Есть ли душа у собаки православие


Что происходит с душой собак после смерти: реинкарнация, православие

Смерть питомца — это горе для хозяина. Поэтому человек неизбежно начинает задумываться о том, куда попадет его домашний любимец после гибели. На слуху достаточно много теорий и вариантов. Существует ли собачий рай, может ли на этот вопрос ответить священник или экстрасенс — обо всем это рассказано ниже.

Православие: есть ли душа у животных

Есть ли душа у собаки и могут ли домашние любимцы попасть в рай? Этим вопросом задаются многие люди, особенно когда их верный друг покинул этот мир. Само понятие души может трактоваться по-разному. Кто-то считает, что это собранные воедино мысли, эмоции, характер. Однако это касается лишь людей.

Куда уходят собаки после смерти

Можно ли сказать то же самое и о собаке или кошке? Хозяева домашних любимцев искренне считают, что их питомцы также наделены указанными качествами. Тем не менее, это будет не совсем правдой.

К сведению! Собаки действительно имеют черты характера, набор эмоций и даже какую-то индивидуальность. Однако, согласно позиции христианства, в отличии от человеческой душа собаки после смерти разрушается вместе с телом.

Другими словами, после того как мохнатый друг умрет, его душа развеется и исчезнет. По сути это подтверждает сам факт наличия души у животных. С другой стороны, возможность их вознесения в райские кущи Библией просто не рассматривается, данная информация упоминается скорее вскользь.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Если снова обращаться к святым писаниям, то можно вспомнить о том, что животные были созданы раньше, чем человек. Люди были уже венцом творения бога, созданные по образу и подобию.

Согласно Библии, животные также населяли райские сады и жили в гармонии. Звери находились в подчинении у Адама, и он сам давал им имена. На тот момент не существовало ни смерти, ни каких-либо страданий. Однако все это закончилось, после того как первые люди были изгнаны из рая.

С этого момента все живое стало подвластно смерти. Кроме того, и человеческий, и духовный мир прошли через видоизменение. Исходя из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что животные тоже обладали душой, дарованной богом.

Обратите внимание! Основное отличие человеческой души от животной заключалось в том, что у последних она тленная. Другими словами, душа животных после их смерти погибает, в то время, как душа человека является бессмертной и может воспарить к небесам. Ту же позицию поддерживает и Ислам.

Души человека и собаки

Как общение с человеком влияет на душу животного

Куда уходят собаки, когда умирают? Этим вопросом интересуются многие, в том числе и ученые. Что известно точно, так это то, что общение и близкий контакт с хозяином (человеком) накладывают неизгладимый отпечаток на собаку.

Домашние питомцы перенимают повадки своих владельцев, учатся жить в социуме насколько это возможно и контактировать с окружаемым миром. Их ведут не только первобытные инстинкты, но и нормы воспитания. Наиболее ценное, что может получить пес от человека — это любовь последнего.

Люди даже и не задумываются, как много влияния они оказывают на своих пушистых друзей. Некоторые даже обзаводятся чувством юмора. Это говорит о том, что такие создания, как собаки, обладают достаточно высоким интеллектом и со временем могут научиться по-своему общаться и взаимодействовать с окружающими.

К сведению! Существует мнение, что звери, обладающие высокими интеллектуальными навыками, живут значительно меньше. Однако это всего лишь гипотеза, не получившая официального подтверждения.

 

Душа человека влияет на душу животного

Куда попадает душа животных после смерти

Куда попадают собаки после смерти? Точного ответа нет и не будет. В конце концов, человек так полностью и не смог осознать, что происходит с ним после смерти, а что уж говорить о питомцах.

В некоторых религиях можно встретить описания специального рая, предназначенного именно для животных. Кто-то же считает, что душа любого живого существа. Это энергия, и после смерти она возвращается в информационное поле планеты или даже Вселенной.

Реинкарнация домашних животных

Как уже было сказано, неизвестно, попадают ли собаки в рай после смерти. Тем не менее, вопрос реинкарнации в некоторых религиях освещен очень подробно. Считается, что, если собака очень сильно скучает по своему хозяину, то она может вернуться.

Обратите внимание! Существует немало историй о том, что умерший питомец возвращался к своему человеку в теле другого животного. Возможно, это всего лишь выдумки любителей собачек и кошечек, но доля истины все же в них присутствует.

Реинкарнация собаки, на какой день после смерти это происходит не рассказано ни в одном вероисповедании. Хотя в буддизме говорится, что каждая душа должна пройти свой путь развития. От обычного камня она перерождается в новую, все более сложную форму, чтобы в конечном счете воссоединиться со вселенной.

Исследования М. Ньютона

М. Ньютон — исследователь и философ, который занимался изучением такого явления, как душа. Для этого он погружал своих пациентов, разумеется, людей, в глубокий сон. К каким выводам в конечном счете пришел Ньютон:

  • испытуемые, все без исключения, сообщали, что у каждого живого существа на земле есть душа. При этом сама сущность не может перемещаться ни вверх, ни вниз. Другими словами, никакого отхода к небесам и ангелам просто не существует;
  • души людей и животных перемешиваются единым потоком вселенной;
  • многие пациенты имели неразрывную связь с душами своих домашних любимцев. При этом души последних имели другую, отличную от людской структуру, но все-таки они были;
  • после смерти души питомцев находились в некого рода сферах как и человеческие, но отличные.

