Место съемки собаки на сене


Где снимали "Собаку на сене"? Место съемок фильма

На дворе 1977 год, скоро закончится застойный период в СССР, а режиссер Ян Фрид наконец займется своим главным делом — съемками музыкального фильма. В его основу войдет пьеса «Собака на сене», написанная одним из самых трудолюбивых драматургов и новеллистов Испании — Лопе де Вегой. Рассмотрим историю создания, актеров, исполнявших главные роли, и замечательное место съемок фильма «Собака на сене».

Полуостров Крым

Долгие годы полуостров Крым служил местом съемок для кинематографистов. Некоторые из картин приобрели любовь и широкую известность у советских зрителей. Не исключением стала кинолента Яна Фрида «Собака на сене».

Зрители, впервые увидевшие картину, обязательно задаются вопросом: где снимали фильм «Собака на сене?». Так как кинематографистам необходимо было воссоздать Испанию, то для проведения натуральных съемок выбрали Ливадийский дворец и его парк. Внутренние сцены снимали в павильоне. Киносъемочная группа работала ежедневно с восьми утра до восьми вечера, причем экскурсии отнюдь не отменялись. Свидетелями этой титанической работы стали местные жители и путешественники.

Ливадийский дворец

В двух километрах от Ялты, в Ялтинском регионе в поселке Ливадия расположен Ливадийский дворец. Архитектором строения является Николай Петрович Краснов.

Место, где снимали «Собаку на сене» (двухсерийный фильм режиссера Яна Фрида), поражает своей изящной красотой. Выстроенный в легком итальянском стиле белоснежный дворец когда-то служил местом отдыха российских императоров. Недалеко была возведена Крестовоздвиженская церковь, принадлежавшая дому Романовых.

Сам полуостров Крым, где снимали «Собаку на сене» — легендарную музыкальную комедию, а также и некоторые другие картины, является одним из регионов, где люди приобщены к культуре Древней Греции и Рима. Видимо, поэтому данное место всегда притягивало к себе художников, желающих осуществить экранизацию классических авторов.

История дворца

В 1835 году небольшое крымско-татарское село поменяло свое название на Ливадию. Название, согласно древнегреческой мифологии, означает «вход в рай». Тогда и был заложен ландшафтный парк и стал строиться дворец. Начиная с 1861 года комплекс стал местом летней резиденции императора Александра Второго и его семьи. Известно, что император Александр Второй, которого в народе окрестили Милостивый, скончался во дворце в 1894 году.

Еще один исторический факт, который нельзя не упомянуть, — это встреча лидеров трех великих держав: Черчилля, Рузвельта и Сталина в феврале 1945 года.

Режиссер Ян Фрид

Режиссер Ян Фрид обладал удивительной способностью открывать новые таланты. Снимать музыкальные фильмы он начал в возрасте, когда многие уже заканчивают карьеру, — в 69 лет. Прожил этот замечательный режиссер и сценарист 95 лет. В середине двадцатого века он снимал лишь документальные фильмы, при этом мечтая поставить художественные картины. Наконец ему удалось экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» с замечательным актерским составом. Это Клара Лучко, Михаил Яншин, Георгий Вицин, Алла Ларионова и другие выдающиеся личности.

В свои фильмы режиссер приглашал только известных актеров, но показывал их в совершенно новом, непривычном ракурсе. Так, в «Летучей мыши» знаменитые братья Соломины открыли себя как опереточных героев, а в «Сильве» режиссер по-новому представил Павла Кадочникова и Ивара Калныньша.

Примерно та же история приключилась с замечательными актерами в фильме «Собака на сене». И хотя за них (кроме Михаила Боярского и Николая Караченцова) пели профессиональные певцы, от этого фильм не только не пострадал, но и выиграл, так как профессиональные актеры умело инсценировали себя в качестве вокалистов.

Место, где снимали «Собаку на сене», — советскую музыкальную комедию

Любителям фильма достаточно пройтись по парку и вокруг дворца, как они без труда найдут место, где Маркиз (Николай Караченцов) исполнял под балконом графини серенаду «Венец творенья дивная Диана». Вместе с ним пели местные актеры самодеятельной оперы.

Рядом с кованой решеткой внутреннего дворика дворца расположена скамейка, на которой плакала Диана, и место, откуда за ее пощечинами наблюдали Маркиз и Кузен (Дмитриев). К сожалению, исчезла любимая скамейка Теодоро, которую сотрудники музея прозвали скамейкой Боярского, и фонтан, у которого Диана и Теодоро выясняли отношения.

Сюжет картины

Ответив на вопрос "Где снимали «Собаку на сене»?", рассмотрим сюжет фильма. Теодоро (Михаил Боярский) — секретарь графини Дианы де Бельфлер (Маргарита Терехова) - от скуки влюбился в горничную графини Марселу (Елена Проклова). Заметив его увлечение, графиня неожиданно начинает ревновать секретаря, но признаться в любви гордой и своевольной Диане, издевавшейся над своими богатыми и знатными женихами (Николай Караченцев, Игорь Дмитриев), выше сил. Тем более, что Теодоро, как говорится, «без роду и племени».

Почувствовав любовь своей госпожи, Теодоро забывает о Марселе и увлекается Дианой, но согласно правилам, им не суждено быть вместе, так как предрассудки графини берут вверх. Она оказывается в положении собаки на сене. Признаваться в любви не хочет, а позволить ему быть с другой не может. Неожиданно на помощь приходит лукавый слуга и друг Теодоро - Тристан (Армен Джигарханян). Он предлагает главному герою фильма стать знатным вельможей.

Кинокартины, снятые в СССР

Где снимали фильм «Собака на сене» и многие другие комедии советских времен? Ответ на этот вопрос интересует многих зрителей. Неизвестно почему, но Ливадийский дворец Его императорского Величества послужил местом съемок многих кинокартин. Полуостров любим обычными гражданами и правителями страны, поэтому картины на фоне крымского пейзажа использовали многие режиссеры. Так, в 1954 году киностудия «Мосфильм» несколько сцен провела на территории дворца. Это был фильм «Мы с вами где-то встречались». А в 1955-1967 г. в итальянском дворике прошли съемки фильма «Отелло», «Двенадцатой ночи», «Овода» и «Анны Карениной».

В 1982 году внутренний двор Ливадийского дворца использовался в съемках такой серьезной картины, как «Возвращение резидента».

Как сложилась судьба актеров фильма «Собака на сене»

На дворе стоит год 1977. Снимают фильм «Собака на сене», где в одной сцене графиня Диана де Бельфлер должна ударить Теодоро так, чтобы из его носа хлынула кровь. Молодой актер Михаил Боярский незадолго до этого нечаянно наступил на подол платья Тереховой. Юбка оторвалась, что привлекло внимание всех членов съемочной группы и экскурсантов. Видимо, в отместку Терехова так ударила Боярского, что из его носа действительно пошла кровь.

Это был единственный случай «драки», на протяжении всего рабочего процесса вся киношная группа вела себя очень корректно. Маргарита Терехова после роли капризной графини Дианы намного увеличила количество поклонников, дежуривших ночью у ее дверей.

Для Боярского фильм стал своего рода путевкой в жизнь. Посмотрев картину, режиссер Юнгвальд-Хилькевич пригласил актера в свой мюзикл про мушкетеров, дав ему главную роль шустрого гасконца. А место, где снимали «Собаку на сене», — Ливадийский дворец — стало излюбленным не только для верующих паломников, но и для всех почитателей кинофильма.

fb.ru

Костюмы в фильме "Собака на сене" – CineModa

Добавить в Избранное

Пьесу Лопе де Веги «Собака на сене» (1618 г.) экранизировали два раза. В СССР в 1977 году Ян Фрид снял по ней лирическую музыкальную комедию. А испанка Пилар Миро вернула классика своим соотечественникам в 1996 году.

«Венец творенья, дивная Диана»

Ян Фрид сумел снять картину, которая с момента своего выхода — 1 января 1978 года — стала любимой для многих наших соотечественников. Снимать в те годы телефильм (с небольшим бюджетом) о Неаполе 1610-х времен владычества Испании было нелегко. Историк моды Александр Васильев справедливо упрекает фильм в «антиисторичности» декораций и костюмов и отсутствии единого стиля, считая, что художникам неоткуда было почерпнуть знания об истории костюма и материального мира, да и не на что было бы воплотить аутентичный художественный мир. А вместо крымской Ливадии снимать Яну Фриду надо было на дружественной Кубе.
Кроме того, испанскую женскую моду конца XVI- начала XVII вв трудно назвать привлекательной. Наглухо закрытое платье с воротником раф и удлиненная талия с острым шнипом, жесткая каркасная юбка — не от наряд, в котором может привлечь внимание зрителя главная героиня кино. Отсюда у Дианы и декольте, открывающее плечи, и более мягкий силуэт юбки (такая мода была более приемлема в странах с менее строгими нравами). А отсутствие корсета и тельной рубахи — это мелочи, к которым могут придираться лишь суровые знатоки.

