Как дрессируют служебных собак


3. Подход собаки к дрессировщику. Дрессировка служебных собак

3. Подход собаки к дрессировщику

Назначение этого приема — выработать у собаки стойкий навык подхода к дрессировщику как из свободного состояния, так и из других положений (посадки, укладки и т. п.).

По первой команде или жесту собака должна быстро подбежать к дрессировщику, обойти справа и сесть у его левой ноги. Проработка этого приема производится одновременно с приучением собаки к принятию свободного состояния, а в дальнейшем тесно увязывается с другими приемами. Безотказный и быстрый подход собаки к своему дрессировщику по команде или жесту является показателем хорошего контакта между дрессировщиком и собакой. Навык этот имеет большое значение для подачи предмета, возвращения собаки на место, обыска местности и т. д.

В качестве основных условных раздражителей используются команда «Ко мне» и жест: резкое опускание на бедро правой руки, поднятой в сторону до уровня плеча. Вспомогательными условными раздражителями являются вид лакомства, кличка собаки и поощряющее восклицание «Хорошо». Безусловными раздражителями служат лакомство, оглаживание, подтягивание собаки, рывки поводком.

Навык этот, как правило, отрабатывается с помощью вкусопоощрительного метода.

Дрессировщик выводит собаку на коротком поводке на место занятия, остановившись, подает собаке команду «Гуляй» и предоставляет ей возможность отойти от себя на всю длину поводка. При этом конец поводка он берет в левую руку, а в правой руке держит лакомство. После небольшой выдержки он привлекает внимание собаки кличкой, произносит команду «Ко мне» и, показывая лакомство на ладони правой руки, побуждает собаку подойти к себе. Подход собаки поощряется лакомством, восклицанием «Хорошо» и оглаживанием. Как только собака начнет быстро подходить к дрессировщику, кличку следует использовать только в случае отвлечения; дальнейшие упражнения нужно проводить на длинном поводке.

Если собака подходит вяло и медленно, нужно быстро отбежать несколько шагов назад, повторяя при этом команду «Ко мне».

Как только собака начнет подходить по команде «Ко мне», ее следует приучить к обходу дрессировщика справа и посадке у левой ноги. Для этого дрессировщик берет в правую руку лакомство, показывает собаке, отводит руку за спину и быстро перекладывает лакомство в левую руку, привлекая собаку к своему левому бедру. После этого он отдает лакомство собаке (рис. 8). Если собака забегает вперед, следует левой рукой заставить ее принять правильное положение и только после этого дать лакомство. После того как собака начнет быстро обходить дрессировщика справа и останавливаться у его левой ноги, следует приучить ее к посадке. Для этого, прежде чем дать собаке лакомство, дрессировщик, используя команду «Сидеть», заставляет ее сесть и только после этого дает лакомство и оглаживает. Неправильную посадку (выдвижение вперед, занесение зада в сторону и т. д.) нужно сразу исправлять и только после этого поощрять собаку.

Приучать собаку подходить по жесту можно после того, как на команду «Ко мне» выработается четкий условный рефлекс и она будет подходить к дрессировщику по первой звуковой команде. К жесту лучше всего приучать из положения посадки или укладки. Посадив или положив собаку на расстоянии длинного поводка и сделав выдержку, дрессировщик подает жест, а затем команду «Ко мне».

Рис. 8. Приучение собаки к обходу дрессировщика при подходе.

После ряда повторений жеста с одновременной командой «Ко мне» у собаки устанавливается условный рефлекс и на жест.

Собака должна подходить к дрессировщику только после опускания руки, но не тогда, когда рука поднята. Для этого нужно внимательно следить за собакой и предупреждать ее преждевременный подход соответствующей командой («Сидеть», «Лежать» и т. д.). Подняв и вытянув руку, дрессировщик дает собаке несколько секунд выдержки и только после этого опусканием руки к правому бедру подзывает ее (рис. 9).

Не следует долгое время применять жест и команду вместе, это может выработать у собаки нежелательную связь и она приучится подходить только при подкреплении команды «Ко мне» жестом или при подкреплении жеста командой. Применять жест и команду одновременно можно лишь в тех случаях, когда необходимо усилить воздействие дрессировщика на собаку (например, при отвлечении собаки, в случае невыполнения подхода по первой команде и т. д.).

