Как тренировать злость у собаки


Развитие у собаки злобы и недоверия к посторонним лицам (основная команда «фас»)

Развитие у собаки злобы и недоверия к посторонним лицам

(основная команда «фас»)

Служебные собаки, применяемые для усиления охраны, розыска, сторожевой и пастушьей служб должны быть злобными и недоверчивыми к посторонним людям.

Рис. 35. Развитие у собаки злобы и недоверия к посторонним

Развитие злобы и смелости, повышение активно-оборонительной реакции у собаки достигается путем применения специальных приемов и соответствующих раздражителей. Например, собаку дразнят, убегают от нее, подкрадываются к ней, инсценируют нападение и т. д.

Практически это делают так.

На обычном участке местности собаку привязывают на цепь. Дрессировщик находится возле собаки. Через некоторое время из-за укрытия появляется помощник, одетый в дрессировочный халат. Двигаясь к собаке, возбуждает ее резкими движениями рук, ударами о землю мягким жгутом, меняет позы, направление движения и т. п.

Если собака начнет лаять на помощника, то дрессировщик поощряет ее, повторяет команду «хорошо». Подойдя на определенное расстояние к дрессировщику, помощник изображает испуг, убегая за укрытие. Дрессировщик ласкает собаку, дает ей лакомство. Присутствие хозяина всегда усиливает активность собаки в проявлении злости на постороннего. Спустя некоторое время такие действия повторяются.

Если собака не проявляет злобности, не набрасывается на помощника, то он наносит ей легкие удары мягким жгутом или прутиком и стремится спрятаться. Хозяин натравливает собаку на удаляющегося помощника и, если она проявляет злобность, поощряет ее.

Помощника заранее инструктируют о порядке подхода к собаке и об ее индивидуальных особенностях. Необходимо подчеркнуть, что помощники, привлекаемые для таких занятий, должны быть незнакомыми для собак. Если во время занятий не предполагается пуск собаки на задержание, то помощнику дрессировочный халат надевать не следует, потому что у собаки закрепляется нежелательная реакция на эту одежду.

Как только собака достаточно возбуждается, помощник делает испуганный вид и бежит от собаки, а дрессировщик пускает ее на задержание убегающего. Во время бега очень полезно показать собаке, что ее боятся.

Если убегающий помощник оставит на месте какую-либо вещь, это, как правило, доставляет удовольствие собаке и стимулирует ее активность в подобного рода задержаниях.

Чем больше возбуждена собака, тем активнее должны быть действия дрессировщика. Он натравливает собаку на убегающего, четко произносит команды и своевременно поощряет правильные действия собаки. После того как собака будет активно проявлять злобу на помощника в дневных условиях, такие занятия переносят на ночное время.

В ночной обстановке можно легче достигнуть проявления сторожевых инстинктов собаки. В ночное время деятельность нервной системы собаки становится напряженной и ответные реакции на раздражители возникают быстрее.

Недоверчивую активно-оборонительную реакцию по отношению к посторонним лицам постоянно поддерживают и совершенствуют. В ходе каждого урока помощник с хлыстом в руке, спрятанным за спину, подходит к дрессировщику, вступает с ним в разговор, называет кличку собаки и пытается погладить ее. Если собака ласкается, то помощник, выбрав удобный момент, ударяет ее хлыстом и немедленно уходит в сторону. Дрессировщик в это время командой «фас» натравливает собаку на помощника. Если на повторную попытку помощника поласкать собака огрызается, то дрессировщик поощряет ее и дает лакомство.

При повторении подобных упражнений у собаки образуется определенная ответная активно-оборонительная реакция на подход постороннего человека.

Недоверие служебной собаки к посторонним лицам надо всегда поддерживать как в помещении, так и на занятиях. Если собака одного дрессировщика подойдет в ходе занятий или во время уборки к другому дрессировщику, то последний обязан отогнать ее от себя хлыстом и даже причинить ей боль. Получая поощрения и защиту только от своего хозяина и неприятное от посторонних, собака всегда будет проявлять недоверие к чужим людям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Как развить и воспитать злость и агрессивность у собаки

Как развить злобу у будущей сторожевой собаки? Ответ специалиста – никак. Щенок охранной породы изначально несет в себе ген повышенной агрессивности к человеку.