Тем не менее Татьяне Евгеньевне Острогорской, художнику по костюмам, удалось сделать специально для фильма несколько блестящих костюмов. Не будем строго судить об их историчности, в целом они очень условно стилизованы под барокко, и с учетом дефицита материалов, были великолепны для своего времени.

Татьяна Евгеньевна Острогорская

У Дианы де Бельфлор (судя по имени, она очевидно француженка) в исполнении Маргариты Тереховой 6 смен костюмов. Сначала она предстает перед нами в серебристом парчовом пеньюаре с удлиненными рукавами.

Затем появляется в бархатном платье с золотым рисунком и золотистой вставкой («стомак»), на голове у нее гребень и белое кружевное покрывало («мантилья»). Само платье в фильме кажется почти черным (только на свету отливая синим), вживую же оно ярко-синее.

Испанская мантилья на француженке, живущей в Неаполе. И не такое бывает.Фото с выставки Ленфильма. Источник

«Редкий синий бархат достали у антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини — вставка на груди. «Ее скроили из головного убора католического монаха, — рассказывает начальник цеха подготовки съемок „Ленфильма“ Елизавета Пахомова. — Убор попал на студию после революции. Говорят, его нашли в одном из петербургских дворцов. Эта вещь долго пролежала на складе, пока о ней не вспомнила Острогорская. Головной убор уже разваливался от времени, и его решили перекроить для платья. Распороли, сняли все украшения и сделали центральной деталью костюма». (Источник)

В другом издании головной убор католического монаха превратился в кокошник. Можно еще сравнить вышивку на платье Тереховой с нижегородскими платками-«головка». Сходство характерных «бантиков», винограда, листиков и цветочков очевидно. Это сравнение нам подсказал художник по костюмам Дмитрий Андреев, также эту версию приводят тут.


Иллюстрация из книги: Дурасов Г.П. (сост.) Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, М., 1990

Изюминкой ослепительно-блестящего серебристого платья стали двойные рукава и золотистая отделка корсажа (также в виде стилизации под «стомак»).

Оба этих платья можно увидеть в фильме «Ослиная шкура» (1982), на девушках, которые пришли примерить кольцо принца в надежде стать его невестой. Также в очереди есть девушки в платье Маргариты Тереховой из «Благочестивой марты» и Марины Нееловой из «Старой старой сказки» (и, почти наверняка, и многих других фильмов).

Распашное красное платье с золотистой вставкой в форме перевернутого сердца символично одето на Диане в кульминационном эпизоде ее отношений с Теодоро — графиня надавала пощечин своему секретарю.

«Помню, наш художник по костюмам Татьяна Острогорская творила чудеса. Мы в то время все жили как-то по-нищенски, а тут… Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани…»
Маргарита Терехова, источник

Дмитрий Андреев, художник по костюмам в кино, говорит, что этот огромный белый воротник сделан из старинного воротника эпохи модерн (конец XIX-нач XX вв), посаженного на капрон сито для жесткости.

В сцене прощания на Диане бархатное платье, декорированное жемчужинами, его особенностью стали жемчужные бусы закрепленные на спинке платья.

Эскиз Т.Е. Острогорской. Источник ЦГАЛИ СПб

«„Ленфильм“ — это же великое место, где из ничего могут сделать все. Эти роскошные костюмы вообще-то не стоили таких гигантских денег, на которые выглядят. Мои длинные волосы укладывались в прическу — никаких париков не использовали, все максимально естественно».
Маргарита Терехова «Из первых уст»

Это же платье носит донья Инес (Екатерина Райкина) в фильме «Благочестивая Марта» (1980) все того же Яна Фрида и той же Татьяны Острогорской. Но в фильме его украсили воротником-рафом и передником. Кстати, в «Благочестивой Марте» платье выглядит коричневым, в то время как в «Собаке на сене» оно кажется черным.

Донья Инес — Екатерина Райкина, «Благочестивая Марта»

Это же платье (уже без передника и воротника-рафа) можно с лупой разглядеть в массовке в фильме «Дон Сезар де Базан» (1989, режиссер и художник по костюмам те же).

«Дон Сезар де Базан»

Финальное белое платье с бертой (кружевной пелериной) и баской замечательно гармонирует с белым костюмом Теодоро.

На роль Дианы пробовали Людмилу Чурсину и Ирину Мирошниченко, но в итоге утвердили Маргариту Терехову.

Фотопроба Людмилы Чурсиной. Фото — ЦГАЛИ СПб
Такое ощущение, что на пробах на Мирошниченко одели парик Марселы. Фото — ЦГАЛИ СПБ
Фото — ЦГАЛИ СПБ

На съемках у Тереховой были постоянные споры с режиссером.

«Первоначально нам давали установку играть совсем иначе, фильм „Собака на сене“ должен был быть просто развлекательной комедией. Как напоминание о том первоначальном варианте — нелепые частушки, которые распевает Тристан — герой Джигарханяна. Но для меня в этой истории главными были отношения мужчины и женщины….Мы с Мишей Боярским, взяв книжку с комедией „Собака на сене“, прямо на площадке стали искать живые, человеческие отношения»
Маргарита Терехова «Из первых уст».

Оба актера сами разрабатывали собственные мизансцены. К примеру, Фрид хотел, чтобы пощечины были легкими, но Терехова решила играть по-настоящиму. Она так отхлестала Боярского, что у актера из глаз брызнули слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», — рассказывал позже актер. Но такое страстное прочтение мизансцены в итоге убедило Фрида.

«Золушка». Мужской вариант

Михаил Боярский называет фильм «продолжением Золушки», хотя скорее ее можно назвать мужским вариантом сказки. В основу пьесы легла история из жизни самого Лопе де Вега, но у нее был отнюдь не счастливый финал.

Первоначально Боярского взяли на роль маркиза Рикардо, а на Теодоро рассматривался Олег Даль, Олег Янковский и Гирт Яковлев. Но затем предложили роль Боярскому. Первые дни съемки не задались, актер, на 7 лет моложе своей более опытной партнерши, робел перед ней. Фрид даже хотел снять его с роли, но Терехова отстояла Боярского.

«Но это была действительно самая первая его большая роль, поэтому, наверное, он немножечко растерялся. Но я видела, насколько он аристократичен, и настояла, чтобы Мише Боярскому позволили сняться до конца в роли Теодоро».
Маргарита Терехова, «Из первых уст»

Фотопроба Михаила Боярского на роль Рикардо. Фото — ЦГАЛИ СПбФотопробы Гирта Яковлева на роль Теодоро. Фото — ЦГАЛИ СПбФотопробы Олега Янковского и Людмилы Чурсиной на роли Теодоро и Дианы. Фото — ЦГАЛИ СПб

У Теодоро всего три смены костюма. Основной — лаконичный черный атласный колет с разрезными рукавами, белая рубашка с простым, некружевным воротничком, штаны-бриджи, сапоги и короткий плащ. На фоне разряженных в пух и прах женихов и простых слуг, одетых совсем незамысловато, он, конечно, выделяется. К тому же костюм выгодно подчеркивает стройную фигуру героя (в отличие опять же от костюмов Рикардо и Федерико).

Второй костюм — дорожный. По разным источникам, это костюм, в котором Иннокентий Смоктуновский снимался в «Гамлете» (1964) Григория Козинцева. Честно прошерстив фильм, этого костюма мы у Принца Датского не увидели (возможно, он просто не использовался и сохранился в костюмерной или был в сценах, где Гамлет в плаще и снят со спины). Сам этот костюм у Теодоро выглядит интереснее прежнего: рукава колета из матовой ткани, полы — из темно-серой ткани, с вертикальными вставками, воротник рубашки декорирован черной тесьмой, на груди перевязь с крупной бляхой.

Вот, видимо, куда ушли «2 тысячи эскудо» вместо новых платков. В испанской версии, о которой напишем ниже, после получения этих денег за разбитый нос, Теодоро явно отдает их Тристану, у него красивый новый костюм, а наш Тристан (Армен Джигарханян) весь фильм ходит в старье.