Рис. 9. Подзыв собаки по жесту.

После того как собака приучится четко и безотказно подходить к дрессировщику при незначительных отвлечениях, следует усложнять условия занятия. В тех случаях, когда собака, отвлекаясь на какой-либо посторонний раздражитель, не выполняет команду «Ко мне», можно применить рывок поводком, но повторную команду «Ко мне» или жест нужно подать после небольшой выдержки (1,5—2 сек.). Рекомендуется также использовать угрожающую интонацию.

Для хорошего закрепления у собаки навыка подхода необходимо тренировать ее в различных условиях и из разных положений (посадка, укладка, свободное состояние и т. д.). Работать без поводка можно только после закрепления безотказного и быстрого подхода на поводке.

Наиболее частыми ошибками при проработке этого приема являются: 1) чрезмерно частое использование клички собаки перед командой «Ко мне», в результате чего у собаки возникает нежелательная связь и она подходит к дрессировщику по кличке или только при последовательном произношении клички и команды; 2) длительное одновременное применение жеста и команды, вырабатывающее у собаки условный рефлекс на комплексный раздражитель (команда-жест). В этом случае собака не будет выполнять команду или жест раздельно; 3) неправильная посадка у левой ноги дрессировщика (забегание вперед, занесение крупа в сторону и т. д.). Если вовремя не исправить эти ошибочные действия, у собаки может закрепиться условный рефлекс на неправильную посадку, 4) злоупотребление рывками при подзыве, вызывающее у многих собак снижение быстроты подхода и даже боязнь подхода к дрессировщику; 5) дача лакомства правой рукой после обхода собаки, приводящая к тому, что собака, не задерживаясь у левой ноги, будет заходить вперед, стремясь остановиться справа от дрессировщика.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

1. Дрессировщик как основной раздражитель для собаки

1. Дрессировщик как основной раздражитель для собаки

В настоящем разделе рассматривается вопрос о самом дрессировщике и определяется: 1) какие основные требования должен соблюдать дрессировщик при дрессировке собаки; 2) почему дрессировщик является для собаки сложным комплексным раздражителем; 3) какими способами достигают необходимую взаимосвязь и полный контакт между дрессировщиком и дрессируемой им собакой.

В процессе дрессировки дрессировщик должен быть для собаки основным раздражителем среди всех других раздражителей окружающей среды. Это необходимо для того, чтобы всякое воздействие дрессировщика па собаку обеспечивало выработку таких условных рефлексов, которые необходимы для служебного использования собаки. Это может быть достигнуто только при правильном отношении дрессировщика к дрессируемой собаке. Такое правильное отношение, прежде всего, основывается на строгом соблюдении определенных требований и правил, предъявляемых к дрессировщику.

Прежде чем начать дрессировку собаки, дрессировщик должен приобрести необходимый запас теоретических знаний, которые окажут ему помощь в практической работе, содействуя правильному подходу к собаке.

Однако всегда следует помнить, что методические и технические навыки по дрессировке могут быть приобретены только в процессе практической работы с собакой. Поэтому каждый человек, желающий приобрести знания по дрессировке, должен стремиться лично сам выдрессировать собаку, пользуясь советами и указаниями опытных дрессировщиков или инструкторского состава.

Успех работы по дрессировке собаки во многом зависит от интереса и любви к начатой работе. Дрессировщик должен стремиться развивать в себе интерес к дрессировке путем чтения литературы по вопросам дрессировки собак, а также литературы, описывающей жизнь различных животных. Чтение подобной литературы пробуждает интерес к наблюдениям за поведением животных и содействует развитию чувства любви к ним, что весыча важно для внимательного отношения к собаке при дрессировке.

Это, конечно, не означает, что всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить лишь на одной ласке. Относясь внимательно и чутко к дрессируемой им собаке, дрессировщик должен во всех тех случаях, где это необходимо, проявлять твердость и настойчивость, используя для этого необходимые средства воздействия (раздражители).

Приступая к дрессировке, дрессировщик должен выявить особенности поведения дрессируемой им собаки (тип высшей нервной деятельности и преобладающие реакции) и на протяжении всей дрессировки тщательно изучать ее поведение и податливость к дрессировке.

Для обеспечения этого каждому дрессировщику весьма целесообразно вести дневник дрессировки, в котором описывать как поведение собаки, так и ее способность к дрессировке.

