Работайте с собакой, и тогда все у вас наладится. Грустно, когда все это приходится говорить, что называется, постфактум, когда поезд уже или почти уехал… А лучше бы потенциальный владелец задал все животрепещущие вопросы заранее.
За долгие годы, которые я провел в мире собак и их владельцев, сначала в качестве любителя, потом профессионального тренера и исследователя поведения собак, а затем и «деятеля» медиасреды, работающего в условной сфере «животные и мы», я убедился в том, что проблемы, связанные с дрессировкой и обучением, начинаются у любителей на этапе выбора собаки.
В общем-то всех любителей собак можно разделить на две категории: тех, кто выбирает собак на основе эмоционального восприятия («красивая», «добрая», «прикольная», «похожа на плюшевого мишку»), и тех, кто выбирает собаку для каких-то целей («для ребенка», «чтобы охраняла», «чтобы с ней гулять», «для спортивных состязаний», «чтобы «заниматься» этой породой» – (читай: торговать щенками).
Причем если отбросить профессионалов – спортсменов-кинологов, которые точно знают, обладательница каких рабочих качеств им нужна, то порой выбору граждан остается только удивляться. На основании похожести на плюшевого мишку заводят кавказскую овчарку, которая через какое-то время начинает «есть» владельцев. Кто-то выбирает в качестве сторожа крепыша-стафбуля, который благожелательно виляет хвостом всем, включая первых встречных незнакомцев и агрессивных гопников. Это не означает, что свирепую кавказскую овчарку нельзя адаптировать для совместного проживания с хозяевами, а добряку-стафбулю привить элементарные навыки охраны. Просто и в том, и в другом случае надо быть готовым к тому, что с собакой придется заниматься, и заниматься много.
Но бывают и положительные моменты. Ответственные люди понимают, что прежде, чем купить собаку, лучше всего проконсультироваться со специалистом, справиться об особенностях породы. Но и тут не без подводных камней. Довольно часто ко мне обращаются с такой просьбой:
– Старик, я созрел, помоги выбрать щенка…
– А зачем тебе щенок? – спрашиваю я.
– Ну-у, как, мы теперь как бы за городом живем, я на работу – жена с детьми одна, ну, чтобы, так сказать, обозначала присутствие.
– Охраняла, что ли? – задаю я наводящий вопрос.
– Ну, и охраняла тоже, и с детьми ладила, чтобы все, как говорится, ОК было…
Ну, вот что тут посоветуешь, положа руку на сердце? Злобная караульная собака – заведомо лучший сторож, нежели верный друг детей. Хотите друга детей, заведите голден-ретривера (с ним будут проблемы, но иного свойства) или стафбуля, да, впрочем, любого пса из пород буль-типа.
Но если хотите собаку-сторожа, заведите свирепого кавказца (если найдете), который будет яростно бросаться на всех чужаков, но к самостоятельной, бесконтрольной, так сказать, дружбе свирепого пса и ребенка я бы относился с крайней осторожностью, если не сказать больше.
Я привел тут примеры «полярного» характера. Существуют, однако, компромиссные варианты с выбором породы.
Теоретически, конечно, есть породы, приспособленные для дачной жизни, – вопрос в том, чего именно хочет владелец от своей собаки. И тут я обычно предлагаю потенциальному хозяину начать выбирать щенка не сердцем, а головой. Взять чистый лист бумаги, на одной стороне которого нужно написать то, что владелец хочет от собаки, каких качеств он от нее ждет, а на другой – что понадобится для того, чтобы осуществить задуманное. Сопоставив желаемое с возможным, можно немного продвинуться в выборе, который – заранее огорчу потенциальных выборщиков – осложняется одним неприятным фактом: далеко не все породы собак сохранили присущие им в прошлом рабочие качества, которые, собственно, и сделали им имя.
С другой стороны, многие породы собак, а конкретнее – терьеры буль-группы и примкнувшие к ним ротвейлеры, подверглись такой плотной и гнусной, напрочь дезинформировавшей обывателей кампании в прессе, что их мало кто рассматривает в роли потенциальных семейных собак – и абсолютно незаслуженно! Человеку невдомек, что изначально эти собаки стали жертвой социально-политической кампании (основанной на лжи и подтасовке фактов) некоей заокеанской зоозащитной организации, собравшей таким образом невероятное количество денег в виде пожертвований и грантов и фактически надолго монополизировавшей зоозащитное движение в качестве грантополучателей.
Однако делать нечего. Если просят совет, надо постараться помочь – и если не можешь дать точный ответ, можно хотя бы обозначить ориентиры.
В свое время на основе собственного опыта и мнения экспертов, которым я доверяю, – тренеров, занимающихся нормативной и пользовательской (бытовой) дрессировкой, а также исправлением проблемного поведения, я составил таблицы пользовательских качеств некоторых пород собак.
Сразу оговорюсь, что в них не вошли собаки пород, которых в советское время относили к категории декоративных. С ними выбор чуть проще – от «декората» не ждешь подвигов по охране детей и квартиры, понятно, что комнатную собаку будешь брать, что называется, для души, хотя заниматься обучением маленьких собак нужно обязательно.
Дело в том, что маленькие собачки чаще кусают детей, нежели их более крупные собратья. Причем, если судить по дискуссии, развернувшейся в зарубежной прессе, это довольно распространенная проблема, и мы тут ничем не отличаемся от остального мира. Причина в том, что селекции по качествам характера и способности к воспитанию мелких собак внимания везде уделяют меньше, чем необходимо: мол, что с ней будет, она же маленькая… В общем, тут я вам не советчик, выбирайте, поговорив с ветеринаром на тему здоровья, собаку той породы, которая нравится, и не забудьте, что и ее обязательно нужно будет дрессировать – хотя бы на бытовом уровне.
Также я счел, что излишним будет составление особой таблицы для традиционных в нынешнее время собак-компаньонов типа бернских зенненхундов, лабрадоров, голден-ретриверов и далматинов. Эти собаки, в принципе, очень схожи в своем отношении к хозяевам, по своим «потребительским» характеристикам, они ласковы, сообразительны, очень легко обучаемы и любвеобильны. Их общая проблема – во всяком случае, проблема в большей степени характерная для лабрадоров, голденов и далматинов, – это склонность разбирать по частям жилое помещение, в котором они проживают, при малейших признаках недостаточной занятости и физической нагрузки. Ну, и лабрадоры иногда бывают весьма упрямы, своевольны и жестки, как ни странно.
Однажды в середине нулевых ко мне обратились коллеги-телевизионщики с просьбой помочь снять пилот русской версии одной очень популярной во всем мире программы, посвященной перековыванию непослушных собак в собак послушных. Пилотом заведовало английское руководство канала, поэтому все было, как говорится, по-взрослому. Русифицировать мы должны были не популярную у нас американскую версию, а английскую, которая, как я подозреваю, и была прародительницей американской. Главным действующим лицом в английской версии была некая дама, укрощавшая разнообразных мопсов, джек-расселов, пекинесов, бобтейлов, грейхаундов, уипетов и их метисов – в общем, собак тех пород, которые популярны в Британии.