Важно! Данные исследования являются весьма запутанными и местами непонятными. Однако они доказывают сам факт существования бестелесной материи у домашних любимцев.

Из исследований студентов Института реинкарнационики

Институт реинкарнационики имеет на этот счет свое мнение. Многочисленные теории и откровения подвели ученых к тому, что не всегда в теле зверя находится душа именно животного. Другими словами, в них может попасть и душа человека. Человеческая сущность может отправляться в тела зверей по разным причинам:

  • чтобы отдохнуть и набраться сил;
  • набраться нового опыта, усвоить какие-то качества;
  • получить информацию о среде, в которую собирается прийти в будущем;
  • просто быть рядом с любимым, которого пришлось покинуть.

Как пережить смерть четвероногого друга: советы психолога

Пережить смерть домашнего любимца не всегда так просто, как кажется. В подобной ситуации даже радуга может казаться бесцветной. Самое главное, что нужно сделать, это смириться. Вне зависимости от того, существует собачий рай или нет, можно думать, что любимый пес находится там, где ему лучше.

Важно! Не рекомендуется сразу же заводить другого питомца, чтобы восполнить потерю. Следует пережить расставание и уже собравшись с мыслями жить дальше.

Пережить смерть собаки поможет время

Таким образом, не существует четкого ответа на вопрос, что происходит с собаками после их смерти. Человеку лишь предлагается выбрать наиболее подходящий для себя вариант и верить именно в него.

gafki.ru

Есть ли душа у животных по Библии

Люди, у которых есть домашние животные, неоднократно сталкивались с тем, что их питомцы, будь то кошки или собаки, в силу определенных ситуаций тоже способны выражать свои чувства. А раз есть чувства, то и на вопрос есть ли у животных душа можно ответить положительно?

Да, многие сейчас скажут, что это инстинкт.  Придя домой, вы, возможно, застаете, голодного питомца. И он радостно побежит за пакетами с едой на кухню вовсе не потому, что рад видеть хозяина, а от предчувствия лакомства. А как же быть с их слезами? Давайте разбираться.

Что говорит Библия

В православном мире считается, что душа у животных конечно есть. Ведь, если начать читать Библию, а именно книгу Бытия, то практически в самом ее начале идет повествование о сотворении мира. Первыми появились рыбы и птицы. А затем земля произвела души животных.

Но душа животного отличается от души человека. Человеческая душа вечна. Он получил ее от Бога. А душа животного находится у него в крови, и поэтому живет и умирает, то есть разрушается вместе с ним.

Христиане поминают усопшего на 9-й и 40-й день смерти. Это делается для того, чтобы попросить у Бога лучшей вечной жизни для умершего. Для животных таких ритуалов нет. Это еще раз говорит о том, что православная церковь отвергает вечную жизнь души животных.

Есть люди, которые оберегают и заботятся о братьях наших меньших. Порой они признаются, что любят своих питомцев даже больше, чем людей. Церковь считает это грехом, так как человек изначально по Библии наделен любовью с лихвой. И эта любовь должна быть всецело направлена на его семью и окружение.

Но в условиях современного мира человек с активной жизненной позицией стал реже обзаводиться семьей. Порой самым близким другом является домашний питомец, который ждет его дома и любит. У одного это кошка, а у другого собака. Поскольку век домашних животных очень короток, многих интересует вопрос, куда деваются их души после смерти.

Хочется отметить тот факт, что кошек с испокон веков в христианстве считают «чистыми» животными. Им позволено находится в доме хозяина, спокойно разгуливать по церкви и даже спать у алтаря. В противовес этому, собаки должны только сторожить дом. Но такое разграничение Библией не подтверждается. Так уж повелось.

Куда попадают кошки после смерти?

Современная наука всячески опровергает существование иного мира. Но в таком случае давайте вернемся к истории Древней Греции. Именно оттуда происходит слово «душа», а точнее ее перевод. На греческом языке оно гласит «психи». Соответственно психика – это душа. И как объяснить тогда сегодняшнюю новомодную профессию зоопсихолога?

В свое время даже Эйнштейн сказал, что чем больше он познает мир, тем больше начинает верить в Бога. И с ним соглашаются многие именитые в науке люди, считая, что душа любого живого существа является некой аурой, энергетикой, обладающей определенной электромагнитной силой.

Поэтому, можно полагать, что душа, в том числе и кошек, воссоединяется с электрическим полем нашей планеты или даже Вселенной. И еще, как быть с тем фактом, что зачастую на иконах святых можно увидеть животных?

Что касается того, куда уходит душа собаки после смерти, опять однозначного ответа нет. Существует старая притча о собаке и его хозяине.

После смерти хозяина собака истосковавшись по нему, умерла от горя. И оба они встретились на небесах у ворот Рая. Но над воротами висела табличка, говорящая о том, что с собаками туда входить нельзя. Хозяин, погладив собаку, пошел с ней дальше и увидел другие ворота. Рядом сидел старец. Он распахнул перед верными друзьями ворота и сказал: — «Добро пожаловать в Рай, а то был Ад».