Этим в разной мере обладают и доберманы, и немецкие овчарки, и московские сторожевые. Для справки – наибольшую степень агрессивности по отношению к человеку демонстрируют кавказские и среднеазиатские овчарки, ввиду рода профессии длиной в пару-тройку тысяч лет.

Почему нельзя воспитывать злость и агрессивность у щенка

Ребенок, даже четвероногий, до определенного момента своей жизни должен быть веселым, общительным, дружелюбным и ласковым ко всему миру. Это обязательное условие нормального развития психики животного. Пугливый или чрезмерно злобный щенок – брак разведения и сломанный характер, с которым впоследствии будут

большие проблемы в содержании.

При переходе в стадию переярка (подростка) щенок приобретает настороженность, меньше доверяет незнакомым людям, уже не стремится заигрывать с посторонними. Здесь появляются первые признаки будущего охранного поведения: лай на проходящих мимо ограды людей, попытки охраны хозяев на прогулке.

Именно в этот период ранее абсолютно послушный и ласковый питомец может начать огрызаться на хозяев и демонстрировать различного рода неповиновение. Вспомните человеческих детей-подростков – это стадия утверждения характера, попытки перевернуть мир.

Без применения чрезмерной жесткости, но достаточно твердо хозяева должны объяснить собаке, что она занимает низшее положение в иерархии семьи. Дальше сделать подобное будет поздно. Дрессировке в данный период следует уделять повышенное внимание. Как только собака перестает видеть в каждом человеке потенциального друга – рекомендуется ограничивать тесный контакт переярка с чужими людьми.

Ваша собака должна любить членов вашей семьи, спокойно относиться к друзьям и знакомым, равнодушно реагировать на всех остальных – соседей и прохожих. Не позволяйте чужим гладить вашу собаку, не допускайте фамильярностей и самое главное – строго не рекомендуется допускать свободного контакта подрастающей (да и взрослой) сторожевой собаки с детьми, особенно чужими.

Свои – это одно. Семья для каждой охранной собаки – святыня неприкосновенности. Во всем остальном мире ваш пес с течением времени начнет видеть потенциальную или реальную угрозу, что в конечном итоге при попустительстве со стороны хозяев может закончиться трагедией.

Поспешное растравливание подрастающего щенка на предмет злобы приведет к самым негативным последствиям. Это может расшатать психику, лишить собаку доверия к хозяину. Если у вас щенок сторожевой породы и вы не позволяли, чтобы его с раннего детства могли тискать все знакомые, — он вырастет, не опозорив чести своего рода.

dogsecrets.ru

Как сделать собаку злой?

Как сделать собаку злой?

В доме с появлением нового жителя — щенка — меняется уклад жизни всей семьи. Это маленькое создание требует постоянного внимания, его нужно кормить, ухаживать за ним, воспитывать. На все это уходит много времени, но пройдет чуть больше полугода, и все старания окупятся, когда окажется, что в доме живет воспитанный питомец, исполняющий и понимающий каждую команду. А пока приходится прилагать массу усилий, и одно из основных желаний хозяев — как сделать собаку злой, чтобы посторонние боялись.

Как воспитать в щенке злость

  1. Кинологи спорят до сих пор, какие применять методы дрессировки — нужно быть жестким или ласковым.
    Но все сходятся в одном, что с первых минут нужно твердо указать щенку, кто является в доме хозяином.
  2. Воспитывать нужно спокойно, стараясь не повышать тон.
    Все щенки игривы, любят проказничать, и наказывать их, безусловно, нужно, но несильно, чтобы не превратить малыша в пугливую собаку.
  3. Позволив животному один раз запрыгнуть на кровать, крайне сложно будет его отучить.
    Дав один раз во время еды аппетитный кусок мяса, можно не сомневаться, что в следующий раз щенок будет скулить под столом, пока не получит лакомство.
  4. Наказывать необходимо, но нужно учитывать характер щенка, его воспитание и степень вины.
    Обычно щенок понимает с первого раза, когда хозяин за провинность бьет несильно по морде, но если маленькая собака не поняла, чего от нее хотят, урок придется повторить. Но не стоит наказывать питомца, когда прошло время, т.к. он не поймет, за что его бьют, а хозяина будет бояться. Чтоб воспитать злую собаку, хозяину придется потрудиться. Необходимо уделять собаке много времени — играть, дрессировать, выводить на прогулку. Такие минуты общения не проходят даром — собака привязывается к хозяину и в случае, если человеку угрожает опасность, не задумываясь бросается на выручку.
  5. Самый верный способ воспитать в домашних условиях злую собаку — прятать ее, когда в дом приходят посторонние люди.