– Иван, вы можете предложить нам на роль ведущей симпатичную дрессировщицу собак, которая хорошо держится и в состоянии связно и не пошло общаться с людьми, то есть могла бы работать «в кадре»? – спросила меня девушка, являвшаяся одним из продюсеров пилота.
– Ну, как я понимаю, для вас ведь тут ключевые слова «симпатичная и работать «в кадре»? – уточнил я.
– Ну да, конечно, но нам бы очень хотелось, чтобы она и дрессировщицей была тоже, – девушка перешла на просительные интонации.
– Простите, вам «шашечки или ехать»? – процитировал я популярный в те годы анекдот про «автобомбилу». – Как я понимаю, 99 % реальной работы все равно ведь будет за кадром. Кстати, бюджет на это есть? – задал я ключевой вопрос.
– Да, конечно, у них в шоу за дрессировщиком, который в кадре, ездит целый штат тренеров. Они «готовят» собак к съемкам, делают черновую работу. А бюджет у нас хороший, – сообщила мне девушка. Она меня не обманула, надо отдать ей должное. – Ой, откуда вы про закадровых тренеров знаете?
– Так это для любого профессионала очевидно, – объяснил я. – Профессиональный тренер в состоянии решить проблему собаки довольно быстро – ну, если случай не совсем уж из ряда вон… Но чтобы обыватель мог стабильно пользоваться результатами его труда, нужна кропотливая работа именно обывателя – владельца собаки, причем под присмотром тренера. Будь все по-другому, зачем тогда платить деньги тренеру за регулярные занятия. Иначе пришел, достал, грубо говоря, кролика из рукава, и жизнь сразу наладилась. Нет, без систематических занятий ничего не выйдет. Чудес на свете не бывает, только в цирке, – не удержался я от небольшой лекции. Ну, и подход к съемкам надо было сразу обозначить.
dom-knig.com
© Затевахин И., 2015
© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015
Вместо предисловия
Друзья, если вы ждете от этой книги описания разнообразных случаев из жизни собак, вы можете это предисловие и пропустить. Оно целиком и полностью посвящено тому, почему я решил написать эту книгу.
Впервые главы, изложенные в книге, были опубликованы в журнале «Друг» в № 2–9 за 2009 г. Жизнь, как известно, течет и меняется весьма стремительно. То, что кажется революционным и новаторским сегодня, становится рутинным, а то и реакционным завтра. Такова, похоже, сама суть времени. Но иногда стоит вернуться, оглядеться, вспомнить, как было раньше, и сравнить с днем сегодняшним. Ведь не так уж редко новым становится хорошо забытое старое.
Постепенно старые «Записки» и другие мои статьи на тему дрессировки дополнялись воспоминаниями, другими историями из практики, а также размышлениями, дополнительными научными данными.
Основное время моей карьеры дрессировщика, предшествующей карьере медийной, пришлось на тот период, когда собаководство стало стремительно меняться, собаки некогда служебных и чисто утилитарных пород стали превращаться в домашних, комнатных собак-компаньонов. Это было время, когда новые и революционные на тот период достижения науки начали сначала со скрипом, а потом все стремительнее внедряться в практику дрессировки собак.
Занимаясь любительской дрессировкой с начала 70-х, а профессиональной с 80-х до конца 90-х, я был свидетелем этих изменений и, надеюсь, в силу своих возможностей им способствовал. Так уж вышло, что на моих глазах и с моим участием в практику дрессировки, в том числе в защитной службе, начали внедряться гибкие подходы на базе методов оперантного научения, еще до изобретения кликера стали использоваться «бридж-сигналы». Конечно, революционный поворот в дрессировочных подходах, их модернизация в конце XX века, что называется, назрели. Нельзя было до бесконечности «выезжать» на методическом багаже начала века.
Так или иначе «новые» веяния рано или поздно пришли бы к нам в Россию – прогресс остановить невозможно. Но факт остается фактом – многие методические наработки вызрели внутри нашей страны, многие приемы стали использоваться нами раньше зарубежных коллег. Раздувать ветер «дрессировочных» перемен в начале 80-х начал Валерий Варлаков. За ним последовали другие, в том числе Елена Непринцева (ныне руководитель научного отдела Московского зоопарка) и я. Вместе мы привнесли в практику дрессировки собак достижения современной этологии – науки о поведении животных.
В 1989 году содружеством молодых ученых-этологов и дрессировщиков собак был издан первый, впоследствии выдержавший множество переизданий сборник («О чем лают собаки?»), в котором были сформулированы принципы системного подхода к дрессировке. Ну, а уже с 90-х в страну хлынул поток методической информации. Причем наряду с эффективными приемами «прицепом» к нам приходили и весьма сомнительные достижения различных «гуру» дрессировки, в которых веры в чудо порой было больше, чем реальной практики, – что неудивительно, так как обычно наиболее рьяными пропагандистами «наиболее эффективных подходов» были бывшие домохозяйки без специального образования, хотя и добившиеся успехов в дрессировке.
Читатель, преисполненный скепсисом, может мне не поверить, но уверяю вас – те методики, которые приходят к нам из-за рубежа (за исключением той вариации оперантного метода, которой пользовалась Карен Прайор, великий человек и дрессировщик), на поверку оказывались не более чем весьма «усеченными» для частных случаев перепевами системной дрессировки, которую уже более десяти лет практиковали мы – благодаря более глубокому знакомству с трудами ученых, занимавшихся исследованием механизмов и функций поведения и научения животных.
Трудно поверить, но нам, тогдашним энтузиастам обучения собак современными методами, предполагающими гибкий, системный подход к дрессировке, приходилось буквально пробивать лбом стену, вызывая смешки за спиной, делать свое дело, не обращая внимания на интриги и даже доносы в виде «открытых писем» в редакции газет, а то и в «компетентные» органы. Сейчас это выглядит более чем странно, но методы дрессировки, предлагаемые нами и предполагавшие во взаимодействии с собакой обратную связь, тонкое отслеживание ее эмоционального состояния по поведенческим признакам, находили жестокое неприятие у кинологов 80-х, начала 90-х годов.
Подчеркну – взгляд на дрессировку, который мы тогда предлагали и пропагандировали и который теперь, надеюсь, у нас в стране стал нормой, пусть и не везде и не всегда, требовал индивидуального подхода к каждой собаке. Но поскольку собаки, как и времена, с середины 80-х до конца 90-х, когда происходили многие описываемые на этих страницах события, были весьма пестрыми, то и методы, которые нам приходилось использовать, были весьма разнообразными.