И наконец — третий финальный наряд — белый. Он был сшит специально для роли. Парчовую ткань нашли у перекупщиков, а пуговицы по разным источникам то ли куплены в антикварном магазине, то ли переделаны из запонок. Вокруг фильма сейчас — одни «мифы и легенды».

«Для этого эпизода Татьяна Евгеньевна решила сделать белый парадный пиджак с яркой отделкой, – говорит Боярский. – Сначала мне не понравилось, но потом, когда увидел себя в кадре, понял, что это идеальный вариант» .
Источник

«Она всегда поддерживала артистов, одевала нас и говорила: „Боже,
какая красота! Ничего и играть-то не надо“».
Михаил Боярский о Т.Е. Острогорской. Источник 

Белый колет выдали Раулю де Бражелону (Сергей Шнырев) в телефильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1993), а до этого использовали в массовке все в том же фильме «Ослиная шкура». С миру по нитке, телефильму — костюмы. Плащ Теодоро использовала художник по костюмам М.Стручкова в фильме «Сирано де Бержерак» (1989), там его носит Роксана (Ольга Кабо).

«Мушкетеры двадцать лет спустя»
Рауль де Бражелон (Сергей Шнырев) в компании отца, Д’Артаньяна и Портоса.«Ослиная шкура»Роксана — Ольга Кабо, «Сирано де Бержерак»Роксана, «Сирано де Бержерак»

В телефильмах часто используют костюмы из подбора, «Собака на сене» здесь не стала исключением. В то же время для картины было создано и немало костюмов, которые потом использовались для других фильмов. Приведем некоторые параллели.


Сэр Эндрю Эгьючек (Георгий Вицин), «Двенадцатая ночь» и граф Лудовико (Эрнст Романов)
Придворный в «Двенадцатой ночи» и граф Лудовико
Рикардо — Атос (Вениамин Смехов),
«Д‘Артаньян и три мушкетера»
Граф Федерико (Игорь Дмитриев) — дворянин в массовке «Дон Сезар де Базан» Маркиз
Маркиз Рикардо (Николай Караченцев) — один из военных «Ослиная шкура»
Тристан (Армен Джигарханян) — танцор в массовке «Благочестивая Марта»
И да, «жокейская» шапочка Федерико — это чистый восторг!

Икар и Солнце

«Собака на сене» — последняя картина Пилар Миро, большой и амбициозный проект, который дался ей нелегко. Съемки даже в какой-то момент были заморожены, и за время простоя Миро сняла актеров, задействованных на главных ролях (Кармело Гомес и Эмма Суарес) в детективе «Твоё имя отравляет мои сны». Забавно, что в начале 90-х они снялись в трех подряд фильмах Хулио Медема («Коровы», «Рыжая белка», «Земля»).

Картина вошла в десятку популярных фильмов в испанском прокате в 1996, а потом и в 1997 году, получила 12 номинаций на премию «Гойя» и выиграла в семи, в том числе за костюмы, которые делал Педро Морено. С учетом очень небольших изменений в тексте пьесы, фильм рекомендуют к просмотру испанским студентам.

Педро Морено с премией «Гойя»

Фильм снимался в Португалии во дворце маркизов де Фронтейра, и дворцах Синтры и Келуш, и эти декорации во многом определили костюмы. Стены дворцов богато декорированы плиткой с сине-бело-желтым узором. И на этом насыщенном фоне костюмы могли бы просто затеряться. Педро Морено поэтому выбрал исключительно однотонные ткани, сделав практически монохромными костюмы главных героев. В то же время слуги графини, в своих ливреях в тон стен, становились незаметны, будто были продолжением интерьера. А карлик, одетый в тон Дианы, выглядит так, словно он ее аксессуар, вроде сумочки или зонтика.

Для Дианы Морено выбрал очень насыщенные цвета: желтый, красный, синий, фиолетовый, оранжевый (для полного спектра не хватает только зеленого, но его художник отдал Теодоро для финала). Каждый цвет отражает ее настроение в эпизоде: желтый для ревности, красный — для соблазнения и войны (пощечин), синий и фиолетовый — для периодов холодности и расставания. Силуэт ее нарядов в целом выглядит исторично, хотя монохромные ткани, минимум украшений и особенно декольте — это, конечно, не свойственно женской моде эпохи испанского барокко.

Диана в своих ярких нарядах — символ солнца, с которым ее часто сравнивает Теодоро (себе приравнивая к Икару), в своих синих — римская богиня девственности и холодности, Луна (и к этому прочтению тоже есть отсылки в пьесе). Особенно хороша игра с вуалью, она словно и ограждает свою хозяйку от окружения и в тоже время привлекает к ней внимание.

Диана. Эскизы Педро Морено. Источники эскизов здесь и ниже: 1 и 2 и 3
Диана. Эскизы Педро Морено
Диана. Эскизы Педро Морено

Теодоро достался сдержанный темно-синий, его костюм подчеркнуто прост по сравнению с более помпезными нарядами Рикардо, Федерико и даже Фабьо. И только в финале, «став» сыном графа Лудовико, он предстает в богатом зеленом костюме.

Теодоро. Эскизы Морено.

Пилар Миро, как и Ян Фрид, слегка сгладили характер Теодоро, сделав его более влюбленным в Диану (все-таки в пьесе большое значение имело и его честолюбие, желание взлететь и стать графом де Бельфлор, так же как, к примеру, в «Двенадцатой ночи» Мальволио хотел стать графом, женившись на Оливии).

Федерико и ФабьоФедерико и Рикардо. Эскизы МореноРикардо и Фабьо

В заключение отметим, что испанскую версию стоит смотреть только с субтитрами (русская любительская озвучка ужасна чуть более чем полностью особенно в сравнению с оригинальными голосами актеров).

Если вы смотрели обе версии, будем рады вашим оценкам и комментариям.

Использованные материалы:

www.cinemoda.ru

"Собака на сене": скамейка Боярского и массовка из Ялты

13:2626.06.2016

(обновлено: 15:46 21.11.2018)

644670

В Ливадийском дворце сняли известный советский фильм "Собака на сене" с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях. В массовке были задействованы местные жители, а свидетелями съемочного процесса стали туристы.

"Кавказская пленница": орех Никулина и приключения Шурика в КрымуСИМФЕРОПОЛЬ, 26 июн – РИА Новости (Крым). В Крыму прошли натуральные съемки двухсерийного музыкального художественного фильма "Собака на сене". Картину киностудия "Ленфильм" создала в 1977 году. Режиссером выступил Ян Фрид ("Летучая мышь", "Дон Сезар де Базан").

"Дон Кихот": мельницу сделали в Коктебеле, а коня нашли в Симферополе >>

В проекте был задействован звездный состав актеров. Так, роль Теодоро сыграл Михаил Боярский ("Д`Артаньян и три мушкетера", "Гардемарины, вперед!"), а Дианы, графини де Бельфлёр – Маргарита Терехова ("Благочестивая Марта", "Зеркало").

Кадр из художественного фильма "Собака на сене"

Бывшую возлюбленную Теодоро, служанку Марселу на экране воплотила Елена Проклова ("Гори, гори, моя звезда", "Звонят, откройте дверь"), друга Теодоро, лакея Тристана – Армен Джигарханян ("Здравствуйте, я ваша тетя!", Когда наступает сентябрь…"), ухажера Дианы, маркиза Рикардо – Николай Караченцов ("Юнона и Авось", "Человек с бульвара Капуцинов").

Кадр из художественного фильма "Собака на сене"

"Три плюс два": актеры гуляли по Судаку в плавках и жили во дворцеРоль еще одного ухажера Дианы, графа Федерико исполнил Игорь Дмитриев ("По улицам комод водили…", "Сильва"), слуги Фабьо – Виктор Ильичев ("Хроника пикирующего бомбардировщика", "Ученик лекаря"), а графа Лудовико, отца Теодоро – Эрнст Романов ("Законный брак", "Жизнь Клима Самгина").

"Пираты XX века": азиатский порт в Ялте и лагерь туземцев в Коктебеле >>

Испанию кинематографисты воссоздали в Ливадийском дворце и его парке. Именно здесь проходил крымский этап съемок. Позже эти сцены смонтировили с теми, что были созданы в павильонах "Ленфильма".

Кадр из художественного фильма "Собака на сене"

"Человек с бульвара Капуцинов": Дикий Запад по-крымскиВ Ливадии киношники работали ежедневно с 8 часов утра до 8 часов вечера. Свидетелями этого процесса становились туристы, так как экскурсии во дворце из-за съемок не прекращались.

