Современные молодые люди уже не застали эпоху Карандаша – легендарного советского клоуна. Однако в середине прошлого века артист был очень популярен. Появление этого человека со своей знаменитой собачкой Кляксой на цирковой арене вызывало бурный восторг у всех зрителей.
Справка! Михаил Николаевич Румянцев (1901-1983 гг) – народный артист Советского Союза, Герой Социалистического труда. Выступал под творческим прозвищем Карандаш. Всю свою жизнь посвятил цирковой карьере и оставил о себе добрую веселую память. Артист внес огромный вклад в развитие клоунады, создав новый подход в цирковом искусстве. Соотечественники даже называли его русским Чарли Чаплином.
Собака Карандаша
Румянцев проработал на манеже цирка чуть больше 55 лет. Присутствие его имени в афише всегда означало аншлаг в зале. Сначала он выступал в роли бродяжки, придуманного еще Чарли Чаплиным, но с 1935 года создал новый уникальный комический образ, названный в честь известного французского карикатуриста Каран Д’аш.
Советский клоун редко выходил на публику без своей смешной маленькой собаки. Их совместные номера производили настоящий фурор. Выступлению дрессированной собачки легендарного клоуна радовались все зрители, в особенности – дети. С нетерпением они дожидались антрактов, чтобы подойти поближе к собачке, потрогать ее, разглядеть и погладить. Этот неразделимый дуэт навеки остался в памяти зрителей, хотя четвероногий партнер у артиста появился не сразу.
Совместные номера Кляксы и Карандаша производили настоящий фурор
В начале своей карьеры клоун выступал один, но хотел завести себе лохматого друга еще задолго до его появления. Румянцев мечтал дополнить свой сценический облик питомцем, максимально гармоничным его собственному образу. Не зря ведь говорят, что собаки обычно похожи на своих хозяев. Причем Карандаш изначально был уверен, что это должна быть обязательно дворняжка черного окраса.
Отбор длился очень долго: псы были то слишком малы, то, наоборот, огромны. Стоит отметить, что рост артиста составлял всего 142 сантиметра, поэтому поиск животного подходящего размера был действительно не самой простой задачей.
Клякса и Карандаш максимально сочетались по сценическому образу
Такая собака нашлась абсолютно случайно – ее принес кто-то из соседей по коммунальной квартире в конце 30-х годов. Черный терьер по кличке Никс сразу подошел Карандашу, как будто они всю жизнь работали на манеже вместе, и стал ярким завершением его сценического образа.
Увидев этого пса, Румянцев сразу же решил включить его в свои цирковые номера. Под руководством артиста, который в те времена еще не был знаменитым и заслуженным, питомец стал сам зарабатывать себе на корм.
Кличку «Клякса» предложила жена Румянцева. Однажды она увидела, как пес сидит на ярком красном цирковом ковре, и отметила, что он похож на большое чернильное пятно. Карандаш одобрил новый сценический псевдоним партнера, и с тех пор собака всегда выходила на арену под именем Клякса.
Собачий век не так долог, поэтому Карандаш выступал со многими Кляксами. Когда собачка уходила в мир иной, клоун подбирал нового питомца, которого внешне было не отличить от предыдущего. Зрители даже не догадывались, что это уже не та Клякса.
За свою творческую карьеру Румянцев сменил 13 разных Клякс
Все последователи первой собаки носили эту же звучную и необычную кличку, даже если в ветеринарном паспорте они были записаны по-другому. Всего за свою творческую карьеру Румянцев сменил 13 разных Клякс.
Несмотря на то, что Румянцев хотел подобрать для себя дворняжку, его сценическим партнером стал породистый пес породы скотч-терьер.
Пес породы скотч-терьер
Черный шотландский терьер с большой головой, забавно торчащими ушками и характерной бородкой не только выигрышно смотрелся на сцене, но и прекрасно поддавался дрессировке. Восторг зрителей от его бесподобных выступлений был просто неописуем.
Памятник Карандашу и Кляксе
Кадр из мультфильма «Веселые охотники»
Собаки породы шотландский терьер, или скотч-терьер, отличаются покладистым характером, оригинальным внешним видом и сообразительностью. Это энергичные, активные, умные и любознательные питомцы, которые легко обучаются. Видимо, неспроста Румянцеву пришлась по душе эта порода, которой он не изменил ни разу за свою долгую цирковую карьеру.
Собаки породы скотч-терьер, отличаются покладистым характером, оригинальным внешним видом и сообразительностью
Происхождение породы изначально не связано с цирковыми выступлениями. Собаку выводили специально для охоты на норку, барсуков, лис и других норных зверьков, а также мелкой дичи, для истребления крыс и мышей. Мощные конечности и удлиненная морда, пропорциональная телу, позволяли животному легко проникать в узкие норы.
Скотч-терьер внимательно следит за действиями дрессировщика и послушно выполняет его команды, хотя не откажется от возможности иногда проявить свой нрав.
Пес обладает твердым характером и может постоять за себя
Небольшие размеры этой собачки позволяют содержать ее в небольших помещениях. Питомец будет комфортно себя чувствовать даже в однокомнатной квартире, но его неуемная энергия требует длительных прогулок.
Скотч-терьер обожает бегать без поводка, исследовать все кусты в окрестностях, рыть ямы и играть в мяч. Потенциальному хозяину такой собаки следует оценить, сможет ли он обеспечить животному минимум двухчасовой ежедневный выгул, чтобы утолить его жажду приключений.
Представители этой породы в целом неприхотливы в быту, но требуют особого подхода к уходу за шерстью, а также к составлению рациона.
Скотч-терьер
Разрешено | Запрещено |
---|---|
Курица; говядина; рыба; кефир и творог низкой жирности; морковь; кабачки; рис; яблоки; гречка; огурцы | Кости; свинина; баранина; маринады и соления; мучные продукты и сладости; овсяная каша; перловая каша; копченые изделия; картошка; бобовые |
Человечество с древних времен восхищалось шотландскими терьерами. Клоун Карандаш был не единственным любителем этой породы. Истории известно много знаменитых людей, которые выбрали в качестве питомца маленьких скотчей:
pets-expert.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Карандаш.Каранда́ш (настоящее имя — Михаи́л Никола́евич Румя́нцев; 27 ноября (10 декабря) 1901 — 31 марта 1983) — советский и российский артист цирка (клоун), киноактёр. Герой Социалистического Труда (1979)[3]. Народный артист СССР (1969)[4]. Кавалер Ордена Ленина (1979).
Михаил Румянцев родился 27 ноября (10 декабря) 1901 года в Санкт-Петербурге.
В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса.
В 1922 году переехал в Старицу (ныне Тверская область), где устроился писать плакаты для городского театра. В 1925 году, будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.
В 1926 году, увидев рядом с собой актёров эпохи немого кино М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего — на Курсы циркового искусства (ныне — Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре М. С. Местечкин. Курсы окончил в 1930 году. После этого работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).
С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина, но в 1932 году решил отказаться от этого образа.
С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.
С 1936 года переведён в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.
О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!». С другой стороны, Н. М. Румянцева вспоминает: «Карандаш не допустил ничего лишнего ни в репликах, ни в сюжетах, точно чувствуя границы»[5].
В 1940—1950 годы стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.
Неоднократно гастролировал за рубежом.
Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.
Умер 31 марта 1983 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).