Так же существует мнение, что если при жизни собака общалась с человеком и жила рядом с ним, она из-за общения с бессмертной душой человека, тоже приобщилась к вечности. И возможно, в другом мире они обязательно встретятся.

То есть, собака, изначально появившаяся на свет с душой (разрушаемой), которая находится у нее в крови, в следствие общения с человеком обогатит свою душу. Таким образом, получится  «общая душа», которая соединится с душой человека. Но в случае, если собака жила без хозяина, была бродячей и бездомной, то ее душа присоединится к «общей собачьей душе».

А приходилось ли вам когда-нибудь слышать про ангелов-животных? Существует поверье, что животные, которых вы любили, которые были с вами длительное время, становятся ангелами и оберегают вас.

Собаки и кошки после своей физической смерти настолько связаны с вами невидимым поводком любви, что просто не могут покинуть вас.

Люди способные заглянуть «за черту» утверждают, что с легкостью могут сказать какой домашний питомец был у сидящего перед ним человека. Поскольку их дух присутствует рядом с хозяином. И многие, в самом деле, признаются, что чувствовали присутствие своего давно умершего кота или собаки.

Очень жаль, что животные живут очень мало. Но, несмотря на это, они оставляют в наших сердцах глубокий след и приятные воспоминания о них греют нам душу.

1001molitva.ru

Попадут ли животные в вечность? » Сайт священника Константина Пархоменко

…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» (Ис. 11 гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти"» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

azbyka.ru

Есть ли душа у животных по Библии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многих верующих людей интересует вопрос есть ли душа у животных. Ведь наверняка каждый, кто держал в своем доме любимца знает, как тяжело его терять. И каждом бы хотелось, попав в рай встретить там своего любимца. Нужно сказать, что мнение на этот счет не однозначное. Одни священники утверждают, что она есть у животных, а другие говорят, что нет. Что об этом говорить нам Библия попробуем разобраться ниже.

Есть ли душа у животных по Библии

Понятие душа каждый трактует по-своему. Те, кто верит в Бога понимают это слово как сознание, эмоции, характер. Для многих верующих люде душа означает еще и связь между жизнью и ожидаемой вечностью. Но эти понятия больше касаются человеческого существования.

Те, кто хоть раз держал животное на руках тоже скажет, что ему свойственные такие же эмоции как и человеку. Но это не совсем так. Да, животные также понимают и имеют свои эмоции, имеют индивидуальный характер.  Конечно, у них есть наличие души, но согласно Библии, она по отличию от человеческой является разрушимой. То есть, после того как животное умирает — его душа умирает вместе с телом.

Уже на первых страницах Библии говорится о творении мира. Впервые понятие души встречается тогда, когда рассказывается о творении рыб и птиц. После чего идет повествование о том, что земля производит души животных. Потому на вопрос «Есть ли душа у животных?» православие дает утвердительный ответ, да она есть, но вот что происходит с душей после смерти, Библия однозначного ответа не дает.

Куда девается душа животного после гибели

Как уже упоминалось выше, куда попадают души животных после смерти православие не дает однозначного ответа. Но несмотря на это, все же некоторые священнослужители высказывают свое мнение на этот счет. Например:

  • священник Василий Великий упоминал в своих летописях о том, что душа бессловесных является единой, поэтому после не смотря на то, если при жизни каждый является индивидуальностью после смерти души животных восходят к единой общей живой душе;
  • святитель Филарет Московский, чья молитва оберег на каждый день известна каждому христианину, объясняет такое явление тем, что человек совокупляет в себе жизнь растений и животных. Он просто не может без них существовать, поэтому отечественные святые писания очень часто называют человека таким понятием как «человек малого мира». Согласно трактовки Филарета душа животного не просто растворяется в небытие, а переходит в новую, человеческую жизнь.

Мнение церкви

Как известно, в православной религии существует традиция, согласно которой после того как умирает человек, принято делать поминки по усопшему на 9 и 40-й день. Делается это для того, чтобы молитвами заступится за усопшего перед Богом. Но когда умирает кошка, собака или любое другое животное такой традиции нет.

Исходя из этого можно сказать, что православная церковь не совсем принимает мнение о том, что душа животного все же существует. Но среди православных верян существует мнение, что душа умершего животного поселяется в доме, где он жил при жизни. В таких случаях они могут мучать своего хозяина различными неприятностями под видом духов умерших.

Господь всегда с Вами!

  • Интересное в православии

ikona-i-molitva.info

Блог Елены Светловой - Есть ли у животных душа?

Анастасия Ивановна Цветаева, которая, к слову, была глубоко верующим человеком, незадолго до смерти написала своему давнему другу архимандриту Виктору (Мамонтову) письмо со своими раздумьями о будущей судьбе животных. Сколько она ни спрашивала священников – четкого ответа никто не дал. Между тем, для Цветаевой этот вопрос был далеко не праздным.

В своем письме она ссылается на рассказ художника Сурикова о необыкновенной преданности кошки его родственнице, причем это чувство не угасло и после кончины хозяйки. Кошка просидела на пороге все отпевание, а потом побрела со всеми на похороны да так и осталась на могиле, где замерзла насмерть.