Недопустимо разрешать гладить гостям щенка. Только в том случае, если решено воспитать собаку добрую, любящую веселые компании своих собратьев, которых выгуливают на общей площадке, можно позволять ласкать животное каждому желающему.

Чтобы собака выросла настоящим защитником, необходимо брать ее с собой всюду — на короткие выезды за город, во время прогулок по улице, скверу.

Это нужно, чтобы питомец не боялся незнакомых звуков, а в случае опасности не испугался, а отважно бросился вперед. Запахи играют в жизни любой собаки важную роль, поэтому хозяин обязан предоставить щенку возможность узнать их как можно больше.

Злость появится у собаки, если просить время от времени прохожих во время прогулки дать питомцу что-нибудь вкусное. Для этого нужно заготовить несколько «сюрпризов». Когда незнакомый человек дает собаке очень вкусную еду, щенок, виляя хвостом от радости, старается быстрее схватить кусочек. Но незнакомец начинает его бить по морде, хоть и несильно, но неприятно. И так повторяется несколько раз.

Следующий встречный тоже протягивает лакомство, но и этот человек оказывается жестоким и тоже бьет по мордочке. Такой урок запоминается на всю жизнь, и у щенка навсегда остается мнение, что незнакомец — существо опасное.

Уже повзрослев и став злее, собака всю жизнь будет относиться к посторонним как к врагам и опасным недоброжелателям.

Дрессировка собаки

Когда щенку исполнится полгода, воспитание различных навыков превращается в дрессировку.

Требования к собаке уже более серьезные и жесткие. Многие доверяют своего питомца инструктору, который в большинстве случаев проводит тренировки на специальной площадке. Излюбленный метод сделать собаку злой на чужих — натравливать на убегающего или дразнящего собаку человека.

Одетый в специальный костюм, он не боится страшных собачьих клыков, а животное начинает понимать вкус победы и приобретает первые уроки агрессии.

Но суть дрессировки с инструктором еще и в том, что знающий все нюансы поведения четвероногих специалист всегда сможет объяснить поведение животного, дать происходящему объективную оценку и подсказать, как правильно поступать хозяину.

Чтобы собака была злая, используют такие методы дрессировки. Наносят собаке несильные удары, если животное выполняет приказы неправильно. Если движения выполнены правильно, собаку хвалят.

Другой метод основан на поощрении с помощью лакомства. Если собака напала на убегающего человека и только по команде, ее награждают. Если же нападение произошло без команды или собака проигнорировала условный сигнал, значит, она наказана и будет лишена вкусной награды.

Можно применить еще один метод, при котором у собаки вырабатывается определенная привычка:

  1. Здесь не требуется болевых воздействий или лакомых призов. Нужно повторять одни и те же действия длительное время.
  2. Чтобы пес стал злым, нужно будет, например, постороннему человеку дразнить его, собака же в это время находится на привязи и не может достать обидчика.
  3. Пройдет время, и собака будет агрессивно реагировать на каждого постороннего человека, который появится в поле ее зрения.

Некоторые дрессировщики совмещают сразу несколько методов.

Если собака выполнила все команды правильно, проявила суровый нрав, то ее хвалят и вручают лакомство или поощряют добрым восклицанием; если проявляет строптивый нрав, ее принуждают и наказывают.

yabarsik.ru

Развитие у собаки недоверчивости и злобы.

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 42Следующая ⇒

Задержание, охрана, конвоирование людей.

Защита дрессировщика.

Выработка этих сложных навыков при подготовке защитно-караульных собак предполагает:

развитие у собаки злобы, смелости и недоверия к посторон­ним людям;

выработку у собаки навыка нападать на злоумышленника по команде «Фас» и жесту дрессировщика;

воспитание выдержки и длительной настороженности при охране задержанного человека на месте и в движении;

приучение собаки к защите своего дрессировщика (хозя­ина).

Условными раздражителями при выработке этих навыков являются команда «Фас» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в сторону помощника и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные условные раздражители — команда «Фу», «Охраняй», «Сидеть», «Рядом», «Место», восклицание «Хорошо».