Рост артиста был всего 142 сантиметра, однако никаких комплексов он при этом не испытывал. Его супруга Тамара Семёновна была намного выше его и младше на двадцать лет.
Памятник в Москве на улице Ефремова, 12
Мемориальная доска на 1-й Тверской-Ямской улице в Москве
Памятник перед зданием Гомельского государственного цирка
Карандаш (клоун) (рус.). Сайт «Герои страны».
ru.wikipedia.org
Современные молодые люди уже не застали эпоху Карандаша – легендарного советского клоуна. Однако в середине прошлого века артист был очень популярен. Появление этого человека со своей знаменитой собачкой Кляксой на цирковой арене вызывало бурный восторг у всех зрителей.
Справка! Михаил Николаевич Румянцев (1901-1983 гг) – народный артист Советского Союза, Герой Социалистического труда. Выступал под творческим прозвищем Карандаш. Всю свою жизнь посвятил цирковой карьере и оставил о себе добрую веселую память. Артист внес огромный вклад в развитие клоунады, создав новый подход в цирковом искусстве. Соотечественники даже называли его русским Чарли Чаплином.
Румянцев проработал на манеже цирка чуть больше 55 лет. Присутствие его имени в афише всегда означало аншлаг в зале. Сначала он выступал в роли бродяжки, придуманного еще Чарли Чаплиным, но с 1935 года создал новый уникальный комический образ, названный в честь известного французского карикатуриста Каран Д’аш.
Советский клоун редко выходил на публику без своей смешной маленькой собаки. Их совместные номера производили настоящий фурор. Выступлению дрессированной собачки легендарного клоуна радовались все зрители, в особенности – дети. С нетерпением они дожидались антрактов, чтобы подойти поближе к собачке, потрогать ее, разглядеть и погладить. Этот неразделимый дуэт навеки остался в памяти зрителей, хотя четвероногий партнер у артиста появился не сразу.
Совместные номера Кляксы и Карандаша производили настоящий фурор
В начале своей карьеры клоун выступал один, но хотел завести себе лохматого друга еще задолго до его появления. Румянцев мечтал дополнить свой сценический облик питомцем, максимально гармоничным его собственному образу. Не зря ведь говорят, что собаки обычно похожи на своих хозяев. Причем Карандаш изначально был уверен, что это должна быть обязательно дворняжка черного окраса.
Отбор длился очень долго: псы были то слишком малы, то, наоборот, огромны. Стоит отметить, что рост артиста составлял всего 142 сантиметра, поэтому поиск животного подходящего размера был действительно не самой простой задачей.
Клякса и Карандаш максимально сочетались по сценическому образу
Такая собака нашлась абсолютно случайно – ее принес кто-то из соседей по коммунальной квартире в конце 30-х годов. Черный терьер по кличке Никс сразу подошел Карандашу, как будто они всю жизнь работали на манеже вместе, и стал ярким завершением его сценического образа.
Увидев этого пса, Румянцев сразу же решил включить его в свои цирковые номера. Под руководством артиста, который в те времена еще не был знаменитым и заслуженным, питомец стал сам зарабатывать себе на корм.
Кличку «Клякса» предложила жена Румянцева. Однажды она увидела, как пес сидит на ярком красном цирковом ковре, и отметила, что он похож на большое чернильное пятно. Карандаш одобрил новый сценический псевдоним партнера, и с тех пор собака всегда выходила на арену под именем Клякса.
Собачий век не так долог, поэтому Карандаш выступал со многими Кляксами. Когда собачка уходила в мир иной, клоун подбирал нового питомца, которого внешне было не отличить от предыдущего. Зрители даже не догадывались, что это уже не та Клякса.
За свою творческую карьеру Румянцев сменил 13 разных Клякс
Все последователи первой собаки носили эту же звучную и необычную кличку, даже если в ветеринарном паспорте они были записаны по-другому. Всего за свою творческую карьеру Румянцев сменил 13 разных Клякс.
Несмотря на то, что Румянцев хотел подобрать для себя дворняжку, его сценическим партнером стал породистый пес породы скотч-терьер.
Пес породы скотч-терьер
Черный шотландский терьер с большой головой, забавно торчащими ушками и характерной бородкой не только выигрышно смотрелся на сцене, но и прекрасно поддавался дрессировке. Восторг зрителей от его бесподобных выступлений был просто неописуем.
Памятник Карандашу и Кляксе
Кадр из мультфильма «Веселые охотники»
Собаки породы шотландский терьер, или скотч-терьер, отличаются покладистым характером, оригинальным внешним видом и сообразительностью. Это энергичные, активные, умные и любознательные питомцы, которые легко обучаются. Видимо, неспроста Румянцеву пришлась по душе эта порода, которой он не изменил ни разу за свою долгую цирковую карьеру.
Собаки породы скотч-терьер, отличаются покладистым характером, оригинальным внешним видом и сообразительностью
Происхождение породы изначально не связано с цирковыми выступлениями. Собаку выводили специально для охоты на норку, барсуков, лис и других норных зверьков, а также мелкой дичи, для истребления крыс и мышей. Мощные конечности и удлиненная морда, пропорциональная телу, позволяли животному легко проникать в узкие норы.
Скотч-терьер внимательно следит за действиями дрессировщика и послушно выполняет его команды, хотя не откажется от возможности иногда проявить свой нрав.
Пес обладает твердым характером и может постоять за себя
Небольшие размеры этой собачки позволяют содержать ее в небольших помещениях. Питомец будет комфортно себя чувствовать даже в однокомнатной квартире, но его неуемная энергия требует длительных прогулок.
Скотч-терьер обожает бегать без поводка, исследовать все кусты в окрестностях, рыть ямы и играть в мяч. Потенциальному хозяину такой собаки следует оценить, сможет ли он обеспечить животному минимум двухчасовой ежедневный выгул, чтобы утолить его жажду приключений.
Представители этой породы в целом неприхотливы в быту, но требуют особого подхода к уходу за шерстью, а также к составлению рациона.
Разрешено | Запрещено |
---|---|
Курица; говядина; рыба; кефир и творог низкой жирности; морковь; кабачки; рис; яблоки; гречка; огурцы | Кости; свинина; баранина; маринады и соления; мучные продукты и сладости; овсяная каша; перловая каша; копченые изделия; картошка; бобовые |
Человечество с древних времен восхищалось шотландскими терьерами. Клоун Карандаш был не единственным любителем этой породы. Истории известно много знаменитых людей, которые выбрали в качестве питомца маленьких скотчей:
Карандаш Михаил Румянцев | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Михаил Николаевич Румянцев |
Дата рождения | 27 ноября (10 декабря) 1901 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 31 марта1983 ( 1983-03-31 ) (81 год) |
Место смерти | |
Профессия | |
Гражданство |
|
Годы активности | 1928—1983 |
Жанр | клоунада |
Цирк | Московский цирк на Цветном бульваре |
Награды | |
IMDb | ID 1465800 |
Подпись | |
Медиафайлы на Викискладе |
В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса.
В 1922 году переехал в Старицу (ныне Тверская область), где устроился писать плакаты для городского театра. В 1925 году, будучи с театром на гастролях, остался в Твери и работал оформителем плакатов. В этом же году переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов.