Дрессировщик должен быть последовательным в своей работе и избегать как излишней поспешности, так и нерешительности и медлительности в своих действиях, применяемых к собаке. Всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить на строгой системе, учитывая индивидуальные особенности собаки.

Для каждого практического занятия по дрессировке собак следует намечать определенную цель, которую и стремиться обязательно достигнуть. Все действия дрессировщика в отношении собаки должны быть хорошо продуманы, и в основу своих воздействий, применяемых к собаке, дрессировщик должен класть законы высшей нервной деятельности, установленные академиком И. П. Павловым.

На всем протяжении практических занятий с собакой дрессировщик должен стремиться сохранить ее «заинтересованность» в работе, для чего необходимо учитывать общее состояние собаки и избегать длительного и однообразного занятия одним и тем же приемом дрессировки.

Таковы основные требования, предъявляемые к дрессировщику, который воздействует на собаку, как сложный комплексный раздражитель.

Академик И. П. Павлов указывал: «… природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры…» (Академик И. П. Павлов. Лекции о работе больших полушарий. ГИЗ, М.-Л., 1927 г)

Из этого указания академика И. П. Павлова следует, что человек, а следовательно, и дрессировщик является и для собаки комплексным раздражителем (см. рис. 96).

Рис. 96. Воздействие дрессировщика на собаку (комплексный раздражитель)

Действительно, дрессировщик воздействует на собаку прежде всего своим внешним видом: своей величиной и формой одежды, характером своих движений, голосом, выражением своего лица и, наконец, своим запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки.

Воспитание условных рефлексов на комплексные сложные раздражители характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при приучении собаки к дрессировщику.

Комплексный раздражитель способен воздействовать одновременно на несколько анализаторов (органов чувств) собаки. Следовательно, при таком воздействии у собаки могут возникать условные рефлексы одновременно на всю сумму воздействующих раздражителей. Однако относительная сила раздражителей, входящих в комплекс, имеет весьма большое значение, а именно: в комплексе отдельные раздражители приобретают большее или меньшее значение в зависимости от их относительной силы. Наибольшее значение имеют: голос дрессировщика, его движения и его индивидуальный запах.

Все характерные особенности голоса своего дрессировщика (силу, высоту, тембр) собака быстро начинает хорошо различать (диференцировать) от голоса других лиц. При наличии правильного взаимоотношения между дрессировщиком и собакой последняя выполняет команды, подаваемые голосом только своего дрессировщика.

Движения дрессировщика имеют не меньшее значение. Каждый человек обладает характерными, только ему присущими особенностями движения. Один человек быстр и порывист в своих движениях, второй вял и медлителен, у третьего они резки и отрывисты. Большинство воздействий дрессировщика, применяемых к собаке, связано с его движениями — рывок поводком, удар хлыстом, оглаживание собаки, дача лакомства и др.

Один из сотрудников академика И. П. Павлова сообщает: «нужно знать, что животные (речь идет о собаках) очень быстро улавливают движения экспериментатора. Эта способность животных первое время ставила нас в затруднение. Нередко трудно потом было определить, ложится ли собака в ответ на слово «ложись» или в ответ на мимолетное движение или взгляд экспериментатора на место, куда следует лечь собаке».

Собака на все эти типичные движения своего дрессировщика образует также прочные условные рефлексы различного качества. Особенно следует избегать резких и отрывистых движений в период первоначального приучения собаки к дрессировщику, так как подобные движения вызывают у собаки проявление лишь рефлекса самозащиты в форме оборонительной реакции, что затрудняет приучение собаки к дрессировщику. При первоначальном обращении с собакой движения дрессировщика должны быть спокойными, четкими и плавными.

Запах дрессировщика также имеет значение для установления контакта между дрессировщиком и собакой. У собаки на индивидуальный запах своего дрессировщика воспитывается прочный условный рефлекс и способность четко диференцировать его среди других запахов.

Установление взаимосвязи дрессировщика с собакой. Первоначальная взаимосвязь — контакт дрессировщика с собакой устанавливается в процессе приучения собаки к своему дрессировщику. Для этого требуется несколько рабочих дней.

Основным раздражителем, обеспечивающим установление первоначального контакта дрессировщика с собакой, служит пищевой раздражитель в виде корма, лакомства.