Безусловные раздражители — помощник и удары, наноси­мые жгутом или прутом.

Из общедисциплинарных у собаки должны быть выработа­ны следующие навыки: движение рядом с дрессировщиком; при­нятие положения сидя с выдержкой до 3 минут; прекращение действий по команде «Фу».

Дрессировка начинается с развития злобы, смелости и недо­верия к чужим людям. Для первого занятия выбирают привыч­ное для собаки место или участок, где нет посторонних людей, домашних животных и других отвлекающих раздражителей. Поблизости должно находиться небольшое укрытие для помощ­ника (куст, деревья, угол забора, сарай и др.), а также дерево или столб, за который можно надежно привязать собаку.

Помощник в дрессировочном костюме или с дрессировоч­ными рукавами, со жгутом (прутом) и мягкой тряпкой до прихода дрессировщика прячется за укрытие. Затем приходит дрес­сировщик и привязывает собаку на цепь.

По условному сигналу дрессировщика помощник начинает производить легкие шорохи, чтобы привлечь внимание собаки, а затем выходит из-за укрытия и, ударяя прутом о землю, постепенно приближается к соба­ке (рис. 98). Дрессировщик подает команду «Фас» и, если собака проявляет злобу, поощряет ее поглаживанием и восклицанием «Хорошо». Помощник же нападает на собаку и наносит ей жгутом (прутом) вдоль туловища легкие удары, а при попытке собаки схватить жгут, подставляет ей другой рукой тряпку. Дав собаке несколько секунд потрепать тряпку (причем помощ­ник тянет ее к себе, как бы пытаясь отнять), помощник бросает ее и убегает. Дрессировщик в момент борьбы собаки с помощни­ком еще больше возбуждает ее повторением команды «Фас» и восклицанием «Хорошо». После того как собака успокоится, упражнение повторяется 2—3 раза.

Помощник не должен делать сильных ударов, чтобы не запу­гать собаку и не вызвать у нее страха (пассивно-оборонитель­ную реакцию).

Рис 98. Развитие злобы у собаки.

Если собака малозлобная или проявляет трусость, помощ­ник должен активными движениями вызвать у нее стремление броситься на него. Дрессировщик же подает команду «Фас» и движением в сторону помощника еще больше возбуждает у собаки злобу. Проявление злобы немедленно поощряется. У таких собак, а также у собак вялых (флегматиков), злоба хорошо развивается при защите корма. Для этого находящейся на цепи собаке дается в кормушке корм или большая кость (соба­ка должна быть голодной). Как только собака начнет есть корм или глодать кость, помощник нападает на нее и пытается ото­гнать ее от корма, и дрессировщик побуждает ее на защиту корма командами «Охраняй» и «Фас». Можно также использовать метод подражательной дрессировки.

Как только собака начнет активно нападать на помощника, хватать тряпку, не боясь ударов, ее приучают к хватке с пере­хватом. Для этого помощник, нападая на собаку, имеет по тряп­ке (жгуту) в каждой руке. Как только собака схватит одну из тряпок, помощник наносит ей удар другой. Схватив брошенную собакой тряпку, он вновь наносит ей удар и так несколько раз попеременно. В дальнейшем тряпки заменяются дрессировоч­ными рукавами.

Выработка хватки с перехватом проводится при задержа­нии помощника («злоумышленника»). Воспитание этого навыка следует начинать, как только у собаки выработается стойкий навык на команду «Фас». Помощник должен быть в дрессиро­вочном костюме и иметь жгут или прут.

Вырабатывается хватка с перехватом следующим образом. Дрессировщик держит собаку на коротком поводке. Помощник, возбудив собаку нападением на нее, убегает. Дрессировщик, подав собаке команду «Фас», вместе с ней преследует помощника. Когда помощника почти догонят, он замедляет бег и, сделав пол-оборота (вправо или влево), выставляет навстречу собаке рукав костюма. Если собака схватила рукав, помощник слегка подтягивает его к себе, чтобы усилить хватку. После этого он делает в сторону собаки один или два шага, чтобы прекра­тить натягивание схваченного рукава, и заносит над головой для нанесения удара другой рукав. Собака, видя приближаю­щийся сверху рукав и не встречая сопротивления ослабленного, перехватывает другой рукав. Упражнение повторяется 3— 4 раза. По команде дрессировщика «Стой» помощник прекра­щает борьбу, а дрессировщик восклицает «Хорошо», успо­каивает собаку поглаживанием и отводит ее на 2—3 шага от помощника.