Сегодня, когда нрав собак существенно «помягчел», в формировании поведения и в обучении подавляющего большинства из них можно и даже нужно обходиться без особого давления, допуская механические воздействия на собаку лишь в форме аккуратной коррекции.
В те же незабвенные времена нам сплошь и рядом приходилось встречаться с по-настоящему злобными монстрами, обладателями неукротимых характеров, причем корректировать приходилось поведение взрослых собак, со сложившимися стереотипами в отношениях и действиях с людьми. С такими собаками работа исключительно на положительных подкреплениях была невозможна – просто потому, что положительные эмоции, получаемые собакой в виде какого-либо «бесчинства», перевешивали эмоции от кусочков еды, поглаживаний и игр, которые мы могли предложить в качестве альтернативы.
Перестраивать приходилось не отдельные элементы поведения, не отдельные стереотипы, срабатывавшие в той или иной ситуации (побег за кошкой, скажем, хотя и это было), а образ жизни, отношение к хозяину, отношение хозяина к питомцу, то есть целый веер, правильнее сказать – комплекс стереотипов.
В этом случае и функционировал системный подход, подразумевающий работу, при которой каждое действие было увязано с другим действием, каждый отрабатываемый элемент в связке с другими оказывал влияние на общее дело. Такой подход, увы, порой подразумевал не только пряники.
Из песни слов не выкинешь, и, бывало, чтобы спасти собаку от печальной участи – выбрасывания на улицу или даже усыпления, – приходилось не особо церемониться в методах формирования у собаки правильного отношения к происходящему. Но следует помнить, что, как бы жестко ни приходилось нам иногда действовать, суммарно, по результатам, эмоциональный фон наших занятий с собакой всегда оставался положительным.
В моей работе всегда действовали железные правила: все навыки должны разучиваться в системе с другими, в сумме эмоциональный фон занятий для собаки всегда должен быть со знаком плюс, любое жесткое воздействие нужно немедленно прекращать после принятия собакой позы подчинения или подачи ею мимического сигнала, свидетельствующего о том, что она все поняла и готова слушаться. Ну а правильное действие всегда необходимо хорошо вознаграждать.
Будут ли интересны и востребованы современным читателем те приемы, которые мы использовали в те годы? А почему бы и нет? И сейчас порой на руках у неподготовленных владельцев оказываются весьма серьезные собаки. В этой книге описано главное – определенный подход к дрессировке, который мы называем системным, принципы такого подхода. Его плюс в том, что он позволяет гибко подходить к обучению каждого индивидуума, конкретные приемы обучения каждый человек может выбрать по своему вкусу.
Следует помнить, что при обучении любому стандартному навыку, вроде хождения в положении «рядом», «ко мне» или «аппорт», можно использовать множество «подводящих» упражнений, которые способны облегчить выполнение команды. Некоторые из них тут будут описаны, некоторые, за недостатком места, – нет. Суть ведь не в конкретных приемах, а в системности их применения. То есть разучивание конкретного навыка должно «работать» на решение общей задачи, помогать в обучении другим навыкам. Ну и, конечно, методика обучения не должна быть противоречивой. Общий характер требований не должен меняться от навыка к навыку.
Системный подход в дрессировке, который я использую уже много лет, кроме всего прочего предполагает гибкий индивидуальный подход к каждой собаке. Другими словами, настоящий профессионал должен владеть самым широким арсеналом приемов дрессировки, а вот как он их будет использовать, какие приемы он выберет для разучивания конкретного навыка – это уже его дело.
kartaslov.ru
Но, похоже, как это сплошь и рядом бывает в жизни, действительность сложнее наших о ней представлений. По Интернету гуляет ролик, в котором абсолютно дикие и непуганые волки с любопытством выходят на контакт с канадскими работягами в Полярной части этой страны. По личному сообщению замечательного ученого – зоолога Николая Александровича Формозова, друг его отца, выдающегося эколога, зоолога и натуралиста Александра Николаевича Форомзова, Уильям Пруитт еще в 60-е годы XX века фотографировал на острове Девон (в Арктическом секторе Канады) волка, который «схватил из-под ног Пруитта варежку, она была на снегу, и, пока хозяин щелкал фотоаппаратом, начал ее трепать, как делают собаки, а потом припадал на передние лапы, предлагая включиться в игру…».
То есть в отдаленных арктических регионах Канады сохранились популяции «непуганых» волков, которые просто не знают человека и не видят в нем ни врага, ни объект охоты и легко вступают с ним во вполне дружелюбный контакт – возможно, показывая нам пример того, как первые выходцы из Африки вступали на просторах Евразии в контакт с нашими предками.
А может быть, антагонизм человека и волка и, соответственно, антропофобия последнего возникли только после того, как наши предки одомашнили некоторых травоядных, которых волки рассматривали как законную добычу? Раньше-то им делить особо нечего было… Но тут мы уже вступаем на скользкий путь догадок и предположений…
Так или иначе механизм, который удалось смоделировать академику Беляеву с соавторами на лисицах, очевидно, работал и при одомашнивании собак. Лояльность к человеку означала снижение социальной агрессивности по отношению к нему, снижение антропофобии и, что немаловажно, исключение человека из возможных объектов охоты.
В общем, отбор наиболее лояльных к человеку особей – вот главная предпосылка к одомашниванию волков и превращению их в собак.
А что такое лояльность? В широком смысле – это не только отсутствие агрессивности, но и врожденная способность «понимать», точнее, воспринимать сигналы, исходящие от вида-«сожителя». Не секрет, что собака (как, впрочем, и кошка – каким бы последнее рассуждение ни показалось крамольным любителю собак) – животное, которое в период социализации «запечатлевает» не только особей своего вида, но и человека!
Таким образом, повторю это еще раз, в процессе эволюции, под действием естественного отбора преимущество от сожительства получали наиболее лояльные к человеку особи, те, которые не только меньше боялись человека, но и были менее агрессивны по отношению к нему.
Более того, в процессе эволюции собаки «научились» понимать намерения людей, читать их мимику, понимать направление их взгляда – что очень важно. По направлению взгляда хозяина собака может узнать много важного для себя, получить решающую подсказку, благодаря чему может обрести что-то для себя ценное: похвалу, еду, убежище. Эта способность, как выяснили ученые, имеет врожденный характер.
Добавлю, что суки, в отличие от волчиц, выкармливают щенков без помощи отца. Такое исследование было проведено на бездомных собаках и собаках-париях. Это тоже понятно: зачем суке помощь кобеля, если человек даст ей то, что ей нужно. Даже у покинувших человеческое жилище собак остается этот видовой признак. Он, кстати, очень полезен – ведь щенки, начиная с юного возраста (приблизительно с трехнедельного), «запечатляют» человека, то есть приобретают поведение, которое поможет им в будущем правильно вести себя с людьми и разбираться в нюансах человеческих слабостей и «играть» на них – увы, такова стратегия собаки как биологического вида.