Наилучший способ приучить собаку к дрессировщику — систематическое кормление собаки. В результате этого оборонительный рефлекс в активной или пассивной форме, проявляющийся у многих собак в отношении нового для нее человека, переключается в пищевой рефлекс, и собаки начинают доверчиво относиться к дрессировщику. Конечно, следует учитывать, что в зависимости от своих особенностей поведения, собака будет проявлять себя по-разному. Однако корм и лакомство всегда остаются основными безусловными раздражителями при первоначальном приучении собаки к дрессировщику.

В процессе ухода дрессировщик постепенно приучает собаку к своехму внешнему виду и движениям.

Значение прогулок и выгуливания для приучения собаки к дрессировщику очень важно. Каждый организм для нормального проявления своих физиологических функций нуждается в движении.

Прогулки обеспечивают проявление у собаки того природного безусловного рефлекса, который академик И. П. Павлов обозначил как «рефлекс свободы».

«Рефлекс свободы», — сообщает академик И. П. Павлов, — есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречалось бы животным на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни. И мы знаем хорошо, как все животные, лишенные обычной свободы, стремятся освободиться, особенно, конечно, дикие, впервые плененные человеком» (Академик И. П. Павлов. «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности». Изд. ГИЗ, 1925 г).

Безусловный «рефлекс свободы» собаки является основой для приучения ее к дрессировщику. В процессе выгуливания у собаки воспитывается на дрессировщика условный рефлекс, как на условный раздражитель, сигнализирующий собаке о «возможном свободном состоянии» (выходе из выгула — клетки).

Наиболее быстро приучаются собаки с преобладающей пищевой реакцией.

Собаки с преобладающей оборонительной реакцией, как в активной, так и в пассивной форме, приучаются медленней, но проявляют затем большую привязанность.

Особо осторожно следует приучать собак уравновешенного, спокойного типа, с преобладающей активно-оборонительной реакцией. При первом общении с такими собаками можно составить неправильное мнение об их доверчивости, так как, будучи мало возбудимыми, они свободно подпускают к себе приближающегося человека, а затем набрасываются на него. Поэтому при первоначальном общении с собакой следует быть наблюдательным и смелым, но вместе с тем и осторожным, готовым к неожиданностям в поведении собаки.

В процессе дрессировки значение дрессировщика для собаки постепенно возрастает. Дрессировщик путем воспитания различных условных рефлексов у собаки на выполнение желаемых действий все более укрепляет взаимосвязь с собакой. Следовательно, дрессировщик достигает необходимого контакта с собакой на основе совокупности всех воздействий на собаку, применяемых в процессе дрессировки.

Помощник и его значение при дрессировке. При дрессировке собак в целом ряде случаев необходимо участие помощника, например для развития злобы и для установления условного оборонительного рефлекса на охрану вещи. Помощник, так же как и дрессировщик, является для собаки сложным комплексным раздражителем, способным оказывать на собаку воздействие как положительного, так и отрицательного — тормозного порядка. Так, при развитии злобы и недоверия к посторонним помощник возбуждает у собаки проявление активно-оборонительного рефлекса, но одновременно с этим вызывает условное торможение в виде отказа собаки брать пищу из рук постороннего для нее человека.

В качестве помощников подбирают вполне подходящих для этого людей. Они не должны бояться собак, должны быть ловкими, настойчивыми, смелыми и умело выполнять свою роль. Значение и роль помощника особенно велики при дрессировке собак для розыскной, караульной, сторожевой, связной служб. Проанализируем более подробно значение и роль помощника при дрессировке собак для розыскной службы.

Основная задача помощника заключается в содействии дрессировщику приучить собаку к работе по следу человека. Вначале помощник является для собаки индиферентным (безразличным) раздражителем. Унося и пряча вещь с запахом дрессировщика, на которую у собаки уже был установлен стойкий условный рефлекс и выработана «заинтересованность» в поиске этой вещи, помощник побуждает собаку разыскивать вещь, по своему следу. В результате этого у собаки образуется условный рефлекс на поиск вещи своего дрессировщика по запаху следа помощника. В дальнейшем, возбуждая у собаки проявление активно-оборонительного рефлекса и стремления к преследованию, помощник полностью переключает собаку с поиска вещи своего дрессировщика на поиск самого себя по своему индивидуальному запаху, оставленному на своем следу.