В Крыму сняли фильм о Чехове >>

В фильме запечатлены многие узнаваемые точки дворца: Итальянский дворик и кованые ворота, лестница с химерой и мраморная скамейка, прочее. Однако в картине можно увидеть и объекты, которые до наших дней не сохранились. Так, исчезли скамейка, на которой Теодоро писал письмо Диане (сотрудники учреждения называли ее "скамейкой Боярского"), и фонтан, у которого пылкие герои выясняли отношения.

Кадр из художественного фильма "Собака на сене"

Интересные факты:

"Человек-амфибия": Ихтиандр нырял в бухте Ласпи"Собака на сене" снята по одноименной комедии испанского драматурга Лопе де Веги.

"Дама с собачкой": Баталов раздавал автографы на набережной Ялты >>

Премьера картины состоялась 1 января 1978 года.

Студия радио "Спутник в Крыму" стала съемочной площадкой для фильма >>

Роль Теодоро могла достаться Олегу Янковскому ("Тот самый Мюнхгаузен") либо Олегу Далю ("Женя, Женечка и "Катюша"). Боярский же должен был воплотить на экране маркиза Рикардо.

Кадр из художественного фильма "Собака на сене"

Боярский хотел, чтобы сцена, в которой Диана дает Теодоро пощечины, получилась естественной, поэтому не обиделся, когда от стараний Тереховой у него по-настоящему из носа пошла кровь.

"10 негритят": атмосферу Англии воспроизвели на ЮБК >>

Джигарханян исполнил в фильме несколько песен, но не стал озвучивать своего персонажа. Тристан в картине говорит голосом Игоря Ефимова ("Демидовы").

Кадр из художественного фильма "Собака на сене"

Вместо Тереховой и Прокловой в киноленте поет певица и актриса Елена Дриацкая ("Труффальдино из Бергамо").

В качестве массовки в фильме выступили жители Ялтинского региона. В частности, в картине задействованы актеры местной самодеятельной народной оперы. Они помогали Караченцову петь под балконом известную серенаду "Венец творенья, дивная Диана!".

Кадр из художественного фильма "Собака на сене"

crimea.ria.ru

Собака на сене (фильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2020; проверки требует 1 правка.

«Соба́ка на се́не» — советский двухсерийный цветной музыкальный художественный телефильм, снятый по заказу Гостелерадио СССР на киностудии «Ленфильм» в 1977 году режиссёром Яном Фридом по одноимённой комедии Лопе де Вега (перевод Михаила Лозинского). Премьера в СССР состоялась 1 января 1978 года.

В 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Теодоро, секретарь графини Дианы де Бельфлёр, ухаживает за Марселой, горничной графини. Наблюдая за развитием их романа, госпожа неожиданно чувствует, как в ней просыпается ревность. Но условности и бремя предрассудков имеют сильную власть над независимой и своевольной Дианой. Она, подтрунивающая над своими знатными женихами, не может снизойти до того, чтобы признаться в любви безродному слуге.

У Теодоро нет выбора — ему нужно уехать искать счастья в других краях и покинуть дом Дианы, хотя души влюблённых принадлежат друг другу. Тогда на помощь приходит его слуга Тристан, лукавый и остроумный пройдоха. И Теодоро вдруг оказывается знатным вельможей и дворянином, не уступающим Диане по древности рода и богатству.

  • Маргарита Терехова — Диана, графиня де Бельфлёр (вокал: Елена Дриацкая)
  • Михаил Боярский — Теодоро
  • Игорь Дмитриев — граф Федерико (вокал: Михаил Боярский[1])
  • Николай Караченцов — маркиз Рикардо, ухажер Дианы
  • Эрнст Романов — граф Лудовико, «отец» Теодоро
  • Елена Проклова — Марсела, служанка Дианы и бывшая возлюбленная Теодоро (вокал: Елена Дриацкая)
  • Армен Джигарханян — Тристан, лакей и друг Теодоро (роль озвучил Игорь Ефимов, куплеты собутыльников пел Михаил Боярский)
  • Виктор Ильичёв — Фабьо, слуга Дианы
  • Зинаида Шарко — Анарда, служанка и конфидентка Дианы
  • Гелена Ивлиева — Доротея, служанка Дианы и подруга Марселы
  • Фёдор Никитин — Оттавьо, мажордом Дианы (роль озвучил Александр Демьяненко)
  • Изначально на роль Теодоро пробовались Олег Янковский, Гирт Яковлев и Олег Даль, а Михаил Боярский должен был играть роль маркиза Рикардо, которую в итоге сыграл Николай Караченцов.[1][2]
  • На роль Дианы пробовались также Людмила Чурсина и Ирина Мирошниченко, а на роль графа Лудовико — Георгий Вицин.
  • В сцене, где Диана бьёт веером Теодоро так, что у того из носа идёт кровь, кровь — настоящая. Терехова ударила Боярского (который сам попросил сделать сцену понатуральнее) с такой силой, что у него действительно пошла кровь.
  • Натурные съёмки фильма проводились в Крыму в Ливадийском дворце и его парке[3]
  • В фильме «Собака на сене» Николай Караченцов впервые запел с экрана («Венец творенья, дивная Диана…»)[4]
  • Камзол незадачливого жениха (Николай Караченцов) появляется на Атосе (Вениамин Смехов) в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»[5]
  • Джигарханян записал пару песен для фильма (третью за его персонажа исполнил Михаил Боярский), но не озвучивал свою роль. Говорил за него актёр Игорь Ефимов, так как Джигарханян в это время одновременно снимался ещё в нескольких фильмах.[6][7] Поэтому в некоторых эпизодах его подменяет дублер.
  • В роли Тристана должен был сниматься Леонид Каневский, но худсовет не утвердил его кандидатуру, поскольку он снимался в роли майора Томина.[8]

ru.wikipedia.org

почему Терехову называли фурией, а Боярского хотели снять с роли

Со времени съемок замечательной музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене» прошло уже 40 лет, но фильм не теряет своей популярности, а его герои все так же любимы зрителями. Такого успеха не ожидали ни актеры, ни режиссер, ведь сам процесс съемок и его результат вызывал у них большие сомнения, что приводило к постоянным конфликтам. Начинающий актер Михаил Боярский поначалу не оправдывал ожиданий, а звезда кино Маргарита Терехова постоянно спорила с режиссером.

Жанр музыкальной комедии был для режиссера Яна Фрида его коньком. Именно благодаря ему родились такие шедевры как «Двенадцатая ночь», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан», «Летучая мышь». Сценарий к «Собаке на сене» он написал сам, значительно сократив пьесу Лопе де Вега, которая легла в основу сюжета. Съемки проходили в 1977 г. в Крыму, в Ливадийском дворце и парке, при этом там не прекращались экскурсии, и туристы становились свидетелями съемочного процесса, а местные жители – участниками массовки. Так, в кадр попали артисты местной самодеятельной народной оперы, один из которых помогал Караченцову исполнять серенаду.

Роль Теодоро могла бы достаться Олегу Далю или Олегу Янковскому, но режиссер рискнул отдать ее молодому и неопытному Михаилу Боярскому, уже утвержденному на роль маркиза Рикардо (персонаж Караченцова). Боярский так робел перед именитыми артистами, что в первые съемочные дни не показал нужного результата и не оправдал ожиданий режиссера. Для пылкого Теодоро он был чересчур скован и зажат, и его хотели снять с роли, но тут вмешалась Маргарита Терехова, настоявшая на том, чтобы актеру дали шанс раскрыться. И она оказалась права – с этой ролью Боярский справился просто блестяще и оказался так убедителен в этом образе, что на него обратил внимание Юнгвальд-Хилькевич и пригласил в свой фильм.

А вот Маргарита Терехова после «Зеркала» Тарковского была настоящей звездой и не только уверенно чувствовала себя на съемочной площадке, но и могла себе позволить спорить с режиссером. Роль Дианы казалась ей недостаточно глубокой и драматичной, и она постоянно пыталась вносить в нее свои коррективы. В Теодоро Ян Фрид хотел видеть не романтического героя, а комического персонажа, и актерам пришлось его переубеждать. «С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился. И наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро», – вспоминает Маргарита Терехова.

Михаил Боярский признавался: «Терехова на площадке всегда была фурией. Могла из-за пустяка сорвать съемки: «Если этот куст будет видно в кадре, то я в кадр входить не буду». Иногда Фрид с ней спорил довольно энергично. Однако с женщинами спорить бесполезно, тем более, если эта женщина – Терехова. После продолжительного «диалога» Фрид и Терехова расходились по углам и минут сорок не разговаривали. Но холодная война длилась недолго. Вскоре они могли тихо и мирно сидеть за одним столом и ужинать, говорить друг другу комплименты. Но как только съемки возобновлялись, все повторялось сначала».

