на берегу безымянного пруда.
14.
Пруд этот проточный и чистый.
15.
В 1805 году Марфино унаследовала внучка фельдмаршала П.С. Салтыкова, которая была замужем за графом Г.В. Орловым. Однако граф проигрался в карты, что и послужило причиной продажи усадьбы и села.
В 1812 году французы сожгли и разграбили усадьбу; в полуразрушенном виде она простояла почти четверть века. Но в середине XIX столетия в Марфино вдохнула новую жизнь ее новая хозяйка, графиня Софья Владимировна Панина (Орлова), супруга известного дипломата Н.П. Панина. В 1820-е годы она поручила восстановление усадьбы крепостному архитектору Ф. Тугарову.
16.
Софья Владимировна Панина (Орлова) (1774-1844)
При Софье Владимировне Паниной усадебный ансамбль был фактически создан заново. Для работ был приглашен ученик Доминико Жилярди архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (автор Ивановского монастыря, церкви Алексия, человека Божия на Красносельской). Мастер увлекался псевдоготикой и заново возвел главный дом в "готическом вкусе".
17.
Архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (1801 - 1885).
18.
От дома к пристани (южный фасад дворца) теперь спускалась белокаменная лестница, пристань украшали фигуры каменных грифонов (мы их еще увидим во второй части). Множество башенок, зубцов, готических арок – все это придавало дому вид романтического средневекового замка. Все это великолепие создавалось под неусыпным присмотром хозяйки усадьбы. В дворцовый комплекс вошли: дом-дворец, въездные ворота, парадная лестница, пристань, украшенная фигурами грифонов работы XVIII века и скульптурным фонтаном середины XIX века (автор – И.П. Витали). Всё это мы опять же увидим во второй части моего рассказа.
19.
vladimirdar.livejournal.com
Сегодня я съездил в жилой квартал "Марфино", который находится недалеко от телецентра "Останкино" (викимапия). Это современный микрорайон с развитой дворовой инфраструктурой и главное (зачем я собственно туда и поехал) - с необычными указателями домов. Каждый миниквартальчик имеет свой цвет и своего зверя, который стоит в центре двора. Это жираф, верблюд, слон, носорог, кенгуру, антилопа и почему-то паутина. Каждый подъезд обозначен символом с номером дома. Очень оригинальная идея. Правда я бы паутину переделал бы в что-нибудь ещё. Также во дворах полно креативных детских площадок с различным спортивным инвентарём. Одно плохо - не припаркуешься и не развернёшься на машине, всё забито автомобилями. Также все местные трансформаторные будки украшены однотипными но местами талантливыми граффити от одного автора.
1.Розовый слон:
2.На подъезде:
3.Кенгуру:
4.Верблюд:
5.Жираф:
6.На доме:
7.Носорог:
8.На доме:
9.Антилопа:
10.Паутина:
11.На подъезде:
12.Схема квартала на стене дома. Очень странно что на рисунке квартал окружили лесом, там вообще есть и другие дома. )
Граффити.
13.Физиономия сползла на асфальт!
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.Вот этот рисунок с поцелуем мне больше всего понравился!!
24.
25.
26.
27.ps Вот такие виды открываются из двора!!
28.pps любовный нелегал около антилопы:
serge-elephant.livejournal.com
С чего начну, чем кончу я
Картину Марфина селенья
С дворца ль волшебного ея
Или с террасы — загляденья,
Иль с серебристого каскада,
Иль с гротов дивного фасада,
Иль с павильонов дорогих,
Иль с георгинов золотых?
Романтический замок в розовых тонах как будто любуется собой в отражении пруда. Готический мост, грифоны… Словно кто-то решил поиграть в рыцарскую эпоху…
Но на самом деле Марфино — насиженное дворянское гнездо. Разные части усадьбы принадлежат разному времени и постепенно раскрывают нам ее историю.
1708 год ноябрь в 30 день на память святого и всех верного апостола Андрея Первозванного преставись раб божий человек боярина и князя Бориса Алексеева сына Голицына человек ево Владимир Иванов сын Белозеров. Жил 59 лет. И это-то разрушает легенду, так как получается, что В. Белозеров умер через год после освящения храма.
... Последние лучи солнца догорали на спокойных водах огромного пруда и обвивали золотым кольцом небольшой островок, за которым красовался огромный двухэтажный дворец готической архитектуры, с шестью небольшими башенками, барельефно выдающимися из самих стен, и двумя трехэтажными, почти цилиндрическими башенками по обеим сторонам широкого крыльца со своими разноцветными стеклами и резными рамами; на одной из них виднелись часы с колоколами. Посредине над дворцом развевался голубой флаг с золотой графской короною; слева примыкала к дворцу каменная арка для въезда... справа драпированная палатка. От дворца до пруда шла пятиярусная терраса, на последнем ярусе которой, на самой пристани, рассыпался алмазными брызгами фонтан; близ него спокойно отдыхали две зеленые лодки, и все это, как в волшебном замке...отражалось в позлащенных кристальных водах...
На противоположном берегу пруда березовая аллея с мелькающей в ней красивою беседкою, мост, утвержденный на двух каменных арках, по правую сторону которого сквозная из двадцати колонн каменная галерея с зубчатыми гребнями; влево от него роща; далее две церкви и поля...Здесь же по эту сторону пруда раскинулся широкий бор. На нем разбросаны цветники; поставлены на шестиколонном пьедестале Аполлон и в углублении Флора с цветочным венком. Перешедши четыре легких каменных мостика через ручейки, вытекающие в пруд, мы взошли в кедровую аллею; отсюда вправо, в открытых оранжереях просвечивались персиковые и абрикосовые деревья со зрелыми плодами и виноградные лозы с янтарными гроздьями; потом незаметно очутились на... пристани близ фонтана, утвержденного на четырех чугунных наядах, которые держали на головах своих огромную чашу его; бассейн окружен красивой чугунной решеткой. Отсюда тянулась пятиярусная терраса до самого дворца...
Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадою, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь....
Сайт санатория «Марфинский»
Сайт церкви Рождества Богородицы и храма Святых Апостолов Петра и Павла в Марфино
Инфографика об усадьбе Марфино на портале culture.ru
Что есть что в церкви
Путеводитель по архитектурным стилям
around.msk.ru
Двухъярусная ротонда "Миловида"
Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом. Эта беседка - одно из немногих строений, сохранившихся с XVIII века, когда Марфино принадлежала Салтыковым.
Памятник любимой собаке графини Паниной
Музыкальный павильон
Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.
anothercity.livejournal.com