Если собака после прекращения борьбы не отпускает помощ­ника, дрессировщик применяет команду «Фу» и сильный рывок поводком. Посадив собаку около спокойно стоящего помощника и подав команду «Охраняй», дрессировщик следит за поведе­нием собаки. Попытка собаки напасть на помощника пресекает­ся командой «Сидеть» и рывком поводка.

После небольшой выдержки (15—20 секунд) дрессировщик подает команду «Шагом марш» и конвоирует помощника, следуя за собакой в 3—4 шагах (рис. 99).

Рис. 99. Конвоирование задержанного человека.

Попытка собаки забежать вперед и напасть на помощника пресекается командой «Рядом»и рывком поводка. При попытке помощника бежать собаке по­дается команда «Фас». Проконвоировав помощника на расстоя­ние 100—200 м, дрессировщик сдает его другому лицу или коман­дой заставляет его лечь на землю, после чего отводит собаку в сторону и выгуливает.

К защите дрессировщика собаку приучают следующим об­разом. Дрессировщик с собакой на поводке выходит в услов­ленное место. Помощник подходит к нему и резко замахивается на него одной рукой, а другой — жгутом или прутом наносит удар собаке. Дрессировщик подает собаке команду «Фас». Собака бросается на помощника, за что поощряется дрессиров­щиком восклицанием «Хорошо». После небольшой борьбы помощ­ник берется под охрану.

На последующих занятиях нападение помощника на дрес­сировщика производится неожиданно из-за укрытия, а также на месте (например, при обыске помощника) и в процессе конво­ирования. В таких случаях собака приучается к защите дресси­ровщика без команды «Фас». Для выработки у собаки смелости дрессировщик перед нападением помощника на собаку уходит за укрытие, но наблюдает за ее действиями и при необходимости использует команду «Фас» и восклицание «Хорошо».

После выработки навыка задержания человека на месте собаку приучают к задерживанию убегающего человека с посте­пенно увеличиваемых расстояний (до 100 м и более). Для этого помощник, не подходя к собаке близко, побуждает ее к напа­дению с расстояния 20, 30, 50, 100 м, а затем собака по команде «Фас» пускается без поводка на задержание.

Для выработки у собаки длительной выдержки при охране задержанного (10 и более минут) дрессировщик, посадив собаку охранять помощника, постепенно отходит от нее и наконец захо­дит за укрытие. При необходимости используются команды «Сидеть», «Место» и «Фу».

Воспитание длительной настороженности при охране и кон­воировании достигается тем, что помощник внимательно наблю­дает за собакой и, если собака отвлекается (смотрит в сторону, переключает свое внимание на встречных людей или следит за отошедшим дрессировщиком), неожиданно наносит ей удар и пытается убежать. Нападение собаки на убегающего помощ­ника поощряется восклицанием «Хорошо».

Защитно-караульная собака не должна бояться выстрелов и других сильных звуковых раздражителей при преследовании, задержании людей и защите дрессировщика (хозяина). Этот навык вырабатывают в период общей дрессировки (см. гла­ву VII). При подготовке собак защитно-караульной службы выстрелы начинают применять после того, как собака начнет активно преследовать убегающих помощников и вступать с ними в борьбу.

Сначала выстрелы производятся вторым помощником на расстоянии 70—100 м от собаки, затем постепенно это расстояние сокращается. Первые выстрелы производят и в момент нападе­ния собаки на первого помощника, когда все ее внимание сосредо­точено на нем. Если активность собаки после выстрела снижает­ся, дрессировщик использует команду «Фас», а помощник воз­буждает ее легкими ударами.

Бросок собаки в сторону стреляющего предотвращается дрессировщиком командой «Фу» и рывком поводка, а помощник нападает на нее, переключая ее внимание. На следующих за­нятиях выстрелы производит дрессировщик. Сначала он стре­ляет, когда собака напала на помощника, затем, когда она бежит к нему, и наконец, когда она находится рядом с дрес­сировщиком, при нападении на него помощника. Помощник производит стрельбу во время нападения на него собаки, под­ставляет собаке для захвата рукав руки, в которой находится оружие.