В 1926 году, увидев рядом с собой актёров эпохи немого кино М. Пикфорд и Д. Фэрбенкса-старшего, решил стать артистом. Поступил на курсы сценического движения, после чего — на Курсы циркового искусства (ныне — Государственное училище циркового и эстрадного искусства) в класс акробатов-эксцентриков, который вёл будущий главный режиссёр Цирка на Цветном бульваре М. С. Местечкин. Курсы окончил в 1930 году. После этого работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград).
С 1928 года стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина, но в 1932 году решил отказаться от этого образа.
С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм.
С 1936 года переведён в Московский цирк (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку — маленького скотч-терьера по кличке Клякса. Так началась карьера Карандаша как клоуна.
О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопчёной колбасы, ананасами и прочим (всё это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал — ждал, что скажет Карандаш. Тогда клоун громко говорил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!». С другой стороны, Н. М. Румянцева вспоминает: «Карандаш не допустил ничего лишнего ни в репликах, ни в сюжетах, точно чувствуя границы» [5] .
В 1940—1950 годы стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован. К своей профессии относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов.
Неоднократно гастролировал за рубежом.
Всего проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.
Умер 31 марта 1983 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).
Рост артиста был всего 142 сантиметра, однако никаких комплексов он при этом не испытывал. Его супруга Тамара Семёновна была намного выше его и младше на двадцать лет.
Памятник в Москве на улице Ефремова, 12
Мемориальная доска на 1-й Тверской-Ямской улице в Москве
Памятник перед зданием Гомельского государственного цирка
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2020
russkiy-spaniel.ru
Люди среднего и старшего поколения отлично помнят знаменитого клоуна Карандаша и его постоянную спутницу на арене цирка – собаку Кляксу. Какой породы была эта собака, и сколько всего собак было у известного артиста?
Клоун Карандаш «в миру» имел совсем другое имя, звали его Михаилом Николаевичем Румянцевым (1901-1983 гг). Народный артист СССР, Герой Соцтруда, и просто любимый всеми человек редко появлялся на публике без своей забавной собаки.
В цирке Николай Румянцев начал работать в 1935 году, собака в его выступлениях появилась не сразу. Кто-то из соседей по коммуналке подарил ему скотч-терьера, которого клоун решил включить и в свои цирковые номера. Так, собака начала сама зарабатывать себе на пропитание, под руководством тогда еще не знаменитого и не заслуженного артиста.
Собаки этой породы отличаются оригинальным, привлекательным экстерьером, покладистым и сообразительным нравом. Немного дрессировки и собака начала выступать вместе с клоуном, к неизменной радости и удовольствию зрителей, особенно – детей. Они с нетерпением ожидали перерывов, чтобы можно было посмотреть на собаку ближе в фойе цирка, потрогать руками, погладить.
К сожалению, век собаки не такой долгий, как у человека, живут они всего 12-13 лет. Место умершего пса рядом с клоуном всегда занимали другие скотч-терьеры, многие из которых были потомками самой первой Кляксы, имели такой же окрас и вообще во всем были на нее похожи. Поэтому зрители не догадывались, что Клякса уже не та. Так и сложился сценический образ из одного клоуна Карандаша и одной собаки Кляксы, а что там было за кулисами – зрителям знать не обязательно.
Всего же, за время работы в цирке, а это 55 лет, у Карандаша было 13 собак – Клякс. Умер клоун в марте 1983 года, его последняя, тринадцатая по счету, Клякса осталась без работы, и перешла под попечительство родственников артиста.
Карандаш и Клякса оставили свой след не только в цирковом искусстве. Мультфильм о них «Веселые охотники» был снят на студии Союзмультфильм в 1954 году. Его и сейчас с удовольствием смотрят и дети, и взрослые, желающие вспомнить свое детство.
А скульптурная композиция Карандаша с Кляксой из бронзы перед зданием Союза цирковых деятелей России появилась уже после смерти артиста в 90-е годы прошлого столетия. Автор композиции, скульптор из Беларуси Долгов Вячеслав.
Скотч-терьер, или шотландский терьер – порода собак, выведенная собаководами Шотландии. Собака невысокого роста 25-28 см очень подходила Карандашу, рост которого тоже нельзя назвать гигантским – всего 142 сантиметра.
Сами шотландцы называют эту породу «большими собаками в маленькой упаковке» — несмотря на маленький рост, пес обладает сильным характером, является яркой «личностью» в среде сородичей, и может постоять за себя. Видимо не зря Румянцеву так понравилась эта порода, и он не изменял ей на протяжении долгих лет своей работы в цирке.
Изначально шотландского терьера выводили, конечно, не для выступлений в цирке, собака должна была охотиться на норных животных – лис, барсуков, норку и прочих. А собаки такого направления не бывают слишком крупными. Голова у нее длинная, для проникновения в норы, однако пропорциональная по отношению к телу. Хвост короткий, забавно загнутый, лапы крупные и сильные. Шерсть длинная черного или песочного окраса.
По характеру скотч-терьеры выносливые, умные, сообразительные, легко поддаются дрессировке, но не упустят возможности показать собственный нрав и собственные таланты, но без агрессии.
Клоун Карандаш был не единственным в истории человеком, кому нравились собаки этой породы. Скотч-терьеры были у американских президентов Рузвельта и Буша-младшего, у поэта Владимира Маяковского, и подруги Гитлера – Евы Браун.
petstwins.ru
До сих пор настоящие поклонники циркового искусства с любовью и трепетом вспоминают всемирно известный образ клоуна Карандаша, за которым скрывался талантливый артист Михаил Николаевич Румянцев. Неустаревающая сатира, демонстрирующая сценки времен Великой Отечественной войны и рассказывающая истории из жизни маленького человека, вошла в творческую энциклопедию советского цирка и стала учебным пособием для сотни артистов в России и за рубежом.
Биография клоуна Карандаша, настоящее имя которого — Михаил Николаевич Румянцев, началась в Петербурге 10 декабря 1901 года. Его детство прошло в кругу семьи, состоявшей из отца, слесаря компании «Симменс и Гальске», которая позже преобразовалась в предприятие «Электросила», матери-домохозяйки, младшего брата Николая и сестры Елены.
Опубликовано марина кулиш Среда, 4 февраля 2015 г.Клоун Карандаш
Идиллия нарушилась с потерей родительницы, которая скончалась после продолжительной болезни и оставила главе дома заботы об образовании и воспитании маленьких детей. Нежелание быть обузой подтолкнуло Мишу, едва окончившего среднюю школу, поступить на курсы художников-ремесленников и покинуть родственников после революции 1917 года.
В поисках работы юноша, с ранних лет мечтавший о путешествиях, отправился в соседнюю Тверскую область и в 1922 году поступил на должность оформителя в центральный театр города Старицы. Во время гастролей малочисленной труппы артистов Румянцев исполнял обязанности ассистента и билетера и рисовал красками цветные афиши и буклеты, а потом отстал от коллектива и обосновался сначала в Твери, а затем в Москве.
В молодости Михаил часто посещал кинотеатры и однажды попал на творческую встречу с прославленными иностранцами Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд. С этого момента биография молодого человека круто изменилась, и он решил стать знаменитым артистом.
Опубликовано Natella Yakimov Воскресенье, 10 декабря 2017 г.Клоун Карандаш в молодости
Окончив курсы сценического движения, Румянцев поступил в школу циркового искусства по специальности «акробат-эксцентрик». Будущему клоуну повезло с преподавателем Марком Соломоновичем Местечкиным, который с первого взгляда распознал истинного артиста, способного завести публику яркими сюжетно-тематическими номерами.