Таким образом, у собаки образуется стойкий условный рефлекс на поиск человека. В дальнейшем помощника надо как можно чаще менять для того, чтобы у собаки установить условную связь на проработку следа с индивидуальным запахом любого отыскиваемого человека.

Роль помощника при дрессировке собак караульной и сторожевой службы более ограничена и состоит в том, чтобы выработать у собаки стойкий условный рефлекс оборонительного порядка на всех приближающихся посторонних лиц, которых караульная собака должна облаивать, а сторожевая собака — предупреждать об их приближении без всякого лая. Следовательно, роль помощника здесь состоит в том, чтобы развить и закрепить у собаки защитно-оборонительный рефлекс на посторонних людей, а также активное их преследование и задержание.

При дрессировке собак для связи помощник фактически выполняет роль второго дрессировщика. Это обусловливается развитием у собаки равномерной привязанности к обоим дрессировщикам и обеспечивает стремление собаки к пробежкам между двумя постами связи. В этом случае у собаки на помощника должны быть воспитаны те же самые условные рефлексы, что и на дрессировщика. Следовательно, назначение помощника при дрессировке в зависимости от целей дрессировки будет весьма различное.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

9. Требования, предъявляемые к дрессировщику. Дрессировка служебных собак

9. Требования, предъявляемые к дрессировщику

В процессе дрессировки основным фактором, организующим поведение собаки, является дрессировщик. Он не только воздействует на поведение собаки, но и добивается выполнения таких действий, которые обеспечивают ее служебное использование. Успех этой работы зависит от теоретической подготовленности дрессировщика, а также от его практического опыта. Дрессировщик должен уметь правильно и быстро решать задачи, возникающие в процессе дрессировки, и всегда помнить о необходимости индивидуального подхода к собаке. Это, прежде всего, обусловливается внимательным отношением к работе, а внимание, как известно, является основой наблюдательности, без которой немыслимо изучить поведение животного. Чтобы развить наблюдательность, дрессировщик должен вести дневник, в который заносятся не только достигнутые результаты, но и отмечаются характерные особенности поведения собаки и ошибки, допущенные дрессировщиком. Анализ этих записей значительно облегчит дальнейшую работу с собакой.

Методы и приемы, используемые в процессе дрессировки, должны применяться по-разному в каждом отдельном случае. Без этого немыслим индивидуальный подход к собаке.

В процессе работы дрессировщик должен умело использовать опыт лучших дрессировщиков и инструкторов, стараться подражать их действиям. Это помогает начинающим дрессировщикам приобрести необходимые технические навыки. Поэтому активным методом обучения дрессировке должен быть метод наглядности, метод показа. Чтобы уметь контролировать действия собаки и полностью подчинить себе ее поведение, дрессировщик должен быть строго последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного навыка, он, прежде всего, должен наметить, каким методом и приемами будет действовать, и хорошо продумать последовательность своих действий. Приступив к дрессировке собаки, дрессировщик должен настойчиво выполнять принятое решение. Различные изменения и дополнения, возникающие в процессе дрессировки, должны быть строго обоснованы.

Весь процесс дрессировки необходимо строить с учетом существующих методических принципов. Запомнив все правильные действия и приемы, дрессировщик прочно усвоит необходимые технические навыки.

При дрессировке часто возникают различные трудности. Вызывающие их причины могут зависеть от особенностей поведения дрессируемой собаки или непредвиденных воздействий окружающей среды. Чтобы быстро принять нужное решение, дрессировщик должен хорошо знать теоретические основы и практические приемы работы с собакой и умело применять их в работе.

На всем протяжении практических занятий дрессировщик должен стремиться сохранить «заинтересованность» собаки в работе. Для этого необходимо учитывать общее состояние собаки (здоровье, степень ее возбудимости, наличие течки и т. д.), не переутомлять ее и разнообразить приемы дрессировки. Большое значение имеет также умелое использование и сочетание принуждения, поощрения и запрещения.

Каждый дрессировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью и строго соблюдать последовательность своих действий. Успех дрессировки во многом зависит от любви к дрессируемым животным. Нельзя забывать о том, что дрессировка — не ремесло, а большое искусство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

4. Приемы дрессировки. Дрессировка служебных собак

4. Приемы дрессировки

В каждом конкретном случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется при помощи приемов.