Ответ на свой вопрос Анастасия Ивановна нашла в книге «Рай и ад». Там был рассказ о блаженном Андрее, который был восхищен до третьего неба и там, дивясь на несказанную высоту и красоту райских деревьев, увидел скользящих животных цвета зари и неба, а шерсть их была как бы шелк, и перекликались они музыкальными звуками. И в то время, как он дивился, сверху был ему Голос: «Что ты удивляешься, Андрей? Неужели ты думаешь, что Бог даст хоть одной Своей твари – тление?»

Где будут наши домашние любимцы после смерти? Встретимся ли мы с ними? Наверное, всякий, на чьем попечении находится бессловесное существо, пытался найти ответ на этот вопрос. Однажды отца Александра Меня девочка спросила, попадет ли в рай ее собака. И о. Александр ответил, что прямо в Евангелии об этом не сказано, но он очень надеется, что когда он придет в тот мир, навстречу с радостным лаем выбегут две его собаки.

Марина Андреевна Журинская, редактор православного просветительского журнала «Альфа и Омега», автор чудесной книжки «Мишка и некоторые другие коты и кошки», считает, что возможно общение с нашими питомцами после смерти: «Говорить они, наверное, не будут, но мы сможем их понимать. Есть такая симпатичная теория, что домашние животные – это святые животного мира. Животные – существа совершенно невинные и греха не знают, но все последствия человеческого грехопадения на них свалились. Они страдают за человека, но все равно приходят к нему и живут с ним. Вы наверняка не раз видели, как какой-нибудь мерзкий пьяница бьет свою собаку чуть ли не сапогом по морде, а она на него смотрит с обожанием».

Я не раз слышала, что священники отказываются освятить дом, если в нем есть собака. Человека ставят перед тяжелым выбором. На самом деле, священники – обычные люди, которые могут заблуждаться. Собакам не место в храме совсем не потому, что они «грязные» животные. Причина в том, что собака не всегда умеет себя прилично вести. Она может залаять во время службы – вот, собственно, и все.

У покойного патриарха были в доме и собачки, и кошки. И если Святейший этим людям не указ, то о чем можно говорить?
 

просмотров: 21017

www.mk.ru

Есть ли душа у животных - что говорит Православие

Рубрика: Мир иной, Основы веры

Что такое душа

Согласно православному вероучению, человек, помимо физического тела, имеет душу. Преподобный Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» характеризует душу как бестелесную, простую (не состоящую из отдельных элементов), бессмертную, обладающую разумом и волей сущность. Она действует через материальное тело, сообщая ему жизнь и чувства. Но есть ли душа у животных?

В «Догматическом богословии» протоиерея Олега Давыденкова указаны свойства души. Среди них духовность -принадлежность духовному, нематериальному миру. Самостоятельность — способность продолжать существование после разлучения с телом. Разумность и сознательность, а также бессмертие и свобода.

Есть ли душа у животных?

Есть ли душа у животных

У животных есть душа, но она отличается от человеческой. Библия прямо не говорит о том, что души животных смертны. Но Святые Отцы усматривали косвенные указания на это в некоторых местах Священного Писания. Например, святитель Василий Великий в “Беседах на Шестоднев” ссылается по данному вопросу на Ветхий Завет. В нем имеется запрет на принятие в пищу крови животных:  “ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его” (Лев.17:14).

Василий Великий говорил, что сгустившаяся кровь разлагается и уходит в землю, а значит, “душа скотов есть нечто земное”. Святитель Григорий Палама в труде «150 богословских, нравственных и практических глав» тоже высказывает подобное мнение. Что душа животных после смерти не способна вести самостоятельную жизнь и умирает вместе с телом. 

У души животного нет самосознания и свободы, ведь оно живёт инстинктами и  ограничено рефлексами. Животные не созданы по образу и подобию Божьему, не имеют Его Духа и не были спасены Крестной жертвой Христа. Они не могут вести духовную жизнь, молиться, грешить, каяться и участвовать в Таинствах.  Существование животного не является личностным, как у человека. В этом наше превосходство над остальными живыми существами. Потому Бог и заповедал человеку владычествовать над ними, то есть любить и оберегать.

В раю животные мирно сосуществовали друг с другом и свободно, без страха приходили к человеку. В Эдеме не было жестокости и смерти, животные питались только растениями. Однако грехопадения Адама разрушило эту идиллию. В природу вошли болезни и смерть, многие существа из покорных друзей человека превратились в кровожадных хищников. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своём труде «Дух, душа и тело» пишет, что все животные жили бы в «свете и радости», если бы не случилось грехопадение Адама, изменившее судьбу мира. Животные были подчинены Адаму, и его греховная воля внесла в жизнь живых существ «суету, нестроения и страдания».

Куда попадают животные после смерти

Попадают ли животные в рай? Так как загробной жизни у животных нет, то этот вопрос теряет смысл. Бессмысленны и молитвы за умерших питомцев. Можно молиться только за живых питомцев, например, для их выздоровления при болезни. Впрочем, у верующего человека может возникнуть вопрос, будут ли животные существовать с человеком в Вечной Жизни после Второго Пришествия Христа? Нам это неизвестно, и Святые Отцы по-разному отвечали на этот вопрос.