В годы учебы Михаил подрабатывал на аренах цирков в регионах и поначалу появлялся перед публикой без грима и пародировал костюм и манеру поведения Чарли Чаплина. Правда, по окончании школы актерского и циркового мастерства молодой человек отказался от этого образа и начал поиски собственного, ни на кого не похожего персонажа.
В начале 1930-х годов Румянцев начал самостоятельную взрослую карьеру и устроился в смоленский передвижной цирк. Труппа состояла из артистов разного жанра, и молодой человек стал перенимать опыт и записывать наблюдения в дневник. На основе этих заметок начинающий клоун вносил коррективы в собственные выступления и дополнял их песнями, танцами и акробатическими номерами.
Клоун Карандаш на арене Московского циркаОбучение на практике продолжилось в республиканском Бакинском цирке, где Михаил оказался в 1932 году. Потом творческий поиск привел артиста на арены Казани и нынешнего Волгограда, но душа тянула его на родину, в Ленинград. Именно там, в стенах цирка, построенного усилиями великого итальянского дрессировщика Гаэтано Чинизелли, на сцене впервые появился клоун Карандаш, одетый в мешковатые брюки и странную шляпу с узкими полями.
Интермедии, тщательно подготовленные за годы творческого поиска, до слез смешили зрителей и других артистов и, вопреки ожиданиям, приносили исполнителю вполне достойный доход. В 1935 году клоун перебрался в московский Цирк на Цветном бульваре и сразу завоевал сердца избалованной столичной публики.
Клоун Карандаш на цирковой афишеОднако самому артисту чего-то не хватало, и он начал задумываться о сценическом партнере. Поскольку среди людей такого не нашлось, у Карандаша возникла идея сделать интермедию с собакой породы дворняжка, но среди доступных животных не нашлось подходящего по размеру, окраске и внешнему виду. Трудно представить, насколько нелепо Румянцев с ростом 142 см выглядел бы на фоне «барбосов», походивших на сенбернара или немецкую овчарку.
Поиски продолжались до тех пор, пока клоуна не познакомили с маленьким черным шотландским терьером по кличке Никс, который на красном сукне арены смотрелся как настоящая чернильная клякса. Четвероногого друга быстро переименовали и представили публике.
Вообще у Карандаша было несколько животных, натренированных для участия в той или иной репризе. Независимо от того, какую кличку маленький «артист» имел по документам, на манеже он неизменно был милой и забавной собакой Кляксой.
Карандаш и собака КляксаВ годы Великой Отечественной войны лохматый партнер играл роли лидеров фашистского движения и яростно лаял с трибуны в микрофон в пародиях на Гитлера, Геринга и Геббельса. Во время показа этих номеров Карандаш заметил, что публике нравится острая политическая сатира, и в последующей карьере отдал предпочтение именно этому жанру.
В послевоенные годы клоун разыграл десятки сценок из жизни советских граждан, но ни разу не пересек границу дозволенного, позволяя зрителям самим додумать содержание и выйти за установленные государством рамки.
Опубликовано Один день в Одессе Пятница, 9 декабря 2016 г.Карандаш и Юрий Никулин
Ярким примером такого подхода стали номер, посвященный дефициту, когда клоун молча ходил по манежу с сетчатой сумкой, полной редких продуктов, и интермедия с разрушением статуи и провальной попыткой ее восстановить. Подобные сценки позже стали визитной карточкой раннего творчества комического дуэта Михаила Шуйдина и Юрия Никулина, в 1940-1950-х годах бывших учениками и сценическими партнерами Карандаша и Кляксы.
В общей сложности Михаил Румянцев провел на манеже 55 лет и за это время на представлениях с его участием неизменно собирались аншлаги. В последний раз публика увидела любимого клоуна в 1983 году, когда до его смерти оставалось 2 недели. Сейчас выступления Карандаша можно увидеть в цикле передач «Как уходили клоуны» и документальных и художественных фильмах «Концерт фронту», «Парад-алле», «Это очень, очень серьезно…» и других.
В советское время в кругу артистов было не принято афишировать личную жизнь, поэтому о жене и детях Карандаша известно немного. В браке с цирковой ассистенткой Тамарой Семеновной, девичья фамилия которой нигде не упоминается, Михаил Николаевич прожил более 50 лет, и за это время супруги стали родителями умной и талантливой дочери Натальи и бабушкой и дедушкой внучки Овенэ.
Являясь коллегами и единомышленниками, Михаил и Тамара вместе пережили войну, а потом со смехом вспоминали эпизод, как клоуна не пустили в поезд с собакой, и ему пришлось 3 месяца добираться до Омска на попутном транспорте и пешком.
Единственной проблемой в отношениях была любовь Карандаша к крепкому качественному алкоголю. В его гримерной находился специальный тайник, где он прятал от жены водку или бутылку дорогого дефицитного коньяка. Несмотря на это, артист очень ответственно подходил к работе и никогда не пил перед выходом на манеж.
Другой особенностью натуры Михаила Николаевича, со стороны казавшегося веселым и беззаботным, была требовательность к другим и невероятная пунктуальность. Став прославленным и авторитетным артистом, Карандаш строго отчитывал коллег за опоздания на репетиции и сильно нервничал, когда кто-либо начинал с ним спорить.
Опубликовано Vyacheslav Kirillov Среда, 26 апреля 2017 г.Карандаш без грима
Коллеги вспоминали, что, став популярным, Карандаш сохранил природную скромность и пристально следил за тем, чтобы на цирковых афишах ни в коем случае не появлялись его имя или фотография. А однажды, когда его поселили в номере люкс, а остальных артистов в общежитии, клоун отчитал организаторов, а потом отказался выходить на манеж.
Об этих и других случаях неоднократно рассказывали родные и знакомые Михаила Николаевича. Кроме того, истории из жизни великого клоуна отразились в документальной фильмографии и вошли в биографическую книгу искусствоведа Натальи Румянцевой «Карандаш».
Невзирая на преклонный возраст, Карандаш отличался крепким здоровьем, позволявшим оставаться в профессии и до последних дней выходить на манеж. Правда, в 1960-х годах клоуну пришлось отказаться от номеров, связанных с риском для жизни, и исключить из программы трюки на канате и под куполом цирка.
Глядя на загримированного артиста, зрители думали, что Карандаш еще долгое время будет радовать их смешными сатирическими репризами. К сожалению, Румянцев оказался не вечным, и 31 марта 1983 года творческий мир потрясла новость о его скоропостижной кончине. Причиной смерти всенародно любимого клоуна стала пневмония, развившаяся на фоне переохлаждения и банальной простуды.
Памятник Карандашу и собаке КляксеДо сих пор к могиле Михаила Николаевича, расположенной на 10-м участке Кунцевского кладбища, поклонники приносят цветы, а потом возвращаются домой и пересматривают кадры любимых выступлений.
Коллеги тоже отдали дань памяти Карандашу и его верной спутнице — собаке Кляксе, установив памятники на улице Ефремова в Москве и перед зданием государственного цирка в Гомеле.