Эксперименты ученых дают нам весьма наглядное подтверждение сильнейшей связи человека и собаки. В Венском университете, где работал профессор Лоренц, есть факультет нейробиологии и биологии познания, в котором существует подразделение, название которого на русский можно перевести как «Лаборатория умной собаки». Руководит лабораторией доктор Фредерика Рандж. В числе приоритетных тем исследований лаборатории – изучение подражания как важного механизма социального поведения и познания окружающей среды, а также исследование механизмов сотрудничества собак с людьми и представителями других видов.
Когда собака перестала быть волком и где именно – повод для научных дискуссий. То, что куда больше десяти тысяч лет назад, – совершенно точно. За это время собаки научились общаться и сотрудничать с людьми, предугадывать поведение человека – и это было экспериментально подтверждено исследованиями австрийских ученых. Для выработки таких способностей, обеспечивающих собакам комфортную жизнь, есть три предпосылки.
Во-первых, способность к коллективному поведению, унаследованная от своих предков – волков, которые отличаются хорошо организованной социальной структурой и способностью к совместным действиям на охоте.
Во-вторых, у собак появились новые, по сравнению с волками, способности, которые позволяют им взаимодействовать с людьми.
В-третьих, собаки научились «читать» поведение и настроение человека и даже прекрасно манипулировать людьми, чтобы добиться своей цели.
В экспериментах лаборатории принимают участие домашние собаки самых разных пород старше 8 месяцев, хозяева которых согласились помочь ученым. Но – так уж вышло, – в основном в экспериментах участвовали бордер-колли или их метисы, а также собаки сотрудников лаборатории.
Одним из наиболее резонансных исследований «Лаборатории умной собаки» стало изучение особенностей интеллекта собак и, в частности, способности собак к выборочному подражанию, результаты которого публиковались в солидном биологическом журнале Current Biology («Современная биология»).
С чьим поведением ученые сравнивали поведение собак в эксперименте? Конечно, с поведением маленьких детей, которые, как показали сравнительно недавние исследования, способны правильно интерпретировать (то есть понимать) поведение других людей, для того чтобы достигать своей цели в конкретной ситуации.
Детки в возрасте года и двух месяцев понимали, с кого надо брать пример. Так, человек, включивший ночник, наклонившись вперед и нажав на кнопку лбом (!), потому что его руки были заняты (он держал одеяло), не вдохновлял их на подражание. Дети, несмотря на дурной пример, нажимали кнопку руками – то есть выбирали более эффективный способ.
Но! Экспериментаторы не сдавались. Если демонстратор нажимал кнопку лбом, но руки его при этом были свободны, то наивные дети копировали показываемое действие. Дети «решали», что если при свободных руках кнопка нажимается лбом, то так, наверное, правильнее.
Вдохновленные этим результатом, ученые из группы Фредерики Рандж решили проверить, как собаки подражают другим собакам: копируют ли наблюдаемое действие автоматически, не вдаваясь в смысл упражнения, или используют наиболее «рациональный» способ, которого они не видели, или же (третий вариант) как дети (которые «понимали», когда лоб для включения торшера используется только потому, что руки заняты одеялом, и «покупались», когда руки заняты не были) воспроизводят демонстрируемое действие в зависимости от ситуации.
Однако у собак рук нет, поэтому исследователи решили предложить собакам адекватный для них вариант – от них требовалось потянуть за деревянную перекладину для того, чтобы получить лакомство.
Ученые сформировали из псов-добровольцев три группы.
Собаки из контрольной группы вообще не видели пса-демонстратора, который орудовал с перекладиной лапой. Эти собаки решали задачу по-простому – пользовались для манипуляции собственными зубами.
Собаки из второй и третьей групп могли видеть, как специально обученный бордер-колли по кличке Гиннесс жал на перекладину лапой. С собачьей точки зрения, действие не самое эффективное, потому что – и это знает каждый – удобнее хватать перекладину зубами.
Как мы помним, ученые повторяли эксперименты психологов с детьми. Поэтому перед собаками группы два Гиннесс работал с рычагом, добывая лакомство, держа в пасти мячик (добыв – выпускал, конечно, но только потом!). Перед другой группой Гиннесс работал лапой, но мячика в зубах не держал.
Собаки, которые видели «мучения» Гиннесса, зажавшего в зубах мячик, все равно тянули перекладину зубами. По мнению исследователей, эти собаки «полагали», что их учитель работает лапой лишь потому, что его пасть занята мячиком, и поэтому не «считали» такой способ эффективным и сами предпочитали использовать в этом эксперименте зубы.
В свою очередь те собаки (третьей группы), которые видели работу Гиннесса лапой без мячика в зубах, «думали», что такое действие именно в этой ситуации для получения лакомства эффективнее, поэтому также давили на перекладину лапой.
dom-knig.com
Последние исследования ученых из Университета Азабу (Япония) установили, что при контакте человека и собаки в крови обоих существенно повышается уровень окситоцина, так называемого «гормона любви». Окситоцин снижает тревогу, вызывает чувство удовлетворенности и чувство спокойствия рядом с партнером. Существование такого механизма объясняет феномен привязанности людей и собак. Кроме того, собаки имеют врожденную способность распознавать намерения людей, а люди – распознавать намерения собак с раннего детства.
Тут, немного забегая вперед, следует отметить еще одну важную вещь. Зачастую люди, плохо понимающие механизмы поведения животных, но одержимые особой формой мессианства – желанием всем открыть истинную, скрытую для непосвященных систему дрессировки собак, пытаются поведение наших домашних питомцев объяснить с позиций поведения особи в стае диких волков. Есть ли в этом какой-то смыл? И да, и нет.
Конечно, описывать стаю волков, опираясь на концепцию линейной доминантной иерархии, – дело безнадежно устаревшее уже пару-тройку десятилетний назад. Многочисленные исследования показали, что уж, во всяком случае, в стае диких псовых нет безоговорочных доминантов, которые в «ручном» режиме управляют группой, доминируя во всем и принимая все главные, жизненно важные для группы решения. Стая устроена куда разумнее, различные функции распределены между всеми членами сообщества. Кто-то следит за порядком, кто-то первый на охоте, а кто-то – в конфликтах с чужаками. Доминирование вовсе не означает лидерство.
Применительно к домашним собакам, тиран и деспот в битве за диван и миску может быть абсолютно несамостоятельным в остальных сферах жизни – совсем как непослушный подросток. Социально-ролевая модель, которую когда-то предложил А.Д. Поярков для описания группового поведения псовых, куда более изящна и в большей степени отражает реальное положение вещей. Эта же концепция вполне применима и для описания сообщества – «человеческая семья и их собака».
Однако, хотя положение собак в человеческих семьях определяется теми же закономерностями, что и в собачьих стаях, домашние питомцы прекрасно понимают, что человек – это человек, собака – это собака, и свое поведение с теми и другими строят соответственно.