Прием — это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка. Каждый прием дрессировки подразделяется на следующие стадии.

Первая стадия — воспитание первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» первоначальное действие заключается в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков «стоять», «сидеть» и «лежать» в первом периоде от собаки требуют выполнения команды без выдержки.

На этой стадии дрессировщик должен решить две задачи: натолкнуть (побудить) собаку выполнить нужное действие и выработать первоначальную условную связь на команду.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями. Во-первых, у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей. Оно состоит в том, что собака «еще не умеет» четко различать команды и может проявлять ошибочные действия, например, ложиться по команде «Сидеть» и т. д.

Дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей лакомства только правильно выполненные.

Во-вторых, на этой стадии стойкая связь на команду еще не установлена и дрессировщик еще не может преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий занятия следует проводить в обстановке, отличающейся наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия — усложнение первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию, воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, в процессе подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» таким усложнением является закрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержки в различных положениях и т. д.

Во второй стадии дрессировки также не следует усложнять условий окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков. Следует добиваться, чтобы собака четко различала (дифференцировала) применяемые команды, и своевременно затормаживать все ошибочные действия собаки. Этого достигают благодаря тому, что подобные действия не подкрепляют лакомством, а правильно выполненные действия обязательно подкрепляют поощрением.

Третья стадия — закрепление отрабатываемого сложного действия (навыка) в различных условиях окружающей среды. Как только собака приучится четко и безотказно выполнять все действия, обстановку занятий необходимо усложнять: как можно чаще менять место проведения занятия, стараясь, чтобы новая обстановка обязательно была связана с наличием различных посторонних раздражителей (разнообразные звуки, присутствие людей, других животных и т. д.). Первое время в таких условиях у собаки будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс начнет угасать, и собака будет привыкать к новым раздражителям. Чтобы управлять поведением собаки в усложненных условиях, дрессировщик должен постепенно вводить более сильные меры воздействия (увеличивать силу применяемых механических раздражителей). При этом необходимо использовать угрожающую интонацию в командах, как условный сигнал на последующее болевое воздействие.

В случае отвлечения собаки и ее отказа от выполнения определенного действия следует добиваться выполнения поданной команды, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Приемы состоят из различных, но всегда строго определенных воздействий.

Приемы дрессировки собак на выполнение сложных действий связной, караульной, розыскной и других служб строятся на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. В этом смысле весь процесс работы с собакой заключается в осуществлении целого ряда приемов. Причем каждый последующий прием может быть использован только в том случае, когда применением предыдущих приемов у животного были выработаны навыки, на основе которых может быть получен новый результат (более сложный навык).

При дрессировке караульных собак, прежде чем начинать работу на блок-посту, необходимо развить у собаки злобность и недоверие к людям, приучить ее к работе на короткой глухой привязи и т. п.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Взаимоотношение дрессировщика с собакой и роль помощников

Взаимоотношение дрессировщика с собакой и роль помощников

Хороший дрессировщик — хозяин и властелин собаки, которая отлично выделяет его среди посторонних людей и беззаветно доверяет только ему одному.

Степенью привязанности собаки к своему хозяину определяется ее послушание. Недоверие к дрессировщику пагубно отражается на результатах всего комплекса обучения собаки.

Нормальное взаимоотношение между дрессировщиком и собакой всего лучше достигается систематическим их общением. Ласковое обращение, внимательный уход и хорошее кормление являются лучшими средствами установления контакта.

Как известно, собаки обладают разным характером, разной возбудимостью нервной системы, поэтому поведение дрессировщика во время работы с собакой может передаться и ей. Приходилось наблюдать, как вялость в поведении дрессировщика затормаживает живость в движениях у собаки.

Дрессировщик должен хорошо знать собаку, постоянно присматриваться к ней, изучать каждое изменение в ее поведении. Он должен быть в меру требовательным, энергичным, жизнерадостным, достаточно терпеливым, постоянно следить за своим голосом, не забывая, что ободряющую и угрожающую команды нужно произносить настолько четко, чтобы их по интонации можно было отличить одну от другой. Нужно уметь обращаться с собаками, учитывая тип их нервной деятельности: с трусливыми требуется более осторожное обращение, чем с более смелыми, сильными и злобными.