На съемках кипели настоящие испанские страсти. Режиссер считал, что Терехова часто перебарщивает, и та сцена, в которой Диана дает пощечины Теодоро, должна быть отыграна «легко, почти не касаясь». Но Терехова уверяла его, что зрители в таком случае не поверят ей. И отхлестала Боярского по лицу с такой силой, что у него действительно пошла кровь и выступили слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», – спустя годы со смехом признается актер. Говорят, именно после этого они перешли на «ты».

Многие уголки Ливадийского дворца и парка, запечатленные в фильме, сохранились неизменными и по сей день: Итальянский дворик, мраморная скамейка, на которой сидела Диана, лестница с химерой, кованые ворота. А вот скамейка, на которой Теодоро писал письмо Диане, бесследно исчезла, нет больше и того фонтана, у которого герои выясняли отношения.

Картина вышла на экраны 1 января 1978 г. и стала для зрителей настоящим праздником. С тех пор количество ее поклонников только растет. Впрочем, находятся и критики, упрекающие режиссера в отступлении от исторической достоверности. Историк моды Александр Васильев отметил, что ни костюмы, ни интерьеры в фильме не соответствуют XVII веку в Испании, и в кадре царит стилевой разнобой

Источник: kulturologia.ru

https://you-journal.ru/life/interesting/za-kadrom-filma-soba...

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

showbiz.mediasole.ru

«Собака на сене»: как Боярский и Караченцов делили костюм Смоктуновского - Антенна

Съемки «Собаки на сене» пришлись на 1977 год – период острого дефицита всего и вся. Поэтому, для того чтобы воссоздать на экране богатство и роскошь конца XIX века, создателям картины приходилось идти на хитрости. И если с натурой вопрос решили относительно легко – испанские пейзажи отсняли в Ливадийском дворце в Крыму, то с нарядами для артистов пришлось изрядно помучиться. Часть перешивали из старых, а Михаилу Боярскому и вовсе пришлось в буквальном смысле донашивать костюм Иннокентия Смоктуновского.

– Черный колет Теодоро, который герой Боярского носит практически весь фильм, до этого уже снимался в кино. Его сшили в 1964 году для «Гамлета», в котором сыграл Иннокентий Михайлович, – рассказывает начальник цеха подготовки съемок «Ленфильма» Елизавета Пахомова.

Впрочем, если бы не худощавое телосложение актера, наследство Смоктуновского могло бы ему и не достаться.

– На самом деле сначала меня утвердили на роль маркиза Рикардо, и черный костюм предназначался именно для этого героя, – рассказывает Михаил Сергеевич. – Потом в последний момент режиссер все переиграл – я стал исполнителем роли Теодоро, а в качестве маркиза пригласили Караченцова. Пришлось срочно перешивать все костюмы, кроме того самого черного колета. Он тоже должен был достаться «по наследству» новому Риккардо, но Коля в него просто не влез.

Костюм с антикварными пуговицами

После того как черная куртка осталась у Теодоро, герою Николая Караченцова пришлось искать другой костюм. Зеленый пиджак с брюками и накидкой нашли в реквизите, оставшемся со съемок фильма «Актриса» 1943 года. Его перекроили под артиста и дополнили золотой вышивкой.

Второй наряд Боярского – белый костюм из сцены, в которой Теодоро встречает Диану, шился уже специально на актера. Ткань для него заказывали у перекупщиков, а пуговицы – в антикварном магазине. Эскиз делала главный художник картины Татьяна Острогорская.

– Для этого эпизода Татьяна Евгеньевна решила сделать белый парадный пиджак с яркой отделкой, – говорит Боярский. – Сначала мне не понравилось, но потом, когда увидел себя в кадре, понял, что это идеальный вариант.

Платье из шапки

Помучиться пришлось и с платьем главной героини – Дианы в исполнении Маргариты Тереховой. Например, чтобы купить ажурный воротничок для этого наряда, сотрудникам «Ленфильма» пришлось устраивать настоящий конкурс.

– Мы дали объявление на радио и телевидении. Люди, у которых были вещи из дефицитных тканей, десятками звонили на киностудию с предложениями. С подходящими встречались в антикварном магазине и выкупали товар, – рассказывает Елизавета Пахомова.

Редкий синий бархат достали у тех же антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини – вставка на груди.

– Ее скроили из головного убора католического монаха. Убор  попал на студию после революции. Говорят, его нашли в одном из петербургских дворцов, – продолжает Пахомова. – Эта вещь долго пролежала на складе, пока о ней не вспомнила Острогорская. Головной убор уже разваливался от времени, и его решили перекроить для платья. Распороли, сняли все украшения и сделали центральной деталью костюма. 

Где еще снимались костюмы из «Собаки на сене»

Костюм Рикардо (Николая Караченцова)

«Актриса» – 1943 год

«Ослиная шкура» – 1982 год

«Сирано де Бержерак» – 1989 год

Черный костюм Теодоро (Михаила Боярского)

«Гамлет» – 1964 год

«Синяя птица» – 1976 год

«Приключения принца Флоризеля» – 1979 год

«Остров сокровищ» – 1982 год

Белый костюм Теодоро (Михаила Боярского)

«Ослиная шкура» – 1982 год

«Сирано де Бержерак» – 1989 год

«Снайпер» – 2010 год

Платье графини де Бельфлор (Маргариты Тереховой)

«Благочестивая Марта» – 1980 год

«Дон Сезар де Базан» – 1989 год

limon.postimees.ee

Фильм Собака на сене (Sobaka na sene): фото, видео, список актеров

Советская двухсерийная музыкальная комедия, снятая по мотивам одноименной пьесы классика испанской литературы Лопе де Вега.

Капризную и непостоянную красавицу графиню Диану де Бельфлор (Маргарита Терехова) однажды ночью разбудил шум. Выйдя из своей спальни, она сталкивается с двумя закутанными в плащи незнакомцами. Несмотря на требования хозяйки остановиться, неизвестные скрываются. В ходе «расследования», учиненного графиней, выясняется, что ночными визитерами были ее секретарь Теодоро (Михаил Боярский), приходивший на свидание с горничной Марселой (Елена Проклова) и сопровождавший его слуга Тристан (Армен Джигарханян). Выяснив, в чем дело и успокоившись, Диана предлагает помочь влюбленным со  свадьбой.
Однако, наблюдая за развитием романа Теодоро и Марселы, графиня с удивлением замечает, что в ней просыпается ревность. Диана признается самой себе, что неравнодушна к Теодоро, на красоту, ум и обходительность которого она давно обратила внимание, и что, будь он знатного рода, она бы не устояла перед достоинствами молодого человека. С тех пор графиня де Бельфлор потеряла покой: сердце зовет ее к Теодоро, но гордость и титул не позволяют ей открыть свои чувства даже возлюбленному, хоть и достойному человеку, но низшего сословия. Ситуация осложняется еще и тем, что Диану осаждают с предложениями руки и сердца надоедливые женихи — граф Федерико (Игорь Дмитриев) и маркиз Рикардо (Николай Караченцов).

"Собака на сене" — произведение, которое хорошо отражает новаторство драматургии Лопе де Вега: в нем смешались черты, присущие драме, и элементы комедии. Для классицизма, в эпоху господства которого жил и творил де Вега, недопустимо было смешение «высоких» и «низких» жанров, и такой «коктейль» был весьма смелым изобретением. Телеверсия произведения известнейшего испанского драматурга и поэта XVI—XVII веков была осуществлена на "Ленфильме" в 1977 году режиссером Яном Фридом, признанным мастером музыкальной комедии ("Тартюф", "Дон Сезар де Базан", "Вольный ветер", "Сильва", "Благочестивая Марта", "Летучая мышь", "Двенадцатая ночь" и другие).
Звездный состав исполнителей главных ролей, острый юмор, яркие, мастерски выполненные костюмы, запоминающиеся мелодии песен Геннадия Гладкова и, безусловно, великолепная пьеса, по которой снят фильм, сделали "Собаку на сене" настоящим телехитом советской эпохи.

www.vokrug.tv

Как создавался фильм «Собака на сене» (1977) — in-World

"Собака на сене" — музыкальный двухсерийный телефильм 1977 года, снятый режиссёром Яном Фридом по одноименной комедии испанца Феликса Лопе де Вега (1618 год).