Другими словами, человек для собаки – не то же самое, что доминирующий в стае волков самец для других волков. Для семейной собаки «главным» может быть вовсе не глава семьи (а кто занимает это место в семье, друзья, если реально анализировать ситуацию? В каждой ли семье есть безоговорочный глава на самом-то деле?).
Собака занимает в человеческой семье свое место, лавируя и манипулируя людьми, подобно тому, как это делают сами люди, но другими средствами. Можно сказать, что, даже выполняя команды, собака манипулирует нами – ведь в конечном счете, подстроившись под наши желания, она получает то, что ей нужно: общение, свежий воздух и то или иное подкрепление.
Собака занимает в человеческой семье свое место, лавируя и манипулируя людьми, подобно тому, как это делают сами люди, но другими средствами. Более того, судя по всему, умение манипулировать людьми – вообще видовой признак собак. Просто средства манипуляции у них разные – в зависимости от индивидуальности. Можно сказать, что, даже выполняя команды, собака манипулирует нами – ведь в конечном счете, подстроившись под наши желания, она получает то, что ей нужно: общение, свежий воздух и то или иное подкрепление. Однако должен подчеркнуть, что со своими собратьями собаки будут строить отношения по-собачьи. И не обязательно собака, тиранящая владельцев, будет главной в обществе собратьев. Равно как и наоборот. Поэтому и люди должны оценивать место питомца в семье исходя из этого факта.
Когда началась взаимовыгодная кооперация предков собак и людей? Горячие, если такие вообще водятся среди ученых, головы утверждают, что как-то приспосабливаться к постоянному присутствию предков человека разнообразные хищные млекопитающие начали очень давно, когда двуногие приматы сами только что вышли из леса на просторы травянистых саванн в поисках добычи (мелких животных – зверьков, птиц и беспозвоночных) и свежей (и не очень) падали, которую могли скопом отбивать у некрупных хищников.
Однако волки (как мы помним, предки собак), в отличие от близких к кошкам гиен, не профессиональные падальщики, то есть не могли бы «прилепиться» к человеку в качестве «санитаров-падальщиков», да и в Африке – колыбели человечества – они никогда не жили (за исключением абиссинского волка).
Таким образом, первые плотные контакты человека и волка могли состояться лишь на просторах Евразии, в вотчине волков, но на этот континент люди (человек разумный) вступили уже в качестве универсальных охотников-собирателей. Вероятно, изначально отношения волков и людей не могли быть идиллическими, но постепенно среди волков выделились группы, которые не пытались конкурировать с людьми, а, напротив, образовывали с ними нечто вроде протокооперации на охоте. Такие группы и утилизировали остатки трапез (если таковые случались) первобытных охотников. Очевидно, что в таких условиях преимущество получали наиболее лояльные, не агрессивные по отношению к людям особи.
Похожий поведенческий феномен я наблюдал у песцов острова Медный (один из островов Командорского архипелага). Долгие годы на острове работают группы ученых: одни исследуют поведение морских млекопитающих, а другие – самих песцов. Длительное соседство с добродушными учеными, у которых при случае можно стащить что-то съедобное, естественным образом привело к тому, что преимущество получали неагрессивные, но настойчивые животные, которые, не вызывая особого раздражения людей, всегда могли рассчитывать на добавку к рациону – человек, как и все всеядные, существо неряшливое. В результате песцы Медного почти не боятся людей. Они буквально крутились под ногами нашей съемочной группы, в надежде урвать что-то интересное.
Это отсутствие страха и агрессии к людям – и есть проявление «лояльности». Однако это лишь предпосылки одомашнивания. А что же происходит с видом, непосредственно подвергшимся одомашниванию?
В 70-х годах ХХ века новосибирские ученые, академик Д.К. Беляев и Л.Н. Трут, проводили эксперимент, вошедший позднее во все учебники биологии. Они брали на зверофермах лис, которых разделяли на три группы: агрессивных, трусливых и дружелюбных по отношению к человеку. Нас интересуют лишь лисы дружелюбные, поэтому результаты селекции в остальных двух группах оставим вне рассмотрения, хотя они тоже весьма показательны. Двадцать лет селекции «дружелюбных» лис, когда на протяжении многих поколений отбирались самые лояльные к человеку, привели к неожиданному результату: у лис из этой группы появились типичные собачьи – дворняжечьи – признаки. У лояльных лис поздних поколений появились белые пятна, хвост закрутился кольцом, появились новые, особые звуки, с помощью которых они общались с людьми. Ну, и кроме всего прочего, «дружелюбные» лисы стали щениться два раза в год – а не один, как делали их дикие предки.
Многие из этих изменений присущи всем одомашненным животным: разнообразные окрасы, их причудливость, изменение пропорций тела – все это следствие одомашненности, признаки, которых нет у диких животных.
Но как связаны окрас и форма хвоста с изменением агрессивности? Возможно, дело в том, что уровень агрессивности контролируется определенными гормонами, выделение которых стимулируется особыми структурами мозга. Мозг, как известно, функционирует как система с обратной связью – поэтому изменение гормональной активности, регулирующей агрессивность, закономерно могло привести к изменению работы всего аппарата гормональной регуляции. Поэтому снижение агрессивности (увеличение лояльности-дружелюбия) у лис академика Беляева привело к глобальной перестройке их гормональной системы, которая, как известно, контролирует такие признаки, как инфантильность (сроки полового созревания), частота наступления течки, характер окраса, структура шерсти и т. д. и т. п.
Кстати, у волков, которые остались дикими, сохранению их в том виде, в котором они дожили до наших дней, по-видимому, способствовал отбор, закрепляющий недоверие к человеку. Характерный признак привычных нам волков – антропофобия, боязнь людей, которую они способны по-настоящему преодолеть только в коллективе и только в очень сильно мотивированном состоянии – во время голода, к примеру.
Но, похоже, как это сплошь и рядом бывает в жизни, действительность сложнее наших о ней представлений. По Интернету гуляет ролик, в котором абсолютно дикие и непуганые волки с любопытством выходят на контакт с канадскими работягами в Полярной части этой страны. По личному сообщению замечательного ученого – зоолога Николая Александровича Формозова, друг его отца, выдающегося эколога, зоолога и натуралиста Александра Николаевича Форомзова, Уильям Пруитт еще в 60-е годы XX века фотографировал на острове Девон (в Арктическом секторе Канады) волка, который «схватил из-под ног Пруитта варежку, она была на снегу, и, пока хозяин щелкал фотоаппаратом, начал ее трепать, как делают собаки, а потом припадал на передние лапы, предлагая включиться в игру…».
dom-knig.com
Нет-нет да и приходится собаководу – и профессионалу, и любителю – иметь дело с собакой, склонной к побегу. Может быть, более точно наклонности таких собак определяются терминами «бродяжничество», «тяга к странствиям» и т. д. Но суть дела, очевидно, не в названии. Просто некоторые наши любимцы стремятся время от времени «глотнуть воздуха свободы» и отправиться куда глаза глядят, а в нашем случае скорее куда нос ведет. Строго говоря, довольно часто убегают от хозяев собаки в состоянии панического возбуждения (например, испуганные салютом). Но этот случай мы пока оставим вне обсуждения.