В процессе занятий могут появиться во взаимоотношениях с собакой отдельные шероховатости, собака иногда проявляет нежелательные для дрессировщика действия. В таких случаях дрессировщик обязан немедленно применить угрожающие интонации, требуя от собаки выполнения приказаний.

Если собака упрямится, то сейчас же со стороны дрессировщика должны быть приняты самые решительные меры вплоть до нанесения удара хлыстом. А когда требования будут выполнены, снова из уст дрессировщика доносятся мягкие и ласковые тона в голосе — вот это и есть основной принцип взаимоотношений, он всегда должен проходить красной нитью в ходе каждого практического занятия.

Впервые знакомясь с собакой, дрессировщик должен иметь в виду, что злобная собака может наброситься на него, а трусливая обычно убегает.

Иногда собака не набрасывается и не убегает, но и не подпускает к себе: настораживается, недоверчиво следит за движением незнакомого человека, зачастую ворчит. Здесь требуется находчивость и осторожность со стороны дрессировщика. Малейшая оплошность может повлечь за собой неприятность.

Если дрессировщик проявит робость и будет стоять перед собакой в нерешительности или попытается уйти от нее, собака может наброситься на него. При данных обстоятельствах нужно назвать кличку собаки, смело подойти к ней и моментально взять за ошейник; повторяя названную кличку, свободной рукой ласково погладить собаку, пристегнуть поводок, замотать легко тесьмой морду, выйти из помещения и погулять с ней. Собака, которая проявляет трусость, требует иного подхода, ее прежде всего располагают к себе осторожным, ласковым обращением и скармливанием пищи.

Для отработки у собак навыков вспомогательного и специального цикла дрессировщик имеет помощника, знакомого с теорией и техникой дрессировки. Помощник должен уметь правильно оценивать поведение собаки, быть смелым, увертливым и точно выполнять все указания и требования дрессировщика.

В упражнениях для развития у собаки злобы, а также при обучении сторожевой и караульной службе помощнику принадлежит активная роль.

В процессе дрессировки на караульную, розыскную и сторожевую службы нужно систематически менять помощников, чтобы дрессируемые собаки с ними не свыклись. Число помощников назначают в зависимости от отрабатываемых навыков.

При дрессировке розыскных собак помощники главным образом используются для прокладки следов, при обыске местности и помещений.

Особую роль помощник выполняет при обучении собак для связи, здесь он является равноценным хозяином дрессируемой собаки, он в одинаковой мере располагает собаку к себе, как и основной дрессировщик: убирает и кормит ее.

Во всех случаях работой помощников руководит дрессировщик, который каждый раз напоминает помощнику о его действиях в том или другом приеме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru

Дрессировка караульных собак. Техника дрессировки служебных собак

Дрессировка караульных собак

Человек издавна использует караульных собак для охраны жилья.

Караульную собаку нельзя отождествлять со сторожевой. Караульную собаку держат на привязи или в свободном состоянии, она оповещает своего хозяина об опасности громким лаем. Сторожевая же собака всегда находится вместе с человеком и предупреждает его не лаем, а повышением настороженности или порывами в сторону опасности. У караульных собак специально развивают громкий лай, тогда как у сторожевых заглушают его.

Для караульной службы отбирают физически выносливых, сравнительно крупных и злобных собак. Лучшими для этого вида службы считаются наши отечественные породы: кавказская, среднеазиатская и южнорусская овчарки.

На месте дрессировки караульных собак устраивают блочную установку, длина которой в зависимости от местности может быть 60–80 метров по фронту. На глубину 70–80 сантиметров в грунт вкапывают два столба высотой до двух метров. Столбы укрепляют металлическими оттяжками с внешней стороны. Между столбами на высоте 180 сантиметров от земли натягивают металлический трос или прочную проволоку диаметром 0,5 сантиметра. На тросе монтируют специальный блок, который свободно можно передвигать по всей длине троса.

Блок служит местом привязи собаки. Если специального блока нет, тогда для привязи собаки на трос надевают прочно сваренные 2–3 кольца. На расстоянии трех погонных метров от каждого столба на трос крепят ограничители, которые сдерживают собаку от возможного удара о столб при сильных разбегах.

У караульных собак отрабатывают следующие навыки:

— охрану на блоке;

— охрану на глухой привязи;

— свободную охрану.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

pets.wikireading.ru


Смотрите также