24smi.org
Великий маленький клоун
Наш великий Карандаш / Народные артисты СССР
115 лет назад, 10 декабря 1901 года, родился выдающийся советский клоун Михаил Румянцев, более известный под псевдонимом «Карандаш» и ставший «нашим всем» в важнейшем для отечественной культуры цирковом искусстве, — великий клоун, учениками которого были такие не нуждающиеся в представлении фигуры, как Олег Попов и Юрий Никулин. Он работал на арене 55 лет и создал множество реприз, ставший классикой циркового жанра. В них были юмор и сатира, оригинальная манера исполнения и нестандартные сюжеты. ©
Михаил Румянцев родился в Санкт-Петербурге 10 декабря 1901 года. Учеба будущему цирковому артисту давалось тяжело. Окончив художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств, он переехал в город Старица Тверской области, где устроился работать художником-плакатистом в местном театре. Через три года Румянцев уже оказался в Москве, рисуя афиши для кинотеатра «Экран жизни»
В 1934 году Михаил Румянцев устроился работать в Ленинградский цирк. Именно там он создал образ, который вошел в историю советского цирка. Псевдоним артиста — Каран д`Аш — возник из имени французского карикатуриста середины 30-х, скоро появилось и имя Клякса для черного скотчтерьера — всех последующих собак Карандаш также называл Кляксами.
Внучка артиста, поэт и драматург Овена Румянцева рассказывала: «Михаил Николаевич обожал своих скотч-терьеров Клякс. Я бы не сказала даже, что он их дрессировал. Собаки выходили на манеж и с удовольствием включались в игру. Самую знаменитую Кляксу звали Чопой. Дед водил ее по собачьим выставкам, и на каждой она получала по медали. И вовсе не потому, что ее хозяин — сам Карандаш. Чопа была необыкновенно обаятельным скотч-терьером с голубыми глазами».
В отличие от многих, Карандаш умел выходить на манеж без заранее подготовленных сценок. Артист выступал до 82 лет. Юбилеи Карандаша каждые пять лет праздновались с помпой — и всегда на арене Ленинградского цирка на Фонтанке.
«Его жена была настоящая боевая подруга, которая следовала за Карандашом на всех гастролях и всегда его поддерживала. Нет, Румянцев не был бабником, и его супруга вряд ли опасалась измен. Тут дело было в другом — Карандаш очень любил выпить, и супруга всегда давала строгие указания работникам цирков, чтобы они ни под каким видом не давали ему спиртное. Выйти на улицу и пойти в ларек, чтобы «взять», клоун не мог, он был очень узнаваем. Поэтому ему приходилось идти на хитрость. На гастролях он всегда просил себе такие гримерки, где была щель между дверью и полом. В эту щель Карандаш просовывал десятку и просил знакомых работников цирка сбегать в буфет. Затем клоун выставлял собачью миску своих питомцев, куда заботливые коллеги наливали его любимый коньяк, чтобы жена ничего не заметила», — вспоминал о жизни Карандаша его коллега Борис Заец.
Помимо цирковой деятельности Михаил Румянцев отметился и в кинематографе. В числе его работ роли в следующих фильмах и киноконцертах: «Высокая награда», «Девушка с характером», «Старый двор», «Концерт фронту», «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии», «Иван Никулин — русский матрос», «Карандаш на льду», «Самоуверенный Карандаш», «Соберите Венеру».
Михаил Румянцев умер 31 марта 1983 года и был похоронен на Кунцевском кладбище. В 1987 году его имя было присвоено московскому Государственному училищу циркового и эстрадного искусства.
© «Газета.ру» и «Коммерсантъ Огонёк», 10 декабря 2016
yarodom.livejournal.com
10 декабря (по новому стилю) 1901 года родился советский артист цирка Михаил Румянцев, более известный как клоун Карандаш. Вашему вниманию — 11 фактов о нем.
Клоун Карандаш. Фото: wikipedia.org1. Изначально сценический псевдоним клоуна Михаила Румянцева звучал иначе — не Карандаш, а Каран д’Аш. До Румянцева этот псевдоним использовал родившийся в Москве французский художник-карикатурист Эммануил Пуаре. Причем сам Пуаре, придумывая псевдоним Caran d’Ache, отталкивался от французской транскрипции слова «карандаш». Румянцев же, став известным, отказался от «аристократического» звучания сценического имени.
2. До начала артистической карьеры Михаил Румянцев работал оформителем театральных плакатов. После переезда в Москву, где будущий клоун стал работать художником-плакатистом в кинотеатре, Румянцев решил поступить в школу циркового искусства.
Клоун Карандаш в фильме «Высокая награда», 1939 год. Изображение: wikipedia.org3. Молодой артист цирка в начале своей карьеры выходил на манеж в образе Чарли Чаплина. Спустя несколько лет Михаил Румянцев отказался от использования данного образа, но, тем не менее, в Карандаше оставались черты чаплинского Маленького Бродяги.
4. Неизменным атрибутом выступлений клоуна Михаила Румянцева являлась маленькая черная собака породы скотч-терьер. Карандаш не сразу ввел собаку в свои номера, но после того, как животное по кличке Клякса стало появляться на манеже, Карандаша без Кляксы уже не воспринимали. Про их приключения в СССР даже сняли мультфильм «Карандаш и Клякса — веселые охотники». За время карьеры Михаила Румянцева сменилось 13 Клякс.
Видео: Planeta Karapuz5. В годы Великой Отечественной войны Карандаш не только продолжал выступления на манеже Московского цирка, но и выезжал на фронт в составе артистических фронтовых бригад. Несколько номеров Карандаша военных лет вошли в историю. На арене устанавливали маленькую трибуну. Выбегала собака, становилась на трибуну, упиралась передними лапами в пюпитр и начинала лаять и выть в микрофон. Клоун снимал собаку с трибуны и говорил: «Речь министра пропаганды Геббельса окончена».
6. На счету клоуна Михаил Румянцева — более десятка ролей в кино. Правда, в большинстве случаев Карандаш играл самого себя, то есть циркового клоуна. Исключением являются фильмы «Девушка с характером», где Румянцев сыграл официанта в вагоне-ресторане, а также «Иван Никулин — русский матрос», где артисту досталась роль итальянца.
Памятник перед зданием Гомельского государственного цирка. Фото: wikipedia.org7. Клоун Михаил Румянцев был чрезвычайно невысокого роста — всего 142 см. Для сравнения: Чарли Чаплин, с образа которого начинал цирковую карьеру Карандаш, имел рост 165 см. При этом Карандаш относительно роста никогда не комплексовал. В жены он взял девушку не только значительно выше себя, но еще и на 17 лет младше.
8. В 1979 году клоун Михаил Румянцев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Это был первый случай, когда столь высокой награды был удостоен клоун. В 1990 году Героем Социалистического Труда стал еще один советский клоун — ученик Карандаша Юрий Никулин.
9. Карьера Михаила Румянцева в цирке продолжалась 55 лет. В последний раз 81-летний Карандаш вышел на манеж в марте 1983 года, всего за 12 дней до своей смерти.
10. В одном из своих интервью в конце жизни Михаил Румянцев сказал: «Я клоун. И никем другим себя не представляю. У меня никогда не было желания начать все сначала. У меня есть только желание — продолжать. Я не могу и не умею быть нигде, кроме цирка».
11. С 1987 года Государственное училище циркового и эстрадного искусства в Москве носит имя Михаила Румянцева (Карандаша).
news.tut.by
У советских людей не было своего "Южного парка", не было стендап-комиков, которые подшучивали над политиками, и дерзких пранкеров, в чьих силах было набрать по телефону генсека и как следует его разыграть. Зато в СССР были клоуны. В те времена циркачи с красными носами поставляли зрителю самую бескомпромиссную политическую сатиру. Беззлобную, но всегда бьющую в цель.