Все остальные «ходоки», как правило, отрываются от хозяина на прогулке, соблазнившись запахом течной суки либо увлекшись компанией других собак. Собаки с сильно развитым охотничьим инстинктом бегут в поисках «добычи». И очень часто собаки сбегают от владельцев, подгоняемые тягой к исследованию новых территорий.
Последний случай и есть та самая склонность к бродяжничеству. Строго говоря, в любой естественной популяции хищных псовых (волков, койотов, шакалов, гиеновых собак и т. д.) часть молодых животных (чаще самцы, реже самки) покидают родительскую территорию в поисках лучшей доли. Судьба их складывается по-разному: одним удается создать свою семью (стаю), другие погибают.
Суть этого явления заключается в том, что участок, заселяемый стаей, может прокормить ограниченное количество зверей. Поэтому под действием естественного отбора и сложился такой механизм, благодаря которому молодые псовые освобождают родительский участок от своего присутствия и, соответственно, от притязаний на добычу. Разумеется, поведение домашних собак сильно изменено и естественной селекцией, и направленным искусственным отбором, но нет-нет да и обнаружится среди «законопослушных» псов один склонный к побегу носитель этой врожденной особенности поведения, доставшейся ему в наследство от диких волков. Стоит, вероятно, подчеркнуть, что «бегуном» может стать собака любой породы – хотя больше их, конечно, среди собак охотничьих пород. Но, чтобы вы, друзья, не расслаблялись, я расскажу о собаках, не относящихся к группе охотничьих!
Следует заметить, что «бродягами» чаще бывают кобели – просто потому, что даже самый послушный домашний пес может убежать за течной сукой. Однако и среди представительниц собачьего «прекрасного» пола встречаются настоящие путешественницы.
Путешественница Лада и клоун Троша
В моем детстве – периода начальной школы – в нашей семье жила сука дога, которую звали Лада. В целом это была вполне послушная собака и, по всей видимости, собака одного хозяина – моего отца. Его она слушалась идеально, буквально отслеживая каждый его жест. Что касается других домочадцев, то их она воспринимала как равноправных с ней жильцов квартиры. Оказавшись на прогулке с кем-либо из домашних (исключая хозяина) и без поводка, Лада решительно и целеустремленно отправлялась в странствия. На отчаянные, переходящие в легкую истерику (нет, не было тогда среди нас профессионалов!) крики «Ко мне!», «Лада! Лада! Стой! Фу! Ко мне!», равно как и на всевозможные приманки, она не реагировала – тяга к странствиям пересиливала.
Конец ознакомительного фрагмента.
kartaslov.ru
Завершая тему всесторонней пользы «канов», и уж коли мы много времени уделили такому навыку, как апортировка, предложу желающим воспользоваться пошаговым руководством по обучению собаки навыку подачи предметов с помощью канов.
Правильное обучение любому навыку в общем виде стоит разделить на три «глобальных» этапа.
Этап 1. Формирование – когда подкрепляется каждое правильное выполнение приема.
Этап 2. Закрепление – когда выполнение приема подкрепляется в произвольном, так называемом варьируемом, режиме (то есть не каждый раз), что чрезвычайно эффективно для закрепления навыка, поскольку усиливает заинтересованность и концентрацию собаки.
Этап 3. Автоматизация – когда выполнение приема подкрепляется все реже и вводятся чуть более строгие элементы контроля при помощи различных средств дрессировки – поводка, ошейника и т. д.
Отдельно подчеркну, что для меня выполнение сформированного навыка не заканчивается моментальным выполнением команды собакой. Я считаю выполнение навыка и окончательное его формирование законченным, когда собака по команде сохраняет положение до тех пор, пока вы не разрешите ей сделать обратное.
Важно также отметить, что на этапе формирования, как правило, следует пользоваться так называемым методом последовательного приближения, то есть по возможности разбить элемент на множество мелких и приучать к ним собаку последовательно, не требуя выполнить команду сразу в «нормативном» виде.
И не забывайте хвалить вашего питомца в случае успешного выполнения приема – для собаки это очень важно!
Не забывайте хвалить вашего питомца в случае успешного выполнения приема – для собаки это очень важно!
Далее. Начиная заниматься с собакой аппортировкой, помните, что, несмотря на видимую простоту и естественность (собаки, как правило, любят играть с предметами), это так называемый «сложный навык», то есть навык, состоящий из нескольких элементов. Даже в самом простом варианте аппортировка состоит из следующих элементов: «схвати», «держи», «принеси» и «отдай».
Что касается «схвати», то все собаки не прочь схватить движущийся предмет – с той или ной степенью заинтересованности. По части «держи» – у многих представителей самых разных пород есть проблемы. Хотя следует отметить особо, что так называемые «рабочие линии» так называемых «пользовательских пород» не должны иметь никаких проблем с этими элементами. Как мы помним, главным критерием ранней диагностики щенков этих пород является как раз желание догнать, схватить и удерживать в зубах предмет. Все вместе это называется «комплексом преследования» – который в форме игры у охотничьих собак оттачивает будущий навык преследования и захвата реальной добычи, а у служебных – преследования и захвата злоумышленника.
Конечно, проблемы аппортировки у собак не заканчиваются только элементом «держать». Собаку, бегающую от хозяина с предметом в зубах и бросающую этот предмет при «поимке», я думаю, видели многие. То есть у многих неопытных дрессировщиков есть проблемы с подходом собаки по команде.
Особо отмечу, что обучение апортировке следует начинать со щенком с самого раннего возраста. Для удобства начинающих я разбил процесс обучения на сессии, но на практике собака может освоить прием значительно быстрее, нежели в теории. Следует также помнить, что скорость обучения очень индивидуальна и зависит от способностей двух участников процесса – собаки и ее тренера.
Начинать процесс обучения следует в хорошо знакомых щенку местах: в доме или во дворе, где находится его вольер, – если он у вас живет в вольере.
Замечу, что предварительное обучение не повредит даже собакам с выраженной склонностью к манипуляции предметами. Кроме того, и этому, собственно, была посвящена эта глава – в обучении собаки апортировке предмета мы можем держать в голове и другой смысл: собака, умеющая играть со «специальными» предметами, как правило, не портит другие – вашу обувь, мебель и предметы обихода.
Этот способ немного отличается от того, который я использовал, обучая Горку, он более осторожный и «пошаговый», что ли, но, думаю, тут важен принцип и ваше желание.
Но начнем по порядку.
Начинать процесс обучения следует в хорошо знакомых щенку местах: в доме или во дворе, где находится его вольер, – если он у вас живет в вольере.