Апостол Павел писал:«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим 8:22–24).

Кого же апостол подразумевал под «тварью»: только человеческий род или всех живых существ? Блаженный Августин считал, что только человека. А святой Симеон Новый Богослов видел в словах апостола указание на обновление всего живого мира («Слово сорок пятое»).

Также, если животные были в Эдеме, то почему же их не должно быть в новом раю, на обновлённой Земле? Вспомним слова пророка Исаии о будущем Царствие Небесном без зла и жестокости. Там волк и ягнёнок, корова и медведица будут мирно жить вместе (Ис. 11:6), а младенец будет играть возле норы аспида и гнезда змеи (Ис. 11:8). Эти слова можно толковать и образно (абсолютное отсутствие зла), и буквально (животные вернутся к своему первозданному райскому состоянию). Протоиерей Максим Козлов в «Детском Катехизисе» высказывает мысль, что в Царствии Небесном животные будут преображёнными, с лучшими своими качествами. Протоиерей Андрей Ткачёв, отвечая на вопрос о существовании животных в Царствии Небесном, говорит:

«Когда нам [в Раю] будет хорошо, то там будет хорошо всем: и птицам, и рыбам и остальным животным».

Можно ли животных любить сильнее, чем людей?

Итак, судьба животных в Будущей Жизни для нас является тайной. Всё живое – это Божье творение, поэтому животных можно и нужно любить. Однако очень важно, чтобы любовь к питомцам не мешала исполнению главных заповедей – любви к Богу и ближнему. В 4-м томе «Слов» преподобного Паисия Святогорца можно найти фразу старца о том, что в наше время многие супруги не полагаются на Бога и ради собственного комфорта отказываются рожать детей. Вместо них пары заводят домашних животных. По словам преподобного Паисия, такие люди забывают, что одна из целей супружеской жизни – рождение детей и воспитание их в христианском духе.

Другой афонский старец, преподобный Силуан, говорил: «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь» («Старец Силуан»).

Святые и животные

Церковное предание хранит множество удивительных историй о дружбе православных святых и диких животных. Эти рассказы являются поучительными примерами христианского отношения к живым существам. И наглядным примером, как Божья благодать убирает возникший вследствие грехопадения барьер между человеком и животными.

Например, однажды к келье преподобного Сергия Радонежского медведица принесла слепого медвежонка. Он был исцелён по молитвам святого. Также лесные обитатели часто приходили к преподобному Серафиму Саровскому, который всех их кормил. Святой Герасим Иорданский однажды помог льву, удалив из его лапы занозу, мучившую зверя. Благодарный лев потом до конца жизни сопровождал монаха и умер у него на могиле. Некоторые афонские старцы общались с животными, как с людьми.

Есть примеры и из нашего времени. Преподобный Паисий Святогорец очень любил животных, и те без страха подходили к нему. Во время нахождения старца на Синае его всюду сопровождали две куропатки. Когда святой Паисий занимался вырезанием икон, птицы садились к нему на плечи.

pravoslavium.ru

Есть ли душа у собаки? foma.ru — православная социальная сеть «Елицы»

ссылка
Есть, но поминать в храме своего Шарика все равно нельзя. Объясняем почему.

01
Душа есть только у человека?

Нет. Душа есть у всего живого, даже у растений. В отличие от души человека, их души — это не самостоятельная сущность, отдельная от тела. Такого мнения придерживается святитель Василий Великий в своем толковании на Шестоднев: «Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев?17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное». Здесь под душой понимается то, что оживляет тело животного или растения, делает его живым и отличает от неживой природы.

02
Получается, никакой разницы между животным и человеком нет?

Некоторые святые отцы выделяли в человеке дух, душу и тело, при этом дух и душу обычно не рассматривают как отдельные сущности, но как две части души. Одна — низшая часть, понимается как начало, оживляющее тело человека, как и души животных, а дух, некая высшая часть человеческой души, — как способность человека к общению с Богом и другими людьми. Именно дух отличает его от остального тварного мира и делает в целом душу человека бессмертной. Это же и позволяет вести человеку «духовную жизнь» — ходить в храм, участвовать в таинствах Церкви и молиться. У животных духа нет, поэтому сравнивать их с человеком нельзя.

03
Попадут ли животные в жизнь вечную?

Священное Писание ничего по этому поводу прямо не говорит. А то, что говорит косвенно, святые отцы толкуют по-разному. Вот что пишет апостол Павел о будущем состоянии мира: Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим 8:22–24). И тут мнения разнятся — блаженный Августин понимает под «тварью» только людей, а святой Симеон Новый Богослов видит в этом обновление, которое произойдет со всем миром. Как будет на самом деле, для нас остается тайной.

04
Собака — нечистое животное?

Понятие чистых и нечистых животных было в Ветхом Завете — последних нельзя было есть и приносить в жертву. В эту категорию попадали и собаки, и кошки. Кроме этого, собаки у ветхозаветных иудеев считались языческим символом. Сейчас понятия «нечистое животное» больше нет — Собор апостолов в Иерусалиме (около 51 года) отменил это ветхозаветное правило.

05
Можно ли молиться о животном?