Сам Румянцев был довольно аполитичным — в партии не состоял, на трибуну не лез. В отличие от других клоунов вроде Виталия Лазаренко, который шпарил лозунгами прямо на манеже. У Карандаша был другой подход, о чём писала его дочь Наталья Румянцева. На дворе стояли 30-е, и газетные полосы украшали бесконечные рекорды. Шумиху вокруг стахановских успехов Карандаш спародировал очень своеобразно. Вышел на сцену со своей собакой Кляксой и начал резать ей сосиски. Всё это сопровождалось барабанной дробью и происходило в атмосфере немного идиотичной торжественности. Зрители с замиранием сердца ждали, что произойдёт дальше. А дальше ничего не происходило, — покончив с сосисками, Карандаш ставил перед собакой миску, раскланивался и уходил. Мораль: нечего поднимать ажиотаж из-за всяких мелочей.
Он как будто на что-то намекал, но ничего не уточнял. И, наверное, увидев собачку, которая съедала сосиску под грохот барабанов, зрители вспоминали какие-то шумные кампании вокруг пустяков
Наталья Румянцева, "Карандаш"
Однако проехаться по актуальному поводу, чтобы, как говорится, утром в газете, а вечером в куплете, Карандаш тоже любил. С утра пресса сообщает о поимке дипломата Хилтона, который занимался съёмкой секретных объектов. После ареста дипломат не растерялся и выдал, что просто искал место для лыжной вылазки. Карандашу понадобилось всего пару минут, чтобы обернуть этот случай в остроумную сценку. Тем же вечером он вышел перед зрителями в тулупе и валенках, с фотоаппаратом на шее. К нему подходил инспектор манежа и интересовался, что же он собирается делать в таком обмундировании. Карандаш невозмутимо отвечал, что ищет место для лыжной вылазки.
Реприза про стахановцев описывала целую эпоху и актуальна даже сегодня, а вот шутка про лыжную вылазку живёт всего пару дней. Сегодня мы уже понятия не имеем, кем был этот самый дипломат Хилтон и за чем он шпионил. Румянцев это прекрасно понимал и даже отказывался от хороших (но быстро прогорающих) реприз в пользу более глобальных зарисовок.
Вы написали остроумную репризу на злобу дня. Простите, но у меня нет времени злиться на один день, даже если этот день — понедельник
Михаил Румянцев
Широко известен случай, когда Карандаш проехался по продуктовому дефициту в эпоху Брежнева. Клоун появлялся на манеже с авоськой, полной банок с икрой, сырокопчёной колбасы и ананасов — всё это, разумеется, было муляжом, что добавляло репризе дополнительную иронию. Он молча оглядывал зал, а когда тишина достигала предела, громко говорил: "Я молчу, потому что у меня всё есть. А вы почему?" Леонид Ильич иронию оценил и никаких санкций не последовало. Доставалось от Карандаша и мебели — в одной из сценок на него обрушивался плохо сбитый шкаф. Из-под него вылезал совершенно плоский двойник Карандаша из фанеры.
В годы Великой Отечественной войны Карандаш, напротив, поставил свои репризы на службу пропаганды, представляя фашистов в смешном свете. Наступление Гитлера на Москву с его подачи превратилось в настоящий клоунский блокбастер: на манеж выезжал бутафорский танк с Карандашом в маске человека-собаки и с топором в руках. Он грозил зрителям топором, а потом выдавал грозное "Нах Москоу!" и катился вперёд. Внезапно танк взрывался, и из-под него выползал в разорванных лохмотьях Карандаш и на костылях скрывался за кулисами. В годы войны Румянцев организовал артистическую бригаду, с которой приезжал на фронт, где он с успехом выступал с подобными номерами.
Были в его репертуаре и репризы попроще. В одной из них Карандаш выходил на манеж, брал метлу, делал несколько взмахов, а потом бросал её на пол. Его тут же спрашивали: "Карандаш, почему ты бросил метлу?", на что тот спокойно отвечал: "Не могу. Война..." Так через клоунаду Румянцев описал всю эпоху, как это сегодня делают профессиональные пародисты и сатирики — как через мелкие газетные заметки, так и через вневременные репризы.
life.ru
Скотч-терьер.
Из истории породы: шотландский терьер произошел от древних видов норных собак. До середины прошлого века владельцы коротконогих жесткошерстных терьеров обращали внимание не столько на внешний вид своих питомцев, сколько на рабочие качества. С шотландским терьером охотились на барсука, лису, выдру, он должен был уметь поднимать птицу на крыло. Шотландский терьер, некогда носивший название абердинского, существовал в различных формах много веков. Но лишь в 80-х гг. прошлого века в Англии и Шотландии возникли клубы любителей этой породы, и был выработан стандарт породы, с небольшими изменениями, сохранившийся до наших дней. Шотландский терьер был одним из первых жесткошерстных терьеров, которые на рубеже 19-20 вв. стал успешно разводиться и в других странах. Причем, если до 1932 года он признавался только как охотничья собака, то с этого времени он отнесен к разряду сторожевых и домашних собак. В России впервые эти собаки появились в 30-е годы, но по-настоящему порода стала развиваться только в послевоенный период. Популяризации этой породы у нас активно способствовал артист цирка Румянцев (клоун Карандаш). Его Никс был, чуть ли не первым скотч-терьером, появившимся в нашей стране. С Никсом, а позднее с его потомками, Карандаш много раз появлялся на арене, вызывая смех публики. Собака Карандаша получила постоянный сценический псевдоним - Клякса. Хотя она и не показывала на арене чудеса дрессуры, ее потешный вид и простенькие номера оживляли репризы клоуна. После войны породу "шотландский терьер" стали с увлечением разводить московские и петербургские любители. Сейчас популярность скотч-терьеров неуклонна растет.
Сибирские хаски.
Из истории породы: хаски выведены племенами чукчей (кочевым восточносибирским народом), которые запрягали их в нарты, поручали им пасти северных оленей и использовали как сторожей. В суровых сибирских условиях - это прекрасные служебные псы - выносливые, любящие работать. Столетиями хаски жили только в Сибири, но в начале нашего века торговцы пушниной завезли их в северную Америку, где они вскоре прославились как чемпионы санных гонок. Сейчас многие держать их просто в качестве домашних любимцев.
Самоедская лайка.
Из истории породы: передки самоедских лаек - крепкие северо-европейские шпицеобразные собаки. Самоеды - старинное название кочевого сибирского народа, который запряг лаек в нарты и обучил их пасти северных оленей. Порода прославилась своей неприхотливостью и выносливостью - полячрные исследователи охотно брали этих собак в свои трудные экспедиции. Исходно окрас самоедов бал различным - обычно чёрным, чёрно-белым или чёрно-подпалым, но в конце концов на первый план вышел белый цвет. В конце прошлого века торговцы пушниной осознали потенциальную ценность блестяще-белой шерсти самоедских лаек и начали импортировать их в США и Европу. В Британию эти собаки попали в 1889 году; среди их почитательниц была супруга Эдуарда VII - королева Александра. На своей родине эта ездовая собака используется и как сторожевая и оленегонная.
Русский той-терьер.