Если ваш щенок или, что хуже, взрослая собака не очень охотно играют с предметами, я рекомендую следующий способ, основанный на пищедобывательной деятельности собаки.
Он, возможно, потребует от вас терпения, потому что придется формировать у собаки те способности, которых у нее нет от рождения.
Итак, вы приобрели специальную игрушку, в которую можно положить лакомство, – так называемый «кан». Игрушка должна быть такого размера, чтобы щенок или взрослый пес мог взять его в пасть.
Шаг первый
Перед тем как заполнить «игрушку», подзовите питомца. Собака должна видеть процесс заполнения. Набейте игрушку лакомством – лучше сухим кормом или любыми другими кусочками, которые можно вытряхнуть из игрушки. Если собака крупная, сырая и тяжелая, лучше не кормить ее перед этим.
Шаг второй
Предложите кан собаке – прокатите игрушку перед ее носом. Через какое-то время начнется процесс манипуляции: собака начнет катать предмет, хватать его зубами, подбрасывать, жевать. Когда игрушка будет «освобождена» – набейте ее снова. Для начала ограничьтесь одной набивкой, на следующий день можно сделать уже две. Никогда не набивайте игрушку более трех раз подряд. Потерпите какое-то время, не переходите к следующему этапу, дождитесь, пока игра с каном не превратится в регулярное и любимое занятие, а собака не будет уверенно показывать и предлагать вам пустой кан.
Внимание! Собака должна быть заинтересована в игре с каном – если она теряет к нему интерес, выдержите паузу и вернитесь к игре на следующий день, дав собаке немного поголодать.
Сессия втораяОна потребует от вас внимания и концентрации. Если ваш питомец заинтересованно играет с каном, активно манипулирует им, показывает его вам, можно переходить к следующему этапу.
Шаг третий
Покажите пустой кан голодной собаке – привлеките ее внимание к предмету, катните его ногой со словами «Где игрушка?». Дождитесь, пока она не начнет манипулировать им – не возьмет его в пасть. Скомандуйте «Неси» («Держи»), одновременно отходя на шаг от собаки. Она сделает шаг вам навстречу. Если собака бросит кан, поднимите его, покажите ей и опять бросьте себе под ноги. Когда собака поднимет кан, перехватите ее и аккуратно извлеките предмет, скомандовав «Дай».
Набейте кан на глазах собаки и верните ей. Если собака быстро расправится с набивкой – повторите весь цикл еще раз. На фоне хорошей мотивации (то есть чувстве голода) цикл можно повторить и в третий раз.
Таким образом с собакой следует заниматься каждый день, и со временем она начнет приносить вам кан без всякой команды.
Шаг четвертый
Когда собака принесет вам пустой кан, возьмите его, отбросьте недалеко и, указав на него рукой, скажите «Держи» или «Неси». Когда собака поднимет предмет, обязательно похвалите ее, заберите и наполните кан, вернув его в игру.
Внимание! Собака должна быть заинтересована в игре с каном – если она теряет к нему интерес, выдержите паузу и вернитесь к игре на следующий день, дав собаке немного поголодать.
Предварительное обучение можно считать законченным, когда по команде «Неси игрушку» собака приносит вам кан.
«Ваша собака на поводке? У вас мальчик? Он нас не тронет?» – мало кому из владельцев крупных собак не знакомы эти порой истошные крики, доносящиеся от движущихся встречным курсом владельцев собак. И я могу охрипнуть, без всякой надежды на успех крича в ответ: «Все в порядке, «наш» никого не трогает»… Мои заклинания не смогут развеять страхи другого собаковладельца – если он со своим псом хоть раз попал в переделку.
И, увы, многие из них имеют все основания опасаться за здоровье своих питомцев. И не потому, что у меня собака какой-то «не такой» породы – нет, просто огромное количество собак просто-напросто плохо воспитаны и неправильно выращены.
Мы очень часто забываем, что собака – не только член нашей семьи, но и стайный хищник по своей природе. Собака, как я уже говорил, по сути одомашненный волк. Конечно, искусственный отбор многие волчьи черты нивелировал, погасил, отбор на лояльность к человеку существенно изменил характер собаки, но в своей основе волчьи поведенческие модели социального поведения у нее сохранились. То есть собака при встрече с другими собаками ведет себя по определенным, доставшимся в наследство от волка правилам, соблюдая определенный ритуал, основные параметры которого имеют наследственную основу.
dom-knig.com
Дальнейшие события я описывал выше, в подглавке «Разборки в Пушкино»… Рэмбо, вполне равнодушно пропустив меня к дому, внезапно прыгнул мне на спину. Мне удалось его сразу же сбросить и затем скрутить. Виктор увел собаку, и после того, как он вернулся, мы продолжили беседу.
Стало предельно ясно, что заниматься с собакой придется Виктору (чтобы не возиться с укрощением Рэмбо, что в том случае было не так сложно, занятия бы хватило, но пусть-ка сами поработают после такого хамства!). То есть Виктор будет заниматься с псом, а я с Виктором, и, опосредованно, – с собакой. Особо отмечу, что методов дрессировки собак тысячи – тут главное выбрать тот, который принесет собаке и владельцу пользу.
Как правильно подчинить собаку, обходясь минимальными механическими воздействиями, чтобы не превращать ее жизнь в казарменную? Замкнутый круг, вроде бы, получается: не подчинив, не отдрессируешь, не отдрессируешь – не подчинишь.
В принципе без доминирования владельца над собакой заниматься с ней послушанием невозможно. Даже если ваша собака, допустим, ласковый ирландский сеттер, чтобы заставить ее слушаться, вы должны дать ей понять, что вы ее главнее, то есть вы управляете ситуацией, а не она. Другое дело, что многие собаки охотно принимают лидерство человека. Просто зачастую, когда собака «простенькая» в плане дрессировки, хозяин и сам не догадывается, что постепенно подчиняет ее, пусть даже на уровне бытового послушания, подкрепленного лаской и время от времени лакомством. Да, опять-таки оговорюсь: под термином «подчинить» я вовсе не понимаю подчинение типа «новобранец» – «старослужащий». В моем понимании «подчинить» – это значит дать собаке понять, что ваш голос – решающий. И в этом подчинении средства дрессировки играют решающую роль.
Но с другой стороны, как правильно подчинить собаку, обходясь минимальными механическими воздействиями, чтобы не превращать ее жизнь в казарменную? Замкнутый круг вроде бы получается: не подчинив, не отдрессируешь, не отдрессируешь – не подчинишь.
С крупной доминантной собакой совсем без «механики», без давления не получится, кто бы что про это ни говорил. Но это вовсе не означает, что дрессировщик должен лупить собаку.
Я не люблю лобовых решений проблем, хотя иногда они кажутся эффективными. Любую собаку можно взять «обходным маневром», решая проблему комплексно. Например, заставляя собаку садиться по команде, мы одновременно показываем ей, что мы управляем ситуацией, то есть демонстрируем, кто здесь «папа».