На роль главного героя Теодоро пробовались Олег Даль и Олег Янковский, но режиссёр решил отдать её малоизвестному Михаилу Боярскому, который на тот момент уже получил роль маркиза Рикардо.


Правда, сначала актёр сильно робел перед именитыми коллегами и не всё удавалось. Дошло даже до того, что его хотели снять с роли, но за Боярского вступилась Маргарита Терехова, настоявшая на том, чтобы актёру дали раскрыться. И она оказалась права, Боярский успокоился и показал себя во всей красе. Считается, что именно в роли Теодоро Михаила Боярского заметил режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич и пригласил в свою картину — "Д'Артаньян и три мушкетера".

В роли Тристана, друга Теодоро режиссёр видел Леонида Каневского, но худсовет выступил резко против этого кандидата. В итоге роль Тристана была отдана Армену Джигарханяну, но так как он снимался параллельно в нескольких фильмах, в некоторых эпизодах его подменял дублёр.

Маргарита Терехова очень серьезно относилась к роли и постоянно спорила из-за всего с режиссёром. Например, в сцене, когда она бьет Боярского по лицу режиссёр просил это сделать "легко, почти не касаясь". Маргарита Борисовна же настаивала на том, что зрители ей не поверят и отхлестала Михаила Сергеевича так, что у него из носа пошла кровь по-настоящему.

Натурные съёмки проходили в Ливадийском дворце в Крыму и его в парке. Интересно, что дворец не был закрыт от туристов на время съемок, а вокруг актёров постоянно крутились восторженные поклонники. Павильонные съёмки велись на "Ленфильме".

in-w.ru

История создания фильма «Собака на сене» « Ностальгия по советскому

Жанр: комедия, мелодрама, музыкальный фильм, приключения, экранизация
Музыкальная комедия по мотивам пьесы Лопе де Вега — это пикантная история капризной, вспыльчивой красавицы Дианы (Терехова), отчаянно влюбленной в своего секретаря (Боярский), который, в свою очередь, влюблен в ее служанку (Проклова)…
В фильме снимались: Михаил Боярский, Маргарита Терехова, Елена Проклова, Армен Джигарханян, Игорь Дмитриев, Николай Караченцов, Эрнст Романов, Зинаида Шарко, Виктор Ильичёв, Фёдор Никитин

Режиссер: Ян Фрид
Сценарист: Ян Фрид
Оператор: Евгений Шапиро
Композитор: Геннадий Гладков
Художник: Семен Малкин
Премьера: 1 января 1978 (ТВ)

«Собака на сене»


Сколько бы раз не показывали по разным каналам ТВ музыкальную костюмную комедию по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене» в постановке Яна Фрида, число поклонников этого прелестного телефильма только увеличивается.

«Собака на сене»

«Собака на сене» — произведение, которое хорошо отражает новаторство драматургии Лопе де Вега: в нем смешались черты, присущие драме, и элементы комедии. Для классицизма, в эпоху господства которого жил и творил де Вега, недопустимо было смешение «высоких» и «низких» жанров, и такой «коктейль» был весьма смелым изобретением.

Телеверсия произведения известнейшего испанского драматурга и поэта XVI—XVII веков была осуществлена на «Ленфильме» в 1977 году режиссером Яном Фридом, признанным мастером музыкальной комедии («Тартюф», «Дон Сезар де Базан», «Вольный ветер», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Летучая мышь», «Двенадцатая ночь» и другие). Звездный состав исполнителей главных ролей, острый юмор, яркие, мастерски выполненные костюмы, запоминающиеся мелодии песен Геннадия Гладкова и, безусловно, великолепная пьеса, по которой снят фильм, сделали «Собаку на сене» настоящим телехитом советской эпохи.

В этой картине так все гармонично и красиво, что кажется, будто и съемки должны были проходить в обстановке галантности и куртуазности. На самом деле был сложнейший производственный процесс, отягощенный постоянными конфликтами между актерами и режиссером.

«Кино (мы же снимали на пленке), — это чудо само по себе, — говорит исполнительница роли Дианы Маргарита Терехова. — Если оно происходит, то происходит только потом, когда оно выходит на зрителей. И вообще, профессионалы никогда не могут судить, особенно, сами создающие. А здесь случилось настоящее чудо».

«Собака на сене»

Поскольку с режиссером Яном Фридом и Терехова, и Боярский конфликтовали постоянно, актеры искали режиссера в Лопе де Вега и находили. Они постоянно перечитывали пьесу, пытаясь найти правильное решение роли.

Негласным консультантом картины стала мама режиссера Ильи Авербаха — потомственная княгиня. Нет, она не обучала исполнителей хорошим манерам.
«Мы проверяли на ней, аристократке, какие-то вещи. Просто говорили человеческим языком и т. д.», — вспоминает Терехова.

Это было спасение, ибо после первого просмотра отснятого материала Боярский от потрясения просто не мог встать с кресла, и ему срочно искали валидол по всей студии. К тому времени 27-летний актер кого только не играл — разбойников, волков. А тут — такая любовная роль. По задумке режиссера Боярский должен был играть Теодоро смешным, как сделал свой персонаж Караченцов.

Но мнение собравшихся было однозначным — плохо. «И тут Ян Борисович смирился, — рассказывает Маргарита Борисовна. — И наши предложения до того уже стали приниматься, что мы даже выстроили мизансцену целой самой решающей сцены, когда она читает, и потом объясняются они».

«Собака на сене»

Одной из самых сложных были съемки сцены, когда Диана бьет Теодоро. Режиссер пытался, в силу своего понимания, давать актерам свободу импровизации на площадке. Изысканный, элегантно одетый в сиреневый костюм, 78-летний патриарх кино сказал актрисе, что бить по лицу по-настоящему не надо. Тут Терехову, по ее признанию, затрясло, и она спросила, как бить.

Бедный Ян Борисович попросил сделать это легко, почти не касаясь. Съемочной площадкой служил итальянский дворик дворца, где, конечно, всегда торчали любопытные. Войдя в раж, Терехова устроила народное вече, обратившись к публике с вопросом, как она должна бить Боярского. Народ завопил, что бить надо по-настоящему.

И она била, не веером, а прямо руками, до крови. Потом уже выяснилось, что Мишу до тех пор никто не рисковал бить по лицу. Но именно тогда партнеры, между которыми 7 лет разницы, перешли на «ты». До избиения вежливый ленинградец называл свою именитую коллегу по имени-отчеству.

«Собака на сене»

Маргарита Терехова о работе с Яном Фридом

— С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война. Не во всем, не все время, но я вынуждена была обращаться… Мы в Ялте когда снимали, на натуре — это все его заслуга, кстати, в эти сегодняшние времена никогда в жизни бы мы не смогли в Левадийском дворце снимать…

И вот там все время зрители собирались разные, иностранцы тоже, и я говорила: «Товарищи, вот если он, то я…» Такие смешные вещи происходили, мы сами не знали, что получится. После материала первого, когда мы слушали, мы просто выпали в осадок. Мише (Боярскому прим.), по-моему, плохо с сердцем стало.

Конечно, если бы Миша Боярский не был со мной в борьбе с этой его режиссурой, со своими представлениями о том, как это надо делать, если бы мы не были в паре, то конечно же я бы ничего даже не смогла поменять.

А потом еще Лучко Клара меня очень поддержала, я с ней говорила: «Послушайте, я не знаю, что делать, и так далее и так далее». А она говорит: «Маргарита, да что вы. Янек, ты посиди». Они были одного примерно возраста, одно поколение, Клара, конечно, помладше. «Янек, — говорит, — ты посиди, мы все сами сделаем».

«Собака на сене»

И Фрид, увидев материал, представьте себе, перестал возражать. И соглашался. Он молодец, что все это выдержал, что почувствовал, когда пошел материал. Когда пошел хороший материал — это самое главное. Только тупой человек и ужасно заносчивый будет настаивать на своем, когда увидит, что пошло что-то хорошее. И я должна отдать ему должное, он ведь действительно достойно терпел наши возражения. Это смирение. Он хотел, чтобы был фильм, понимаете. Это очень важно, это значит, что человек — режиссер.

Таких режиссеров, по-моему, сейчас вообще нет! Это же очень большой комплимент, уверяю вас. Я ставлю это ему в величайшую заслугу. Вот это смирение, с которым он принял наше вмешательство в режиссуру. Там есть сцена, где мы вдвоем просто выстраивали мизансцену, и бедный оператор — его фамилия Шапиро, его теперь тоже нет в живых, изумительнейший оператор, — подумал, что кто-то там интриговать начал.