Из истории породы: в начале 20 века одной из самых популярных декоративных собак в России были английские той - терьеры, однако в период с 20-х по 50-е годы их племенное разведение почти не велось и поголовье сократилось до критического уровня. Начиная с середины 50-х годов, российские кинологи взялись за восстановление этой породы. Почти все собранные собаки были без родословных, многие из них были нечистопородными. Стандарт, составленный для той - терьера, оказался резко отличным от стандарта английского той - терьера по многим принципиальным позициям, и с этого момента развитие породы в России пошло своим путем. 12 октября 1958 года в г. Москве от двух гладкошерстных той терьеров, один из которых имел слегка удлиненную шерсть, родился кобель с эффектными очесами на ушах и конечностях. Было принято решение закрепить это в потомстве, и его повязали с сукой, также имевшей слегка удлиненную шерсть. Так был получен длинношерстный вариант той-терьера, который назвали московский длинношерстный той-терьер. Большую роль в его создании сыграла московский кинолог Жарова Евгения Фоминична. В ходе многолетнего изолированного развития и селекции в специфическом направлении была выведена новая порода - русский той-терьер в его двух вариациях: длинношерстный и гладкошерстный.
Пекинес.
Из истории породы: считавшиеся воплощением легендарной собаки Фу, отгоняющей от человека злых духов, пекинесы почитались китайцами как полубожества. Простые люди обязаны были им кланяться, кража собаки каралась смертью, а когда император умирал, его пекинесов приносили в жертву, чтобы они охраняли покойного в загробной жизни. На Запад эта порода попала после 1860 года. Тогда во время второй "опиумной" войны Летний дворец в Пекине захватили англичане. Императорским гвардейцем было приказано убить всех пекинесов, чтобы они не попалив руки "иноземных дьяволов", но пять собачек чудом уцелели. Их отправили в Англию, где одна из них была представлена королеве Виктории, которая остроумно назвала пёсика Лути, то есть "Трофейчик". От этой военной добычи и ведут начало все современные пекинесы. Порода впервые выставлялась в Великобритании в 1893 году, а через несколько лет попала в США.
Мопс.
Из истории породы Мопс :
по-английски этих собак с 18 века называют pug - древним словом, обозначающим гнома, приплюснутый нос или маленькую обезьянку. Родословное древо мопса - вопрос спорный. Некоторые специалисты считают, что его родина - Нидерланды, куда он был завезён с Дальнего Востока голландскими купцами. Возможно, происхождение мопса действительно восточное (короткошерстный родственник пекинеса), но, по мнению других кинологов, мопс - результат скрещивания мелких бульдогов. Согластно ещё одной теории, это миниатюрный вариант редкого французского мастифа, так называемого бордоского дога. Мопсов обожал художник Хогарт, изображавший своего любимца Трампа на нескольких картинах. С 16 века эта собака стала излюбленным украшением европейских дворов.
Йоркширский терьер.
Из истории породы Йоркширский терьер : хотя порода появилась около ста лет назад, её происхождение не вполне ясно. Йоркширов вывели рабочие севера Англии и держали в тайне секрет своего успеха, сохраняя тем самым побочный заработок от продажи собак. Похоже, шотландцы, искавшие работу на сукновальнях Йоркшира, завезли туда различные типы терьеров, включая скай-терьера и ныне исчезнувшего клайдсдейла. Затем их, возможно, скрестили с местными собаками, например с длинношерстным линдским терьером. Не исключено, сто свой вклад в создание породы внесли мальтийская болонка, чёрно-подпалый, манчестерский и денди-динмонт-терьеры. Поначалу йорки были гораздо крупнее, однако отбор и скрещивание самых мелких собак этой породы постепенно привели к её теперешней миниатюре.
Боксёр.
Из истории породы Боксёр : наделённый, похоже, неисчерпаемым запасом энергии, боксёр - один из достойнейших представителей собачьего мира. Эти собаки приобрели широкую известность только после второй мировой войны, но сейчас они стали необыкновенно популярными сторожами и домашними любимцами. Основные предки боксёра - две немецкие мастифообразные собаки: булленбайцер ("быкодав") и беренбайцер ("медведедав"), которых использовали в средние века для травли быков и охоты на кабана и оленя. В 19 веке путём их скрещивания с другими породами, в основном с бульдогом, был получен боксёр. Несмотря на немецкое происхождение, название породы английское: оно удачно означает присущий этим собакам наступательный, жёсткий стиль боя.
Доберман.
Из истории породы Доберман:
в 1865-1870 гг. немецкий налоговой инспектор Людвиг Доберманн задался целью скрещиванием различных пород создать идеальную сторожевую собаку. "Слагаемые" не очень ясны, но, вероятно, среди них были немецкие пастушьи собаки, ротвейлер, пинчер, манчестерский терьер и, возможно, грейхаунд. Доберманы были признаны Немецким клубом собаководства в 1900 году и быстро проникли в США и Британию. В первую мировую войну германская армия "рекрутировала" их для несения патрульно-сторожевой службы, с тех пор в этом качестве они используются полицией всего мира. Доберман успешно выступает на выставочных рингах и состязаниях по дрессировке.
Померанский шпиц.
Из истории породы: померанский шпиц - одна из комнатно-декоративных пород собак. Но когда-то это был более крупный и очень трудолюбивый пёс, в поте лица отрабатывающий свой хлеб. Сейчас же он стал одной из самых дорогих собак, которая для поддержания выставочной кондиции требует неимоверного ухода. Входящая в семью шпицев, эта порода почти наверняка берёт начало от ездовых арктических собак и, возможно, близка к кесесхонду, элкхаунду и самоедской лайке. Первые надёжные сведения о собаках, похожих на нынешних померанских шпицев, исходят, что не удивительно, из Померании - прибалтийской области, где эти псы пасли овец. К середине 18 века порода проникла в другие страны Европы. Раньше померанские шпицы были сравнительно крупными и белыми, однако, проводимы с начала 19 века искусственный отбро привёл к появлению миниатюрных животных, славящихся своей обильной, развевающейся, ярко окрашенной шерстью.
Чау-чау.
Из истории породы: в древности считали, что чау-чау способны противостоять злым духам и отвращать от храмов их козни. Появились чау-чау в Монголии, а среди европейцев получили известность под названием татарских собак, собак варваров и китайских шпицев. Попав в Китай, они стали нести сторожевую службу (защищая жилища уже не от злых духов, а от обыкновенных воров), а императоры и знать, брали их на охоту. Позднее, к сожалению, этих собак стали разводить ради меха и мяса, которое и по сей день в некоторых странах Азии считается деликатесом. За отдалённое сходство с медведем в Китае эти собак ещё называют медвежьей собакой.
Чихуахуа.
Из истории породы: до 1898 года чихуахуа были завезены в США из Мексики, история этой породы практически не известна. Родом ли она из южной Америки, где её предков почитали сначала инки, а потом ацтеки? Или попала в Новый Свет с конквистадорами? Или же завезена туда из Китая в 19 веке? Что-то о предках чихуа хуа можно узнать по барельефам эпохи тольтеков в одном из мексиканских храмов, по останкам маленьких собак, найденным при археологических раскопках в той же Мексике, и по записям о миниатюрной породе вроде китайской хохлатой собаки, попавшей в Америку из Азии. Скорее всего чихуахуа - результат скрещивания каких-то древних и относительно современных пород. Существуют две разновидности породы - длинношерстная и короткошерстная. Современная длинношерстная разновидность могла возникнуть в результате скрещивания короткошерстной чихуахуа с другими миниатюрными собаками, например с папильоном, померанским шпицем и йоркшир-терьером.
bugaga.ru
Скульптурная композиция из бронзы, которая называется «Карандаш и его собака Клякса» находится возле Дома Союза цирковых деятелей России недалеко от станции метро «Фрунзенская» по адресу: улица Ефремова дом 12, строение 2.