Соответственно, отрабатывая команды общего послушания, мы одновременно учим собаку вести себя так, как в данной ситуации нужно ее хозяину.
А как обезопасить себя от возможной агрессии четвероногого подростка? Внимательный читатель тут же вспомнит – что чем дальше от дома, чем более незнакомая для собаки будет обстановка, тем менее строптивой она будет.
Ну а в нашем случае было очевидно, что если бы мы начали занятия по послушанию на участке «хозяина» Виктора и Рэмбо, то ничего путного из этого бы не вышло, Рэмбо бы все время отслеживал меня.
Отрабатывая команды общего послушания, мы одновременно учим собаку вести себя так, как в данной ситуации нужно ее хозяину.
Поэтому для первой прогулки было выбрано (со слов Виктора) спокойное уединенное место, местная рощица.
В нашем дрессировочном арсенале были: рогатка (у меня в руках) – «длинная рука, друг дрессировщика», строгий ошейник и ошейник мягкий на Рэмбо, поводок метров 10 в руках у Виктора, короткий поводок вокруг пояса, пакет с лакомством и цепочка для метания у него в кармане. Зачем цепочка? Ну, мы договорились, что если (когда) Рэмбо совсем распоясается, Виктор сможет метнуть в него цепочку.
Как я писал, цепочка имеет свои достоинства и недостатки. Если приучить собаку к тому, что это специальный предмет для наказания, бывает достаточно пошелестеть ею в кармане, чтобы собака пришла в себя. Недостатки? Главное, с этим делом не переборщить, чтобы не «задавить» или невротизировать собаку.
…Пока шли к роще – я приглядывался к манере прогулки моих подопечных. Рэмбо таскал Виктора, как загарпуненный кит китобойную шлюпку – куда хотел и когда хотел. Виктор громко выкрикивал все знакомые ему команды: «Фу!», «Ко мне!», «К ноге!» и т. д. Как вы понимаете, толку от этих криков не было никакого.
Вот с чего начинать занятия в таких случаях? Не вообще начинать, а именно занятие номер один? Тут выбор зависит от размеров и силы собаки, ее характера, но в любом случае я считаю, что собака перед занятием по коррекции нежелательного поведения должна быть немного утомлена и, конечно же, выгуляна. Очевидно, что играть перед занятием с мощной и неуправляемой собакой такого типа, каковым был Рэмбо, не очень правильно. Во что выльется игра – непонятно. В игре с неуправляемой собакой много «но» – надо играть на поводке, надо тонко чувствовать момент, когда собака перевозбуждается, чтобы затем не тратить время на ее приведение «в чувство». Корректируй потом агрессию…
Лучше «плотно» и динамично погулять с ней, чтобы она, как в случае с Рэмбо, слегка сама себя утомила. Правда, и Виктор запросил перекур, ну, а пока он курил, я вкратце изложил ему программу.
Таким образом, я, с одной стороны, увел собаку от ее территории, а с другой, как следует ее нагрузил. Тем самым снизил риск ее агрессии.
Для первого занятия я выбрал самый простой, и одновременно непростой, навык – приучение собаки к правильному хождению на поводке. Правильное хождение на поводке – это хождение на провисшем поводке. Для этого я, как многие дрессировщики старой школы, использую дополнительную команду «Тише». Так вот, пока Рэмбо отдыхал в опавшей листве, я показал Виктору правильную технику рывка, привязав короткий поводок к дереву. В этом деле главное – ни в коем случае не тянуть, а дергать поводок, совершая рукой движение, напоминающее стряхивание капель воды с руки.
Виктору предстояло овладеть этой техникой на практике. Кроме того, я объяснил Виктору золотое правило дрессировки – лучше один раз сказать и сто раз воздействовать на собаку, чем сто раз сказать и один раз воздействовать.
Кроме того, лучше мелкие, назойливые воздействия, нежели одно сильное. Даже не вдаваясь в физиологию, такой метод воздействий житейски понятен – многократные воздействия растягиваются во времени, а кратковременное длится миг, после чего возникает новая ситуация. Ну, и для хозяина это утомительно, вкладываться в резкие рывки, хотя и без них не обходится – все зависит от навыка. Но в нашем случае совершать более сильное воздействие должен был я, при посредстве рогатки, а поводком – ритмично работать Виктор.
Итак, мы двинулись дальше, и следующие полчаса попытки Рэмбо тянуть поводок пресекались. Ему разрешалось идти метрах в семи от проводника, но ни в коем случае не натягивая поводок! (Напомню, что гуляли мы в безлюдном месте, так что особой сложности у Виктора не возникло). Когда Рэмбо, привлеченный чем-то, находящимся в кустах, по привычке потащил за собой не успевшего «включиться» Виктора, я, незаметно от собаки (под команду Виктора «Тише!», которую он, конечно же, забыл, но я ему вовремя напомнил!), произвел контрольный выстрел из рогатки.
Рэмбо это озадачило, и он, следуя за поводком, подошел к Виктору. Тот его успокоил, потрепал по холке, дал лакомство, и прогулка была продолжена. После нескольких попыток утащить проводника и, как следствие, получения камушком из рогатки и серии рывков, Рэмбо сообразил, что лучше гулять тихо и спокойно, не натягивая поводок. Замечу, что иногда я не стрелял из рогатки – по моему знаку Виктор бросал в Рэмбо цепь, знакомя его тем самым с символом своего могущества.
…Занимаясь таким образом, мы образовали для Рэмбо некую «зону комфорта» радиусом примерно в 7 метров.
В природе собаки, даже самой жесткой, как я писал, стратегия поведения, направленная на то, что она отвоевывает себе какие-то преференции (то есть подчиняет себе владельца, а то и занимает полностью доминирующие позиции), соперничает со стратегией, заставляющей ее добиваться комфортного состояния путем подчинения владельцу. Более того, собаке может быть выгоднее проявлять постоянную лояльность к владельцу, нежели «бодаться» с ним – собственно, вся ее эволюция – от дикого волка к «волку домашнему» – свидетельствует в пользу выбора этой стратегии. Поэтому Рэмбо, который никогда особенно и не пытался выяснить отношения с Виктором, безболезненно подчинился его воле, как только воля обрела четко сформулированные и понятные собаке требования.
Передохнув, мы двинулись домой.
На обратном пути я решил, что Рэмбо пора овладеть искусством хождения у ноги владельца, а Виктору – навыком управления псом по команде «Рядом».
Тут я также использовал некий тактический момент. Когда хозяин с собакой целенаправленно продолжительное время идут куда-то «крейсерским» ходом, особенно по понятному четвероногому другу маршруту из пункта А в пункт Б, собака лучше «ловит» определенный ритм, причем желательно быстрой ходьбы, легче под него подстраивается, поскольку через какое-то время утомляется.
dom-knig.com