Окружению Фрида ведь не нравилось, что прямо так вот возражаю на площадке… А если я не на площадке скажу, разве он меня послушает? Поэтому так и получалось, что при всех. Есть люди, которым это не нравилось, какие-то кадры это выдают, но потом все встало на место. И все поняли, что идет хороший материал, как нужно.

Сценарий к этому фильму, как и ко всем остальным, снятым по пьесам известных драматургов, Ян Фрид написал сам. Он считал либретто многих знаменитых оперетт скучными и громоздкими. «Стоит ли удивляться, говорил он, что они, несмотря на прекрасную музыку, не идут на сцене».

«Собака на сене»

Стало быть, надо найти достойное драматургическое решение. И Фриду это удалось: не ломая каркаса пьесы испанца Лопе де Вега, он сумел так удачно выбросить значительную ее часть, что, во-первых, этого никто не заметил, во-вторых, она стала доступна восприятию зрителей.

Съемки проходили на Южном берегу Крыма, точнее в Ливадийском дворце-музее, прилегающем к нему роскошном парке и павильоне студии «Ленфильм». Часто в одном кадре присутствовало и то, и другое: например, стоящая на импровизированном балконе в павильоне студии Маргарита Терехова кричит своей служанке, идущей по дорожке парка: «Марсела, вон поди!» Что ж, при помощи монтажа в кино еще и не то можно сделать.

О съемках картины рассказывает заместитель директора по науке Ливадийского дворца-музея Наталья Степановна Лозбень.
«В Ливадии снималось много художественных и документальных лент, но съемки «Собаки на сене» оказались самыми продолжительными. Стояла ранняя осень 1978 года.

Это был первый год, когда Ливадия стала собственно музеем (до этого она существовала как выставочная структура), поэтому киногруппе требовалось специальное разрешение отдела Фондов. Оно было получено, но с единственным условием — съемочный и экскурсионный процессы должны были мирно сосуществовать. Экскурсии не прекращались ни на минуту, Ливадия работала с восьми утра и до восьми вечера. Было много экскурсионных групп из зарубежных круизов, групп из переполненных в бархатный сезон госдач.

«Собака на сене»

В немногочисленную массовку набирали местных жителей. В то время в Ялте работала самодеятельная Народная опера. Правда, голоса в ней были разного достоинства, но в сцене, когда Караченцов поет под балконом «Венец творенья, дивная Диана!», были задействованы актеры именно этого коллектива.

Маленький толстенький человечек, вытягивающий за героя недоступные тому ноты, тоже был актером самодеятельного театра. Интересная деталь: несмотря на маленький рост, костюм ему подобрали, а вот обувь так и не смогли найти. Поэтому, если присмотреться, видно, что в кадре он стоит… в женских туфлях на высоченных шпильках. Этот факт вызвал буйное веселье тех, кто наблюдал за съемками. «Скамейка Боярского» в Ливадийском парке, на которой Теодоро сочинял письмо Диане, исчезла.

«Группа, снимавшая «Собаку на сене», вела себя очень корректно, вспоминает Наталья Степановна, за все время работы умудрились ничего не поломать и не разбить. А вот время кое-что изменило в местах съемок, и картина в какой-то степени сегодня представляет собой историческую ценность на пленке запечатлено то, чего в действительности уже не существует.

Слава Богу, знаменитый Итальянский дворик на месте, изменился только его зеленый декор. А вот парковая зона Дворца-музея претерпела значительные изменения, постепенно разрушается ее южный склон. Исчез фонтан, возле которого герои объяснялись друг другу в любви, и пергола, увитая розами. Очевидно, нашла нового хозяина скамейка, на которой Теодоро сочинял письмо Диане, работники Дворца между собой называли ее «скамейкой Боярского».

«Собака на сене»

Не обошлось на съемках «Собаки на сене» без жертв, к счастью они не были смертельными. Сначала Михаил Боярский, не рассчитав шаги, наступил на «хвост» роскошного платья Маргариты Тереховой.

Естественно, юбка оторвалась, что привлекло внимание не только съемочной группы, но и многочисленных экскурсантов, в свете чего значение Крымской конференции глав антигитлеровской коалиции, которой посвящена экспозиция в Ливадийском дворце, слегка померкло. Очевидно, в отместку в сцене пощечин Терехова по-настоящему избила Боярского — у него и в самом деле пошла носом кровь.

Пожалуй, в судьбе актеров особой роли картина не сыграла. Исключением является Михаил Боярский, для него Теодоро стал ступенькой к знаменитому Д’Артаньяну. Говорят, увидев актера в «Собаке на сене», Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил взять его в свой мюзикл о мушкетерах. Правда, поначалу на роль Рошфора. Судьбу Боярского решил Максим Дунаевский: он услышал свои песни в его исполнении и уговорил Юнгвальд-Хилькевича дать актеру главную роль.

Интересные факты
Изначально на роль Теодоро пробовались Олег Янковский и Олег Даль, а Михаил Боярский должен был играть роль маркиза Рикардо, которую в результате сыграл Николай Караченцов.

В сцене, где Диана бьёт веером Теодоро так, что у того из носа идёт кровь, кровь — настоящая. Терехова ударила Боярского (который сам попросил сделать сцену понатуральнее) с такой силой, что у него действительно пошла кровь

Натурные съёмки фильма проводились в Крыму в Ливадийском дворце и его парке
В фильме «Собака на сене» Николай Караченцов впервые запел с экрана («Венец творенья, дивная Диана…»)
Камзол незадачливого жениха (Николай Караченцов) появляется на Атосе (Вениамин Смехов) в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Источник

Разместить заметку:


1001material.ru

Собака на сене — Википедия

«Соба́ка на се́не» (исп. El perro del hortelano, букв. «Собака садовника») — комедия в трёх действиях испанского драматурга Лопе де Веги, написанная примерно в 1618 году. Впервые опубликована в 11-м томе собрания комедий Лопе де Веги, вышедшем в Мадриде и Барселоне (1618)[1].

В последующие годы пьеса неоднократно переиздавалась под заголовками «Amar al ver amar» («Любить при виде любви») и «La Condesa de Belflor» («Графиня де Бельфлор»). Окончательно сложившееся название является частью испанской пословицы «El perro del hortelano, que ni come las berzas ni las deja comer al amo», близкой по смыслу выражению «Собака на сене, сама не ест и другим не даёт»[2].

Первым переводчиком комедии в России стал Н. Пятницкий (1843), сделавший прозаическую версию пьесы. В дальнейшем к переводам «Собаки на сене» обращались Алексей Маслов, Владимир Пяст, Михаил Лозинский и другие литераторы и публицисты[2].

  • Диана, графиня де Бельфлор — молодая вдова
  • Теодоро — секретарь Дианы
  • Марсела — служанка Дианы
  • Доротея — служанка Дианы
  • Анарда — служанка Дианы
  • Фабьо — слуга Дианы
  • Граф Федерико — поклонник Дианы
  • Маркиз Рикардо — поклонник Дианы
  • Граф Лудовико — безутешный отец, сын которого много лет назад попал в плен к маврам
  • Тристан — слуга Теодоро
  • Отавьо — дворецкий
  • Леонидо, Антонело, Сельо — слуги

Действие первое[править | править код]

Молодая неаполитанская вдова Диана пребывает в смятении: её сердцем завладел секретарь Теодоро. Пытаясь разобраться в нахлынувших чувствах, графиня де Бельфлор признаётся себе, что если бы этот умный, красивый мужчина был от рождения знатным, то она позволила бы ему приблизиться к себе. Ситуация усугубляется тем, что Теодоро симпатизирует служанке Марселе: дело явно идёт к свадьбе.

Попытки справиться с любовью Диане не удаются: от имени несуществующей римской подруги она пишет письмо-признание, просит Теодоро оценить послание и переписать его «своей рукой». Молодой человек догадывается об истинных причинах, стоящих за письмом, но в то же время сознаёт, что между ним и графиней — пропасть. Достаётся и Марселе: изнемогая от ревности, Диана приказывает запереть служанку на несколько дней в своей опочивальне.

Действие второе[править | править код]

Для Теодоро наступают тяжёлые дни: графиня то даёт ему надежду, то жёстко отталкивает. Его отношения с Марселой рушатся, и девушка в отместку пытается приблизить к себе слугу Фабьо. В какой-то момент Теодоро не выдерживает и выплёскивает на хозяйку все накопившиеся эмоции, упрекая её в том, что графиня ведёт себя, как собака на сене. Разговор на повышенных тонах заканчивается пощёчинами, которыми Диана «награждает» своего секретаря.