Можно, но не так, как мы молимся о людях. Животные, в отличие от людей, не созданы по образу Божию и не обладают бессмертной душой. Поэтому просить Бога об их спасении или даровании лучшей загробной участи бессмысленно. Другое дело, если животное болеет — никто не запрещает попросить своими словами Господа даровать ему здоровье.

06
Как относиться к животным?

С любовью, как и ко всему Божьему творению, как к проявлению Его благости и красоты, обращенной к людям. Но она не может быть поставлена в один ряд с любовью к Богу и к людям. Это будет примерно то же, что сравнивать любовь к вещам, даже самым значимым и памятным, и любовь к детям. Любым животным можно пожертвовать ради человека, но не наоборот. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37–40).

elitsy.ru

Есть ли у собак душа и куда она уходит после смерти: мнения разных религий

Утрата любимца — это трагедия. Возможно, её будет проще пережить, если владелец будет знать о том, что происходит с питомцем после смерти. Есть ли у собак душа и куда она уходит? На этот вопрос приверженцы разных религий дают разные ответы.

Есть ли у животных душа

Если верить канонам иудаизма, существует несколько уровней душ. Животные наделены только Нефеш — телесной частью. Человек же дополнительно получил Руах и Нешама. Первая ассоциируется с эмоциями и борьбой между добром и злом. Нешама связана с разумом. Существует версия о том, что даже неживые предметы наделены какой-то частью Нефаш, что позволяет им существовать. Всевышний даёт эту душу на время и забирает её назад, когда приходит срок.

У христиан всё не так однозначно. Считается, что при переводе Библии с древнееврейского языка на русский были утрачены многие уточнения, в т. ч. деление души на несколько уровней. В результате все три части стали называть просто душой. Отсюда возникла путаница и неоднозначность: даже священники не всегда сходятся во мнении о том, есть ли у животных душа и попадают ли они в загробный мир после смерти.

Не только люди, а и животные имеют душу. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела.

Святитель Лука

Книга «Дух, душа, тело»

В тексте Библии есть прямые указания на то, что у животных есть душа. Однако многие священники, обращаясь к первоисточнику, уточняют, что человеческие и собачьи души сильно отличаются. Существует даже теория о том, что животные, которые общаются с людьми, отличаются от диких, поскольку они вознеслись благодаря соприкосновению с душой высшего уровня — человеческой.

Один из мультфильмов повествует о том, что все собаки непременно попадают в рай

Мусульманский перевод более корректен, поэтому разделение душ по уровням сохранено. В целом позиция напоминает иудаизм: душа у собак есть, но она относится к низшему порядку. Прямых указаний на то, что животные попадают в загробный мир после смерти, нет, однако считается, что в Судный день все животные воскреснут, чтобы возместить свои права и добиться полной справедливости. Только после этого они превратятся в прах. Косвенно это можно считать подтверждением того, что души питомцев попадают куда-то, где ожидают Судного дня.

У приверженцев индуизма мнение противоположно: душа животного равна человеческой и тоже проходит через множество реинкарнаций. Когда она наконец достигает Мокши (освобождения), она теряет свою индивидуальность и растворяется в Абсолюте. Не стоит считать это чем-то плохим. Для приверженцев индуизма это, скорее, высший этап развития и основная цель всего живого.

При рассмотрении буддизма необходимо учитывать тип школы. Южная школа поддерживает идею об отсутствии бессмертной души как у животных, так и у людей. Считается, что присутствие индивидуального «Я» порождает эгоизм, привязанность, страсть и другие нечистые мысли. Последователи северной школы, напротив, верят в наличие бессмертной души и у животных, и у людей.

Куда уходят души собак после смерти

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, поскольку существует множество версий. Кто-то считает, что душа животного дана ему только на время жизни, поэтому после смерти она распадается. Другие верят в то, что есть общие растительная и животная души, к которым присоединяются все умершие. У людей в то же время сохраняется индивидуальность. Приверженцы индуизма поддерживают теорию реинкарнации, т. е. перерождения после смерти.

Некоторые последователи буддизма утверждают, что можно способствовать тому, чтобы душа погибшей собаки вселилась в щенка. Однако это считается грехом, ведь у этой души свой путь, она должна перейти на следующий уровень, а её удерживают. Индейцы считали, что духи погибших зверей хранят их и помогают в трудных ситуациях. Распространена теория о том, что у животных есть возможность уйти в рай через радугу.

Считается, что только любящий хозяин сможет перейти через Мост Радуги, чтобы воссоединиться со своим питомцем после смерти

Существует также притча о том, что кошки и собаки ждут своих хозяев в загробном мире, чтобы помешать или помочь попасть последним в рай. Согласно этой версии, человеку нужно забраться на гору. Если владелец обращался со своими питомцами хорошо, любящие компаньоны протянут лапу помощи и облегчат подъём. Но жестокого или равнодушного хозяина столь тёплый приём не ждёт. В лучшем случае ему придётся забираться наверх самостоятельно, в худшем — питомцы просто не пустят его.

Видео: мнение священника о наличии души у животных

В любом случае решать, во что верить, вам предстоит самостоятельно. К сожалению, многие религии не поддерживают идею бессмертия души животных. Однако существуют и другие версии. Например, о переселении душ или их жизни в загробном мире.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

legkovmeste.ru

Есть ли душа у животных? | Суббота

Каким образом животные могут страдать и радоваться, если у них нет души? Почему церковь более благосклонна к кошкам, нежели к собакам? Можно ли молиться о зверюшках?