В заключительных упражнениях стрельбу производят дрес­сировщик и помощник поочередно.

При выработке навыков возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Нанесение собаке очень сильных ударов. В результате у собаки может возникнуть боязнь помощника (стойкая пассив­но-оборонительная реакция).

2. Использование однотипного дрессировочного костюма или другой однообразной одежды. Это вызывает у собаки неже­лательную связь — преследование и задержание человека толь­ко в костюме определенного вида.

3. Использование продолжительное время одного и того же помощника, что может привести к появлению злобы и актив­ности собаки только на этого помощника.

После окончания курса дрессировки по защитно-караульной службе собака должна отвечать следующим требованиям:

1.После занюхивания предмета помощника по команде «Нюхай» и жесту самостоятельно выбирать вещь помощника из разложенных на расстоянии 30—40 см трех вещей других помощников, подносить ее к дрессировщику и по команде «Дай» отдавать дрессировщику в руки.

2. По команде «Охраняй» бдительно охранять и активно защищать от двух помощников вещь, не отходить от нее, не брать вещь в зубы и не переносить ее. Не брать корм из рук помощни­ков или подбрасываемый на землю и не набрасываться на помощ­ников, спокойно проходящих в 1,5—2 м от границы сектора охраны с радиусом по длине цепи (поводка).

3.По команде «Фас» и жесту активно нападать и задер­живать помощника («злоумышленника»), проявлять крепкую хватку с перехватом, быть бдительной при обыске и охране за­держанного. Защищать дрессировщика. Спокойно относитьсяк выстрелам и другим сильным раздражителям.

ДРЕССИРОВКА СОБАК ДЛЯ РОЗЫСКНОЙ СЛУЖБЫ

Основное назначение розыскных собак — розыск людей по их невидимым, запаховым следам, задержание и конвоиро­вание задержанных. Они используются для обыска местности и помещений с целью обнаружения спрятавшихся людей, их следов и вещей, для сторожевой службы, выборки человека и вещи.

Розыскные собаки могут прорабатывать следы, не только проложенные недавно («горячие»), но и средней и большой дав­ности (до 10—12 часов со времени проложения следов и более), и к тому же на большом протяжении (до 25—30 км). Поэтому дрессировка собак для розыскной службы требует большего времени, мастерства и настойчивости от дрессировщика, чем для других видов службы.

Лучшей, непревзойденной собакой для розыскной службы является немецкая овчарка. Кроме того, к розыскной службе могут готовиться эрдельтерьер, ризеншнауцер, колли и ротвейлер. Собаки, отбираемые к дрессировке, должны быть физически развитыми, выносливыми, иметь хорошее зрение, отличный слух, высокоразвитое обоняние. Их возраст не должен превышать 3 лет.

Большие требования предъявляются также к дрессировщи­кам и их помощникам. Они должны быть наблюдательными, выдержанными, терпеливыми. От них требуются знания основ теории и практики дрессировки собак. Желательно, чтобы дрес­сировщики имели понятие и о следопытстве, то есть о следах, оставляемых на местности людьми, животными и транспорт­ными средствами, и о способах поиска людей, животных и транс­портных средств по их видимым следам.

К специальным навыкам розыскных собак относятся:

выборка вещей по индивидуальному запаху человека и вы­борка человека по запаху его вещи;

недоверчивость и злоба к посторонним людям, задержание, охрана, конвоирование людей и защита дрессировщика;

поиск человека по его запаховому следу и выборка человека со следа;

обыск местности и помещений;

сторожевка на месте и в движении.

К дрессировке собак для розыскной службы приступа­ют после выработки навыков общего курса дрессировки (ОКД).

Выборка вещей по запаху человека и выборка человека по запаху его вещи.

Приучение собак к выборке вещей по запаху человека на первых порах ведется так же, как и собак защитно-караульной службы (см. с. 297—301). Затем дрессировка усложняется: разно­образят вещи по форме, величине, материалу (маленькие, боль­шие, деревянные, матерчатые, кожаные и др.). Количество вещей с запахами различных людей увеличивают до 6—8. Выби­раемую вещь закладывают (маскируют) вещами других помощ­ников. Периодически проводится контрольная проверка собаки (собака посылается на выборку к группе вещей, где искомая вещь отсутствует).