Наблюдающий за этой сценой граф Федерико — один из поклонников графини — понимает, что за вспышкой Дианиной ярости стоит страсть.

Действие третье[править | править код]

Граф Федерико и маркиз Рикардо, давно и тщетно пытающиеся растопить ледяное сердце молодой вдовы, решают, что фаворита Дианы нужно убрать с дороги. Выбрав на роль «головореза» слугу Тристана, они предлагают ему триста эскудо за убийство Теодоро. Тристан с готовностью берёт задаток и немедленно сообщает товарищу о коварном замысле графининых воздыхателей.

Теодоро решает покинуть дворец Дианы; придя к госпоже, он просит разрешения уехать в Испанию. Графиня, надеясь, что расставание поможет ей избавиться от сердечных мук, признаёт его намерение благоразумным. Но прощание затягивается: Диана то просит Теодоро уйти, то вновь возвращает.

Тем временем Тристан приступает к реализации плана, который, по его задумке, должен соединить графиню и секретаря. Он направляется во дворец старого графа Лудовико. Двадцать лет назад граф отправил на Мальту единственного сына по имени Теодоро; мальчик попал в плен к маврам, и с тех пор старик ничего о нём не слышал. Представившись Лудовико греческим купцом, Тристан сообщает, что его сын, переживший много приключений, находится в доме графини де Бельфлор.

Лудовико немедленно отправляется во дворец Дианы. Увидев Теодоро, он узнаёт в нём себя в юношеские годы и объявляет наследником всех своих владений. Секретарь смущён и растерян; оставшись наедине с Дианой, он признаётся, что историю с найденным сыном придумал Тристан. Однако для графини это уже не имеет значения: она радуется тому, что между ними больше нет сословных барьеров, и сообщает всем окружающим, что отныне Теодоро — граф и её муж.

Основной конфликт комедии связан с сословным неравенством влюблённых. Если бы не предрассудки, Диана не стала бы мучить себя и изводить капризами Теодоро; в душе́ графини идёт постоянная борьба «любви и сословной спеси». Пытаясь спрятать страсть под маской холодности и безразличия, она слушает то доводы рассудка, то голос сердца. Чем ближе расставание с Теодоро, тем слабее «сословные мотивы». В финале пьесы Диана с готовностью принимает версию Тристана, сочинившего историю про найденного сына графа Лудовико, однако это объяснение необходимо ей лишь для того, чтобы в глазах общества её брак с секретарём не выглядел мезальянсом[3]:

Самой же Диане любовь внушила убеждение, что «не в величье наслажденье, а в том, чтобы душа могла осуществить свою надежду».

В Теодоро чувство любви вспыхивает не сразу; его развитие растягивается на несколько этапов. Сначала молодому секретарю льстит внимание Дианы; затем начинается борьба между прежней привязанностью к Марселе и растущим желанием постоянно видеть графиню; позже возникают колебания из-за социального неравенства; в итоге побеждает любовь. История любви Теодоро даже сложнее, чем у Дианы: если изначальный интерес молодой вдовы к собственному секретарю основан на ревности, то в нём зародившаяся страсть вступает в конфликт с «гордостью простолюдина». Теодоро благороден: не желая строить счастье на обмане, он признаётся госпоже, что эпопея с найденным сыном престарелого графа Лудовико — выдумка хитреца Тристана. Для графини эта откровенность является ещё одним подтверждением того, что она отдала своё сердце достойному человеку[3].

Тристан, затеявший и осуществивший головокружительный план по соединению двух любящих сердец, относится к лучшим персонажам «грасьосо[es]» в комедиях Лопе де Вега[4]:

Реалистическая природа этого амплуа обусловливается или его житейско-практическим мировоззрением, не лишённым иногда и черт психики бывалого пройдохи, или демократическим характером его оценок комедийных событий.

По мнению литературоведа Захария Плавскина, «Собака на сене», несмотря на принадлежность к жанру комедии, является драмой, в которой два любящих друг друга человека разделены сословными барьерами, созданными обществом; чтобы приблизить своё счастье, они вынуждены идти на подлог и вводить в заблуждение окружающих[3].

Первую в России постановку пьесы «Собака на сене» осуществил в 1891 году Александринский театр; премьерой стал бенефис актрисы Марии Савиной, исполнившей в спектакле роль графини де Бельфлор. Через два года к комедии Лопе де Веги обратился Малый театр; главную роль сыграла Елена Лешковская[2].

В последующие десятилетия «Собака на сене» входила в репертуар многих российских театров. Театроведы отдельно выделяли постановку Ленинградского театра комедии в 1936 году (режиссёр Николай Акимов, Диана — Елена Юнгер и Ирина Гошева), а также спектакль на сцене Московского театра революции (1937, режиссёр — В. Власов, Диана — Мария Бабанова)[2].

  1. Державин К., Плавскин З. Комментарии // Испанская классическая комедия / Косс А. М.. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 728. — 735 с. — ISBN 5-289-00947-7.
  2. 1 2 3 4 Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Хуан Луис де Аларкон, Педро Кальдерон, Агустин Морето. Испанский театр. — М.: Художественная литература, 1969. — 814 с. — (Библиотека всемирной литературы).
  3. 1 2 3 Плавскин З. Золотой век испанской национальной драмы // Испанская классическая комедия / Косс А. М.. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 10. — 735 с. — ISBN 5-289-00947-7.
  4. К. Державин. Вступительная часть // Лопе де Вега. Избранные драматические произведения. — М.: Терра, 1994. — ISBN 5-85255-513-4.

ru.wikipedia.org

Павел Сафонов поставил "Собаку на сене" с Еленой Подкаминской в роли Дианы / Новости культуры / Tvkultura.ru

Сегодня вечером театр Сатиры даёт премьеру - спектакль «Собака на сене» по знаменитой пьесе Лопе де Вега. Новую постановку доверили режиссеру Театра на Малой Бронной Павлу Сафонову. Многие помнят историю строптивой графини, позавидовавшей любви своего секретаря и служанки, по одноимённому и очень популярному музыкальному телефильму Яна Фрида. Однако Сафонов сравнений не испугался, скорее, принял их как вызов.

«Собака на сене» готовилась довольно быстро – всего пара месяцев репетиций. Перед премьерой волнения на пике. В женские гримерные журналистов не приглашают, поскольку актрисы слишком волнуются. Мужская половина более выдержана. Актеры с удовольствием говорят о новой работе.

«Мы привыкли больше к комедии, а Сафонов сделал более драматический спектакль, не такой смешной. Это все жанр комедии, но это не такая смешная комедия, как мы привыкли», - говорит актер Евгений Толоконников.

Павел Сафонов упорно отказывается определять жанр постановки, не желая загонять в его рамки живую разноплановую работу. Однако того, что от комедии старался отойти на почтительное расстояние, не скрывает. Рассказать хотел про живых людей, про барьеры, которые они сами вслед за обществом ставят на пути к своему счастью. По словам режиссера, его версия знаменитой и довольно часто появляющейся на подмостках пьесы отличается степенью пронзительности.

«Мне было важно в пьесе открыть не только ее легкомысленный, авантюрный, жанровый какой-то оттенок, что, в общем, может быть, а рассмотреть ее как историю открытия себя, открытия чувства, достижения мечты, вопрос судьбы», - говорит режиссер Павел Сафонов.

В роли Дианы де Бельфлор, гордячки-вдовы, в которой страсть зажигается, «видя страсть чужую», - Елена Подкаминская. Парики и наряды меняют ее образ до неузнаваемости, едва поспевая за бешеной сменой чувств. В роли секретаря Теодоро – Андрей Барило.

«О самом главном – о том, чтобы достичь своей мечты, каждого человека, и естественно о любви. Понять, любовь ли это. Если любовь, то уже стремиться к ней до конца», - говорит актер Андрей Барило.

В этой «Собаке на сене» серенад ждать не стоит. Зато музыка, специально написанная Фаустасом Латенасом, настраивает на особый лад, приподнимает над обыденностью.

Ни утонченная роскошь костюмов Евгении Панфиловой, ни изысканные декорации Мариуса Яцовскиса не выдадут зрителю времени или места действия. Все могло случиться когда-то давно, а может быть, происходит прямо сейчас – в роскошном загородном особняке. Противоречивый клубок из любви и гордости, страсти и заблуждений актеры театра Сатиры под руководством Павла Сафонова распутывают по-своему.

Новости культуры

Елена Подкаминская - гость программы «Главная роль»>>>

tvkultura.ru


Смотрите также