Скульптурная композиция «Карандаш и его собака Клякса»
Памятник был установлен в 2008 году. Автор этой композиции белорусский скульптор Вячеслав Долгов. Это место ещё примечательно и тем, что здесь многие годы жил и работал знаменитый клоун Михаил Николаевич Румянцев, исполнявший на арене цирка роль клоуна Карандаша.
Клоун Карандаш стал классикой клоунского мастерства и по праву вошёл в историю советского цирка, именно с ним начинал свою творческую карьеру ещё один знаменитый клоун – Юрий Владимирович Никулин.
Дуэт Карандаша и его чёрной собачки по кличке Клякса был настолько популярен, что зрители могли ходить в цирк только ради их выступления. Про эту неразлучную пару даже сняли мультфильм «Карандаш и Клякса – Весёлые охотники».
Клоун стоит в своей любимой шляпе, в его руках находится трость, с которой он не расставался даже иногда во время выступлений. Он внимательным взглядом смотрит на собаку, находящуюся у его ног.
Большой палец правой руки клоуна поднят вверх, что означает «Во!». Среди поклонников циркового искусства ходит легенда, что если подержать клоуна за поднятый палец, то удача не заставит себя долго ждать.
Известно, что самую первую собаку Карандаша звали Никс, но затем кто-то заметил, что чёрный шотландский терьер на манеже выглядел как маленькая чёрная клякса на ярком полотне, и с тех пор все последующие «партнеры» клоуна назывались Кляксами, даже если официально их звали иначе. Всего у Карандаша в разное время было 13 собачек.
Инициатива установки памятника Карандашу и Кляксе принадлежала Союзу цирковых деятелей России. Его члены обратились с данным предложением в Московскую городскую Думу, и были единогласно поддержаны комиссией по монументальному искусству. Памятник Карандашу также был установлен на площади возле местного цирка в белорусском городе Гомеле в июне 2006 года. Автор – известный гомельский скульптор В.К. Долгов.
xn----7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai
Добавил: Vorona
Тема: Цирк
«Я клоун, и это мое естественное состояние. Вопрос, кем бы я стал, если бы пришлось начинать все сначала, мне не приходит в голову. И мне не кажется ни странным, ни удивительным, что я клоун».
В Большую советскую энциклопедию он попал не под своей фамилией, а под псевдонимом Карандаш. Не многие знали, что клоуна Карандаша зовут Михаил Николаевич Румянцев.
Родился М.Н. Румянцев в 1901 году в Петербурге. Мать долго и тяжело болела, и умерла, когда Мише исполнилось шесть лет. После школы мальчик поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств. С приходом Советской власти жизнь Румянцева еще более усложнилась. В 1922 году Михаил перебрался в Старицу, где устроился писать плакаты для городского театра. Осенью 1925 года переехал в Москву.
В 1926 году будущий знаменитый клоун поступил на Курсы сценического движения, где преподавали художественную гимнастику, акробатику, характерный танец и акробатику. Клоунаду преподавал театральный актер М.С. Местечкин, будущий главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре.
Впервые на манеже М. Румянцев появился в Парке культуры и отдыха им. Горького в гриме и костюме Чарли Чаплина. Его выступление прошло довольно успешно. Дальше последовала работа в разных цирках страны. Смоленск, Баку, Казань, Сталинград… теперь Румянцев жил только цирком, придумывая новые трюки и репризы, все острее чув¬ствуя необходимость избавиться от маски Чаплина. Как говорил сам артист, она «уже сыграла свою роль в общем процессе моего развития».
И вот на Ленинградском манеже появляется клоун Карандаш. Это произошло так. Румянцев сидел в Цирковом музее. Вдруг он увидел альбом карикатур с подписью автора - КАРАН Д'АШ. Это можно было использовать для псевдонима, карандаш - популярный предмет, в особенности среди детворы, и артист решил остановиться на этом слове. И вскоре афиша шапито известила публику, что у ковра весь вечер - клоун Каран д'Аш! Прошло лето, начался зимний сезон 1935-36 года в Ленинградском стационаре. Отныне Карандаш стал любимцем ленинградской публики. И в это время его переводят на работу в Московский цирк.
Московский зритель тепло принял клоуна Карандаша-Румянцева, критика положительно оценила своеобразие его клоунской маски.
Карандаш давно подумывал завести себе четвероногого партнера - какого-нибудь лохматую песика. Долго он искал собаку, подходящую к его облику. И вдруг клоуну привели шотландского терьера - черного, с большой головой, на коротких ножках. Пса звали Никc, Михаил Николаевич называл его Ника. Он был хорош, но нужно было подумать и о дублере. Однажды Михаил Николаевич показал жене, Тамаре Семеновне Румянцевой, своей помощнице и ассистентке, крохотного черного щенка. Эта кроха на красном ковре смотрелась совсем как черная клякса. Тамара Семеновна так и предложила назвать щенка. С тех пор на манеж всегда выходила собака Карандаша – Клякса, шотландский терьер. Все потомки Кляксы-1 носили ту же кличку, даже если по паспорту они звались иначе.
До 1954 года Карандаш в течение зимних сезонов оставался ведущим комиком Московского цирка. Но Румянцев решил га¬стролировать по циркам страны. Первым городом он выбрал Одессу. Сопровождавший его в этой поездке Ю. В. Никулин рассказывал: «Такого триумфа, какой выпал на долю Карандаша в Одессе, я никогда ни до, ни после не видел».
Карандаш гастролировал не толь¬ко в советских городах, но и за границей: в Марселе, Милане, Лондо¬не, Рио-де-Жанейро, Бухаресте и везде имел успех.
В этот период осуществилась его юношеская мечта стать киноартистом. М.Н. Румянцев снялся в фильмах: «Девушка с характером», «Высо¬кая награда», «Карандаш на льду», «Старый двор», «Концерт - фронту» и в рекламной картине «Моро¬женое».
В 1972 году Карандаш отметил 70-летие и полвека работы на арене. Когда артиста спросили, доволен ли он своей судьбой на манеже, он ответил: «Никогда не задавайте такой вопрос человеку, который в 70 лет решил стать серьезным. Сорок лет я шутил на манеже. Теперь пришло время разобраться, над кем и над чем я шутил. Конечно, я сказал не все. Но все, что я сказал, я хотел, чтобы было современно. У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания
истины. Я выбрал смешной путь».
В 1972 году Карандаш - М. Н. Румянцев получил звание народного артиста СССР, а в 1979 году, в связи с 60-летием советского цирка, был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В марте 1983 года самого известного клоуна СССР не стало.
Незадолго до своей кончины он сказал: «Я клоун. И ни¬кем другим себя не представляю. У меня никогда не было желания начать все сначала. У меня есть только же¬лание - продолжать. Я не могу и не умею быть нигде, кроме цирка».
В Москве на улице Ефремова, 12, возле здания Союза цирковых деятелей России, где жил и работал Михаил Румянцев, установлена скульптурная композиция из бронзы: «Карандаш и его собака Клякса».
Татьяна Воронина
Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 7
22-91.ru