О христианском отношении к братьям нашим меньшим

С этими распространёнными вопросами от наших читателей мы обратились к другу нашей редакции и бывшему рижанину — наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе игумену Даниилу (Ирбитсу).

Всё своё свободное время (если, конечно, его таковым можно назвать) батюшка Даниил нынче посвящает обустройству при обители большого скотного двора и периодически поднимает людям настроение в сети Facebook, размещая там замечательные фотоотчёты об этом добром начинании.

— Идея создания монастырского скотного двора у нас появилась давно, можно сказать, с самого начала строительства обители, — говорит отец Даниил. — Но было много нюансов, которые не давали нашей мечте осуществиться. И вот время пришло.

Начали мы с разведения карликовых коз. Потом планируем купить овец, десяток кур, свиней и в идеале хотя бы одну корову. Смысл этой затеи — производство своей продукции. Молоко, яйца, сыр, сметану мы планируем изготавливать для себя сами.

Понятно, что мы, живущие в обители, стоим пока у истоков и должного опыта у нас ещё маловато. Но я уверен, что со временем придёт и такой опыт. Главное — не сидеть сложа руки и помимо молитвы трудиться на всех возможных монастырских послушаниях.

— Когда встаёт извечный вопрос «Есть ли душа о животных?», мнения священников сильно разнятся. А как считаете лично вы?

— В книге Бытия (первая книга Библии) сказано: «…и сказал Бог: да произведёт вода (и земля) душу живую по роду её. И появились рыбы, птицы, животные».

Следовательно, у животных душа, несомненно, есть. Только её природа отличается от природы души человеческой. Потому что человек получил душу от Бога: «И создал Бог человека из праха земного, и вдохнул в его лице дыхание жизни, и стал человек душою живою».

— Можно ли молиться о заболевших или потерявшихся животных? И к кому из святых лучше обращаться с подобными просьбами?

— Забота о животных — это неотъемлемая часть деятельности человека. А как может быть иначе — ведь они тоже живые, наделённые душой создания, способные страдать.

И нельзя забывать, что зачастую их страдания обусловлены именно деятельностью человека. Поэтому люди, конечно же, должны молиться о здоровье своих питомцев. Но такие молитвы концептуально должны отличаться от молитв о здоровье человека.

Человек страдает за свои грехи, а животное — за грехи человека.

К слову, в Германии нет бродячих животных. Каждая собака или кошка имеет своего хозяина, который за них несёт ответственность перед городом: он обязан вовремя делать профилактические прививки и следить за тем, чтобы животное было накормлено и не бросалось на людей. В противном случае хозяин будет нести административную ответственность.

Что касается молитв о животных — в истории христианства было множество святых, которые считаются покровителями животных, — они о зверюшках не просто заботились, но были наделены Богом даром исцеления братьев наших меньших. Среди самых известных из них — святые Косьма и Дамиан.

Но в любом случае, лучше всего обращаться в своих молитвах за помощью к Господу Богу. А то получается какое-то язычество: святые помогают своими молитвами, но подаёт просимое только Бог.

— А почему церковь благосклоннее относится к кошкам, нежели к собакам?

— Изначальное предназначение кошки — ловить мышей в доме, а предназначение собаки — охранять дом снаружи. Отсюда и отношение к ним различное. Оно не более или менее благосклонное, оно обусловлено только этим различием.

И это ложное мнение, будто церковь запрещает держать собак в домах, где есть иконы. Просто у собаки обязательно должно быть в нём своё место (кошку, как известно, приучить к своему месту нельзя), отличное от положения человека.

Во многих монастырях прекрасно уживаются и кошки, и собаки. Да и не только в монастырях. Как поётся в молитве: «Всякое дыхание да хвалит Бога!»

— Допустимо ли хоронить домашних любимцев на специальных кладбищах для животных?

— В Германии, например, такая практика очень распространена. Думаю, что это личное дело каждого хозяина своего питомца. Только не стоит из этого делать культ.

— Можете ли вы сказать, что животные, которые живут на территориях монастырей и храмов, как-то отличаются от своих собратьев? Ведь сказывается на них как-то и звон колоколов, и молитвенное пение!

— Несомненно, поведение животных, обусловленное поведением человека, живущего в монастыре, отличается от поведения животных, живущих в дикой природе или на городских улицах.

Монастырские питомцы практически никогда не бывают озлобленными, поскольку окружены особыми заботой и любовью.

А тот факт, что любое животное чувствует любовь, даже не оспаривается.

У нас в обители, кстати, есть свои особые любимцы — кошка Микки и кот Маус. Они удивительные создания!

— Вы согласны с утверждением, что о здоровье общества можно судить по отношению к детям, старикам и животным?

— Наверное, это самое верное утверждение. Ведь пожилые люди, дети и животные — это та часть нашего общества, которая не может самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя. И уровень духовного состояния общества как раз определяется степенью его сострадания именно к таким категориям.