Выработку навыка выборки человека по запаху его вещи следует начинать после того, как собака станет четко выбирать вещи помощника из 3 вещей с запахами других людей. Приуче­ние собаки к выборке означает выработать у нее навык после занюхивания вещи определенного человека активно занюхивать группу людей и, четко дифференцируя их индивидуальные запа­хи, найти хозяина этой вещи.

Условные раздражители — команда «Нюхай» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в сторону группы людей и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт», «Дай», «Фу», восклицание «Хорошо».

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, помощник и лакомство.

До прихода дрессировщика с собакой 3—4 помощника становятся в один ряд на расстоянии 1 шага друг от друга. Один из помощников кладет в .3—4 шагах перед группой свою вещь и становится в группу. Остальные помощники держат в правой или левой руке вещи, аналогичные положенной. Дрессировщик с собакой на коротком поводке подходит к положенной вещи и дает собаке ее обнюхать. Затем поворачивает собаку в противо­положную от людей сторону. Основной помощник поднимает свою вещь и опять становится в строй.

Рис. 100. Выборка собакой человека по запаху его вещи.

Дрессировщик подводит собаку к группе людей (лучше с фланга) и командой «Нюхай» побуждает ее последовательно обнюхать вещи, которые они держат. Если собака начинает обнюхивать вещь основного помощника и пытается схватить ее, то помощник, сделав шаг вперед, выходит из группы и отдает собаке вещь. Дрессировщик, взяв вещь по команде «Дай», поощряет собаку лакомством. Если собака, обнюхав вещь, не хватает ее, дрессировщик подает команду «Апорт», если она пытается взять вещь у другого помощника — команду «Фу», но приглушенным голосом.

При повторных упражнениях помощники прячут вещи в ру­кав или кладут в карман, и собака, обнаружив искомый запах, вытягивает помощника из группы за рукав или другую часть одежды (рис. 100). Для приучения малоактивных собак хватать выбираемого человека за одежду помощник слегка шевелит рукавом или краем куртки, пиджака, а дрессировщик подает команду «Апорт». При повторных упражнениях основной помощ­ник каждый раз меняет свое место в группе. Помощь собаке в выборке человека (шевеление рукавом или краем одежды, команда «Апорт») оказывается только на первых занятиях. В дальнейшем этого не делают, чтобы у собаки не вырабатывалась нежелательная привычка выбирать челове­ка не по запаху его вещи, а по движению одежды или по команде.

На последующих занятиях упражнение усложняют: количест­во помощников постепенно увеличивают до 5—6 человек; по­мощник после занюхивания собакой вещи эту вещь не берет: собака пускается на выборку без поводка; выборка производит­ся из группы посторонних людей, не имевших общения с собакой; собака приучается к выборке при наличии отвлекающих раздра­жителей (людей, животных, транспортных средств).

Затем производится поочередная выборка помощников из одной и той же группы людей. Для этого собака перед очеред­ным посылом занюхивает вещь выбираемого помощника. Вы­бранный собакой помощник в группу не возвращается. В конце подготовки собаку приучают занюхивать вещь с ослабленным, давним запахом. Для этого вещи, используемые для обнюхивания, заранее кладут в определенное место, выборка производится спустя некоторое время, которое постепенно доводится до не­скольких часов. Выборку следует производить в различное время суток и при различных метеорологических условиях.

При выработке этого навыка возможны следующие основ­ные ошибки дрессировщика:

1. Частое использование одного и того же помощника или размещение его в группе на одном и том же месте. В результате у собаки вырабатывается привычка искать «знакомого» помощ­ника.

2. Всегда одинаковая одежда основного помощника или одежда, резко отличающаяся от одежды людей в группе. В этом случае собака привыкает искать людей не по запаху, а по внешнему виду.

3. Частое привлечение помощником внимания собаки при помощи слабых движений при его подходе. В этом случае собака приучается выбирать помощников по сигнальному движению.

Развитие у собаки злобы.

Задержание, охрана, конвоирование человека.

Защита дрессировщика.

Методика выработки этих навыков такая же, как и при дрессировке собак к защитно-караульной службе. Следует, однако, иметь в виду, что эти навыки у собак розыскной службы должны быть более четкими и прочными.




infopedia.su


Смотрите также