Если общество озлоблено, оно не умеет сострадать, не умеет любить. Напротив, в обществе, где живёт любовь, в первую очередь заботятся о тех, кто нуждается в этой любви, кто самостоятельно не может позаботиться о себе.

На мой взгляд, это и есть тот критерий, который должно применять к оценке состояния общества.

Святые покровители зверюшек

Святой Франциск (Почитается преимущественно в католических странах)

В день его памяти — 4 октября — в 1931 году был установлен Всемирный день животных.

Священномученик Афиноген

В давние времена в день памяти этого святого — 29 июля — крестьяне приводили к церкви животных, где священники читали над ними особое последование для их умножения и здравия.

Также считается, что православный святой Власий помогает скотоводам, а святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий — свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу.

Ещё среди покровителей животных — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые при жизни приручали диких зверей и кормили их из своих рук.

==================

Следующий номер православного приложения «Воскресный день» выйдет в газете «Суббота» 7 мая.

www.subbota.com

есть ли или нет в православии, куда попадают животные после смерти

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна. По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь — не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Что мы знаем о душе:

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

molitva-info.ru

Отправляются ли души животных на Небеса? - Существует ли собачий Рай?

Вопрос: Моя собака недавно умерла. Она была моим верным спутником на протяжении многих лет, даже более реданным, чем некоторые из моих друзей. Мне интересно, что происходит с животными после смерти? Они попадают в рай?

Ответ:

Короткий ответ

Если вы спрашиваете, есть ли какие-то "собачьи небеса", где милые щенки бегают в специальном разделе Рая, то, хоть я и не хочу вас разочаровывать, ответ отрицательный. Тем не менее, если вы имеете в виду "небеса" в более широком смысле небесного, тогда да.

Чуть более подробный ответ

Философская дискуссия

Вопрос о том, отправляются ли животные на Небеса обсуждался на протяжении веков.

Мидраш недвусмысленно заявляет, что у животных нет удела в мире грядущем. Но это не остановило некоторых из величайших еврейских философов от обсуждения того, относится ли концепция вознаграждения и наказания – а также загробной жизни – к животным.

Например, рабби Саадия Гаон, в его знаменитой философской работе "Сефер эмунот вэдейот" (3:10) пишет, что животному, в конечном счете воздается за всю ту боль, что оно испытало в жизни и смерти. Эта идея согласуется с высказыванием Талмуда о том, что "Святой, благословен Он, не оставляет любое существо без причитающегося ему вознаграждения" (хотя награда животного отличается от того, что получает человек за хороший поступок, совершенный в силу свободной воли). То, что рабби Саадия Гаон считал, что это относится даже к животным, переживающим мучительную смерть, предполагает, что животное будет продолжать существовать даже после смерти.

С другой стороны, Маймонид считает, что концепция вознаграждения и наказания применима только по отношению к человеку.

Каббалистический ответ

Вопрос о том, получают ли животные вознаграждение и бессмертны ли их души, важен, так как он не только дает человеку перспективу и особую значимость в его взаимодействиях с остальными творениями Б-га, но и объясняет, отчасти, назначение человека в этом мире.

В пространном и увлекательном письме четвертый Любавичский Ребе, рабби Шмуэль, известный как Ребе Магараш, объясняет, что, хотя некоторые каббалисты придерживались мнения, что у животных нет бессмертной души, согласно учению Аризаля, у животных на самом деле есть независимые души, и они да попадают в рай. Аризаль, как правило, считается последней инстанцией во всех каббалистических дискуссиях.

Аризаль объясняет, что каждое создание обладает «душой». Это включает в себя абсолютно все: от камней и других неодушевленных предметот до животных и, конечно, людей. Эта душа или "искра Б-жественности" не только поддерживает существование этого творения, но и наполняет творение его назначением и значимостью в мире.

Различные души

Но если каждое творение содержит искру Б-га, чем же отличаются души человека и животных?

Б-г создал весь мир, в том числе души животных, речением. И лишь в отношении души человека Писание говорит: "И Он вдохнул в ноздри его душу жизни, и стал человек душою живою". Каббалисты объясняют, что во время речи используется относительно поверхностный уровень дыхания. Но при выдыханиии с усилием выдох идет из самой глубины. Так и душа человека происходит из самой Б-жественной сущности.

Интерактивные души

Когда Б-г сотворил мир, Он вложил в человека силу возвысить божественные искры или души, которые находятся во всем творении. Именно по этой причине душа животного после смерти возносится и возвращается к божественному источнику благодаря положительному и духовному взаимодействию этого животного с человеком.

Так, например, мы можем возвысить душу кошерного животного, произнеся надлежащее благословение при еде, и используя полученную энергию для свершения добрых дел.

(Тем не менее, в отличие от загробной жизни человека, где души "наслаждаются раскрытым величием Всевышнего" в Эдемском саду, души животных возвращаются к своему источнику (мир Тоу) в более возвышенном состоянии.)

В конечном итоге, пусть и отличаясь человеческих душ, у животных тоже есть души, которые продолжают существовать и могут быть возвышены. Эта идея налагает на нас огромную ответственность в наших взаимоотношениях с царством животных. Ведь возвышение животного в загробной жизни может зависеть от наших позитивных взаимодействий с ним.

ru.chabad.org


Смотрите также